будем исполнять и изучать!

18.07.2024. Исправлено и дополнено. Будет по плану прочитано общество «Дом Учёных» при ортодоксальной еврейской общине Гамбурга …

13.06.2024. было по плану 18:00, вторник. Либеральная еврейская община Гамбурга. Программа «Клезмерлех». Семинары Юрия Одессера.

Сообщение Леонид Цальман

Мне предложили сделать сообщение на тему: что дали евреи мировой цивилизации?  Ответ может быть бесконечен по времени изложения фактов, мыслей, биографий. Но всё можно представить одним коротким словом: Тору, которая имеет смысл: не только «Учение», но и «Закон».

Я делал сообщение, когда евреи нашей Либеральной общины отмечали праздник Шавуот. Он заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах − пятидесятым днем после Песаха −Исхода евреев из Египта.

Клятва Богу, которую дал народ Израиля при получении Торы, стоя у подножья горы Синай: Наасэ ве-нишма! — «будем исполнять и изучать!»;

Клятва «будем исполнять [указания Торы] и изучать [ее, вникая в смысл ее заповедей]! имеет отношение к сообщению «Библия о естествознании».

Библия о естествознании

Евреи с древности употребляли название своего Еврейского Священного Писания на греческом языке— библия (буквально «книги»). И слово вошло в европейские языки. Таким образом, название «библия» является еврейско-эллинистическим по происхождению. И оно не имеет исходно никакого отношения к христианству. Что делает вполне нормально использование термина «Библия» или с подчеркиванием «Еврейская Библия» в литературе по иудаике. Источник: «Введение в Устную Тору». Открытый университета Израиля».

Тема выступления: отношение Еврейской Библии к приобретению знаний человеком. Нужны ли человеку знания? Что нам говорят библейские тексты?

Автор этого сообщения – горный инженер по профессии. По этой причине я позволю необходимым в начале ответить на возможные вопросы слушателей этого выступления, которая не отдана науке о земных недрах.

Имеет ли право человек, далёкий от богословия, исследовать библейские тексты?

Во-первых, в талмудическом трактате «Авот де−рабби Натан» отмечается, что «Тора дана каждому, кто хочет вкусить её, ибо сказано: «О, все жаждущие, идите к водам…». Цитата из библейской Книги пророка Исаии (стих 55:1). Человек, изучающий Тору и выполняющий её предписания, достоин уважения (слова раввина).

Итак, Еврейская Библия предназначена не для узкого круга мудрых, это не тайна, доступная лишь избранным. Напротив, она адресована всем, каждому человеку.

Во-вторых, ясно, что для исследования библейских текстов нужно иметь образование и знания. Вопрос заключается в том, обладает ли интерпретатор текста достаточными знаниями.

Свободное первоначальное чтение Библии привело меня в студенты учебного заведения «Открытый университет Израиля». Я писал письменные работы, вел дискуссии с преподавателями и сдавал экзамены по многим курсам ОУИ, в том числе: «Евреи и христиане. Полемика и взаимовлияние культур», «Иерусалим в веках», «Введение в Устную Тору», «Введение в библеистику».

Научной дисциплине «Библеистика» немного более 200 лет. Она зародилась в Германии. Основы «Библеистики» включал семинар (2015–2017 годы) «Практика и вопросы изучения Библии» в обществе «Дом Учёных»  при Либеральной еврейской общине Гамбурга. Вели занятия Исидор Геймович Левин (20 сентября 1919, Двинск — 24 июля 2018, Гамбург) — советский и эстонский учёный-фольклорист и культуролог еврейского происхождения. Эмерит-профессор Санкт-Петербургского института религии и философии, доктор наук (1967) и его супруга Гизела (Dr. Gisela Schenkowitz-Levin, ум. в 2023 году). Так получилось, что руководитель общества «Дом Учёных» отказался сотрудничать с профессором. Но руководство Либеральной общины не прекратило работу семинара профессора Исидора Левина. Я стал модератором семинара. Так я смог на постоянной основе слушать профессора Левина. Вот слово профессора о изучении Библии:

«Религия – это наличие или отсутствие отношения к Богу, как бы ни представляли его себе каждый. <…> Должность учёного раввина требует умение дать ответ на поступающие к нему бытовые, религиозные и исторические вопросы на основе Талмуда и Библии. Обязанностью наставников-проповедников, глав общин стало правилом призывать евреев вернуться вспять в прошлое, исправить своё поведение, являющееся условием Божественного прощения <…>. Евреям остается слушать раввинов, проповедников и уповать на пришествие Мессии, когда каждый получит награду или наказание за свои поступки при жизни. К этому положению в течение двух с половиной тысяч лет были официально сводимы сведения и изучение истории евреев и Священного Писания. Доколе? Уже давно нужен иной подход каждого человека, который хочет узнать историю своего народа. Для этого необходимо предъявить требования к себе, для этого требуются знания. Нельзя быть евреем по рождению или прихоти, не став им сознательно, а для этого надо учиться, чтобы больше знать, и, хотя бы немного понимать».[[1] Исидор Левин. «Еврейские знания начинающим». Издательство «Haus der Wissenschaftler e. V.», Гамбург, 2014.]

Условие, которое должно выполняться при исследовании текстов, заключается в уважением к фактам, чтобы избежать лёгкости отбора данных в поддержку своего мнения. Отрывки из Библии не должны быть редкими и исключительными высказываниями, но утверждениями, сделанными для доказательства вывода исследователя текстов.

Я считаю, что существует тонкая, но прочная граница между толкованием содержания и смысла  Еврейской Библии и изучением библейского текста. Библию толкуют богословы, показывая основы вероисповедания. Исследователи изучают тексты Библии.

С какой целью надо изучать библейские тексты? Ясна роль Библии на формирование мировоззрения иудея, христианина и мусульманина. Поэтому человек с любым отношением к религии природным образом может прийти к выводу, что Библия подлежит изучению для разумения её идей. Комментарии текстов служат для демонстрации понимания их.

Приведу тему исследования библейского текста, когда я получил ответ на  важный для меня вопрос. Эта тема: принадлежность человека к еврейскому народу. В еврейской общине национальность ребенка устанавливается по роду матери. Если мать не еврейка, то в семье с еврейским отцом ребенок евреем не считается. Существует мнение, что еврейство ребёнка «по маме» основано на библейских книгах: Книги Ездры и Книги Неемии. Однако исследование текста книг, показывает, что в книгах нет утверждения о том, что в еврейском обществе религиозная принадлежность ребёнка должна определяться родом матери. Принадлежность ребенка еврейскому обществу во времена возвращения евреев из вавилонского плена в Иудею определялась родом отца.

Статья по теме имеется в книге, который создана блестящими авторами и редакцией с  помощью Либеральной еврейской общины Гамбурга и Ортодоксальной еврейской общины Гамбурга. Книга называется «Живём мы вечно». В ней есть статья: Леонид Цальман «Еврейские отцы и их дети». Я с удовольствием выступлю на этом замечательном семинаре с сообщением по теме статьи.

В начале сообщения об изучении библейских текстов скажу о самих принципах исследования.

Первое. Библейские тексты. Они содержат простой, прямой смысл. Некоторые тексты имеют глубинный смысл, который можно извлечь с помощью намёков, содержащихся в тексте. Автор в изучении библейских текстов старался следовать словам философа еврейского происхождения Бенедикта Спинозы (1632–1677):

«Всё познание Писания должно заимствовать из него одного. <…> общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории»;

Перейдем к самому докладу по предложенной теме.

Запись: Библия и наука

Библия утверждает, что окружающий человека мир есть воплощение замысла Бога. От разрушительных сил природы и болезней страдают люди. Преодолеть несчастья человек может, если он повинуется Богу:

«Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исход 23:25).

Наука − сфера человеческой деятельности − определяет, что для устранения страданий и их причин необходимо естествознание – получать сведения о природных предметах и явлениях и изучать их. Наука заявляет, что с целью прекращения страданий человека от разрушительных сил природы и болезней необходимо познать причины недугов человека и катастроф. Таким образом, наука внедряется в религиозные идеи. Библия утверждает одно, а наука доказывает совсем другое?

Что говорит Библия о естествознании? В Интернете (поисковая система «Рамблер», октябрь, 2021 год) года при поиске сообщений «Библия о естествознании» был получен ответ: «По введённому запросу ничего не найдено». Ранее (поисковая система «Рамблер», лето 2010 года) при розыске сообщений по теме «Библия о науке» был получен ответ: «К сожалению, в данном разделе по вашему запросу ничего не найдено». В то же время поиск сообщений «Наука о Библии» выдал более 100 тысяч ссылок на источники.

Выскажем мнение, что отношение Библии к естествознанию можно определить, изучая её тексты, которые библеистика – наука об истории создания Библии – относит к «литературе мудрости».

Библейская «литература мудрости»

В категорию «литературы мудрости» исследователи включают первые главы библейской книги «Бытие», отрывки текста из других библейских книги некоторые целые книги Библии. Тексты «литературы мудрости» не содержат описания отношения между Богом и еврейским народом. «Литература мудрости» показывает, что откровение библейское есть всечеловеческое. В ней

«человек пытается дать ответы на те или иные вопросы не с помощью религиозной традиции, завещанной от прежних поколений, а с помощью рациональной мысли, опирающийся на собственный опыт и наблюдению за реальностью». Это позиция Либерального иудаизма. Она изложена хорошо в труде «Тора. Современный комментарий». Главный редактор В. Гюнтер Плаут. Всемирный Союз Прогрессивного Иудаизма. Иерусалим, 2005». Эта книга имеется в библиотеке нашей общины.

Дисциплина «Библеистика» относит Книгу Иова и Книгу Екклесиаста к библейской «литературе мудрости». В этих книгах показан библейский взгляд на научную деятельность человека. Изучим тексты библейской книги Иова.

Запись: Благочестивый человек Иов

В Книге Иова сказано о Иове, что

«был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).

Традиционное толкование Книги Иова заключается в ответе на вопрос: останется ли праведный человек верным Богу, если будет испытан страданиями. Сатана, падший ангел, утверждал перед Богом, что

«разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его» (Иов 1:9).

Бог разрешил Сатане испытать Иова. В результате действий Сатаны Иов потерял своё  богатство, погибли его дети, он сам приобрел мучительную болезнь.

Иов считал, что Бог

«умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Однако друзья Иова не считают Иова безвинным страдальцем. Несчастная жена Иова (имя её не известно) пожалела мужа: предложила ему для прекращения мучений похулить Бога и умереть.  Иов отверг предложение жены.

Иов принял неожиданное решение. В своём горе Иов решил обратиться к Богу:

Он решил, что наказания его прекратятся, если он

«изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями…  Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 23:4).

Какое основание для принятия решения? Можно принять слова самого Иова:

«пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12; 31:35).

Бог ответил Иову. Иов после обращения к нему Бога обрёл покой:

«Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:3-6).

Иов отказывается от своих прежних суждений, печалясь при этом о том, что они были им высказаны. Иов остался верным Богу. Бог вернул Иову всё, что им было утрачено (Иов 42:12-17).

Запись: Иов – ученый

Традиционное понимание Книги Иова: богобоязненный Иов перенес мучительное испытание своей праведности и остался верным Богу. Предложим другое понимание этой книги.

Бенедикт Спиноза писал, что содержание и стиль «Книги Иова» позволяют относиться к Иову не как к «человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете» [Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат»]. Сам Иов представляет себя не как богатого человека, не как человека власти, а как человека, отличного от других своей учёностью:

«когда я выходил к воротам города […] юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои» (Иов 29:7-10).

Библейский Иов обладал знаниями. Иов заявлял, что Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение планеты Земля. Она говорил, что земля  «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Он предстаёт перед нами как учёный. В библейской истории показано библейское отношение к естествознанию.

Запись: История Иова

И вот на Иова вдруг

«постигло несчастье […] ужасы Божии ополчились» (Иов 3:26; 6:4) против него.

Отношение Бога к нему, Иов считает, непонятно: «Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20).

Иов считает, что Бог

«умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Иов не просит Бога о прекращении его страданий. Иов считает свои страдания наказанием. Иов считает своё наказание Богом несправедливым. Поэтому Иов решило обратиться к Богу:

«зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23).

Библейский Иов уверен, что он узнает причины своих несчастий и уверен также, что сможет доказать их несостоятельность.

Запись: Поиск причины несчастий

Иов предстаёт перед нами как как учёный, применяющий метод поиска решений, которого можно назвать научным.

Метод поиска причины событий Иова состоял из последовательных его рассуждений и действий:

  1. Иов используя свои знания и опыт, определял понятное ему предположение о причине события (его несчастия).
  2. Свою догадку Иов предлагал для критики.
  3. Если выбранное предположение о причине несчастия для Иова ясно представлялось ошибочным, он определял понятную ему другую гипотезу. Если предположение для Иова ясно представлялось верным, то Иов принимает обоснованное действие относительно причины событий.

Запись: Первое предположение о причине несчастий

Бог, считает Иов, дал неверную оценку его праведности. Иов считает, что Бог

«умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Иов считает, что наказания прекратятся, если он

«изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:4).

Иов проверяет своё решение: выслушивает критиков. Друзья предложили Иову смириться с мыслью о своей греховности и прекратить сомневаться в правоте действий Бога. Один из друзей Иова сказал:

«и как человеку быть правым Богом?» (Иов 25:4).

Но Иов не считает критику друзей верной:

«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми. Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:5).

Знания Иова по естествознанию (Иов 28:1-12) позволяют ему признать мудрость и разум существующие в мире и прийти к выводу, что Бог не может ошибаться:

«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего […]. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее ибо, Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» (Иов 28:13-24).

Иов пришёл к выводу, что причина его несчастий не в ошибке Богом его праведности.

Так почему, спрашивает Иов, несчастья преследуют его?

Запись: Второе предположение Иова

Действия Бога, считает Иов, враждебны к нему:

«Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня» (Иов 30:21-22).

Иов проверяет своё решение. Он выслушивает критику человека по имени Элиуй (имя означает «Бог мой Он»).

Запись: «Он никого не угнетает»

Элиуй отвергает предположение Иова, что Бог враждебен к нему:

«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека[…]. Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 33:8-12; 37:23).

Запись: Видение Иова. Знания и воображение

Наука включает два свои начала: 1) наблюдение и опыты и 2) мысленные логические доказательства выводов.

Существует способ познания неизвестного через воображение. Можно такой способ считать началом науки? В науке познание неизвестного через воображение, возможно, определяется как научное открытие.

Запись: Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн сказал о Боге:

«Господь изощрён, но не злонамерен».

Рассказывая о создании общей теории относительности, А. Эйнштейн пишет:

«Позади остались долгие годы поисков в темноте, полные предчувствий, напряженное ожидание, чередование надежд и изнеможения и, наконец, прорыв к ясности». (А. Эйнштейн. «Автобиографические заметки», 1945).

А. Эйнштейн имел смелость сказать то, что, возможно, догадывались, но не сказали другие учёные:

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» ( А. Эйнштейн. Статья What Life Means to Einstein в Saturday Even-ing Post, 26 октября 1929).

Запись: Библейский Даниил – учёный

В библейской Книге Даниила есть ответ на вопрос: кто может быть учёным? Это люди, которым Бог

«дает мудрость разумным и знание – способным понимать» (Даниэйль 2, 21).

В книге имеется определение качества ученого человека: способность к открытиям. Эти качества учёного указываются на примере Даниила, в котором

«дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Даниэйль 5, 12).

Для того, чтобы разгадывать загадки, часто необходимо суждение о неизвестном через понятия, которые для «отгадчика» представляются истинными. Однако догадка о неизвестном предмете или явлении через что-то известное может быть неверной. Например, не вся полнота сведений об объекте изучения знакома исследователю. Но есть догадка – заключение учёного о неизвестном предмете или явлении на интуитивном уровне, которую можно назвать научным открытием.

Догадка – это не выдумка. Часто для выдумки, чтобы в неё поверили, необходимы искажение и скрытие чего-то известного. Для разоблачения выдумки достаточно иметь хорошие знания.

Можно сказать, что догадка сродни «откровению», которое, как считает Бенедикт Спиноза, есть качество разума, представленного в Библии как признак Божественного интеллекта [Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат»]. Возможно, многим людям приходят догадки о чём-то, которые были тайной, скрытых для окружающих. Но не все люди могли оценить своё прозрение, так как не были и сильны духом. Библия говорит о том, как ведёт себя Даниил, когда

«было откровение Даниилу […] и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение» (Даниил 10:1).

Даниил говорит о своих переживаниях:

«И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение» (Даниил 10:2-8).

Иов не возражает на критику Елиуя.

Итак, нам известны два предположения Иова о причине его бедствий, а именно: первое, Бог ошибается в праведности Иова и, другое, Бог несправедлив к Иову. Причины оказались по размышлению Иова неверными. Что было с Иовом дальше?

В Библии читаем, что некий человек Элиуй (имя означает «Бог мой Он») сказал Иову, что

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении […] Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-19).

Так и случилось. В библейской книге пишется, что

«Господь отвечал Иову из бури» (Иов 38:1).

Возможно, ответ Бога был в воображении Иова.

В словах Бога нет одобрения благочестия Иова, но не показывается ничтожество его перед божьими делами, как считают многие исследователи.

Для Бога Иов человек, «омрачающий Провидение словами без смысла» (Иов 38:2). Другой перевод этого библейского стиха: «без знания омрачающий замысел». Бог сказал:

«Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? … На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, …? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. … Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его? Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает. … Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?» (Иов 38:1-41).

Речь Бога идет о простых вещах, которые наблюдаются в природе. Разговор о воде понятен человеку, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют неполноту его знаний.

Бог считает Иова человеком, который преувеличивает свою учёность. В словах Бога есть ирония:

«будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32).

Бог ответил Иову. Иов обрёл покой:

«Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:3-6).

Иов признает свои прежние речи безосновательными рассуждениями о том, чего он не понимал. Все ранее сказанное им – продукт несовершенных знаний («слышал… слухом уха»), истинное знание сообщено ему путем откровения, просветившего ум. Иов отказывается от своих прежних суждений, печалясь при этом о том, что они были им высказаны: «раскаиваюсь в прахе и пепле». Иов остался верным Богу. Бог вернул Иову всё, что им было утрачено (Иов 42:12-17).

Иов узнал причину своих несчастий. В чём она заключалась?

Запись: Идея «Книги Иова»

В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь.

Но не являются ли страшные события результатом действий человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги.  Иов − исследователь природы. Он понимал, что с ним может случиться

«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25).

Идея «Книги Иова», возможно, выражается:

а) в вопросе Иова Богу о том, как избежать «ужасное»:

«Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? […] Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11-13),

б) в ответе Бога Иову:

«укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).

В этих библейских словах заключается библейское отношение к естествознанию.

Запись: Десница

Десница Бога является символом всемогущества Бога (песнь Моисея):

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход 15:6).

Чем является «десница» человека?

Прочитаем в Библии о том, что услышал Моисей, который ожидал помощи от Бога, во время бегства евреев из египетского плена. Когда евреи ожидали смерть от фараона, который догнал беглецов на берегу моря,

«Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам […] Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-17).

Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги от действий Бога. Бог сказал Моисею: нет, ты раздели море.

Спасли еврейский народ от преследующих их на колесницах египтян вера Моисея в Бога и правильные действия Моисея в нужное время и в нужном месте:

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исход 14:21).

Божественное указание человеку: он может преодолеть бедствия своей десницей, своими действиями.

Десница — это действие человека. Слова «величие и слава, блеск и великолепие» (Иов 40:5) есть библейское определение учёного: его знания, общественное положение, вознаграждение и результаты труда.

В библейской книге слова «взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых» (Иов 40:8) – есть аллегория требования к учёному: истребление невежества и защита правды, разоблачение обмана.

Библейское выражение «десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) – есть аллегория естествознания, которые избавят человека от несчастий.

Запись: Причина несчастий Иова: отсутствие стремления к знаниям

Иов пришёл к заключению:

«страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28).

Предложим смысл библейского стиха (Иов 28:28).

Библейский «страх Господень» – это осознание Иова в том, что он не понимает созданный Богом мир. «Истинная премудрость» для Иова– это его сознание неполноты в знаниях.

Библейское «зло» – это непонятная для Иова, но принимаемая чувствами природная сила. Библейское выражение «удаление от зла»: это действия человека по его уму-разуму для исключения природных бедствий и несчастий.

Итак, отметим вывод, к которому, по нашему соображению, пришёл учёный:

  1. Иов считал, что обладал знаниями во всей полноте.
  2. После слов Бога к Иову он понял, что не обладает достаточными знаниями.

Отсутствие стремления к знаниям является причиной несчастий

Иов признал, что отсутствие стремления к знаниям является причиной его несчастий. Предложенный вывод подтверждается в Библии?

Критик данного сообщения может сказать: стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание.

Ответ критику: На наш взгляд, божья заповедь человеку «стремление к знаниям» прямо не записана в Библии. Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его природное стремление к размножению. В Библии сказано о первых человеках, что

«благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным» (Берешит 1, 28).

Библейское выражение «овладение землёй» есть иносказание: это природное (от Бога указание) стремление человека к естествознанию. Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его необходимость в пище.

Бог не наказывает Иова за недостаточные знания, а показывает к чему приводит отсутствие у человека стремления к знаниям. К несчастиям приводят.

Иов определил причину своих несчастий: нарушение божеского устройства человека: отсутствие стремления к получению знаний.

Запись: Библия и знания. Заключение

Библия призывает человека к знаниям. Слова Бога к Адаму и его жене:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие1:27-28)

составляют главные божеские заповеди. Их суть:

− находите себе пару;

− рожайте людей;

− живите плодами земли;

− занимайтесь исследованием природы.

Автор библейской «Книги Иова» рассказывает об учёном, который полагал, что его знания исключат катастрофы и болезни. Иов признался, что он ошибался. Иов пришёл к выводу, что человек не обладает необходимой полнотой знаний. Пренебрежение к достижению знаний сопровождаются для человека опасностями.

Библейская «Книга Даниила» говорит что человек обладает воображением, которое позволяет получать знания о неизвестном.

Человек познаёт окружающий мир своим воображением и своими знаниями. Существуют учёные, делающие открытия неизвестного своим воображением. Часто это качество зависит от воли учёного. Внутренняя свобода и смелость в высказываниях– категория пригодности человека к наукам. Так можно понять тексты Библии о естествознании.

Всё моё сообщение выразил в нескольких словах немецкий поэт и мыслитель Г. Лессинг (1729–1781):

«Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».

А ещё короче в мудрой народной поговорке: на Бога надейся, а сам не плошай. Узнавай законы природы.

Анонс

Автор библейской «Книги Екклесиаста» утверждает, что от человека скрыто устройство мира. Законы мира не известны. Законы мира познаваемы. Достигаются знания большим трудом. Будут делаться открытия в естествознании, и так будет из века в век. Об этом может быть следующее сообщение на этом семинаре.

 

 

 

Один комментарий к “будем исполнять и изучать!

  1. Выскажем мнение, что отношение Библии к естествознанию можно определить, изучая её тексты, которые библеистика – наука об истории создания Библии – относит к «литературе мудрости». В категорию «литературы мудрости» исследователи включают первые главы библейской книги «Бытие», отрывки текста из других библейских книг и некоторые целые книги Библии. Тексты «литературы мудрости» не содержат описания отношения между Богом и еврейским народом. «Литература мудрости» показывает, что откровение библейское есть всечеловеческое. В ней «человек пытается дать ответы на те или иные вопросы не с помощью религиозной традиции, завещанной от прежних поколений, а с помощью рациональной мысли, опирающийся на собственный опыт и наблюдению за реальностью». Это позиция Либерального иудаизма. Она изложена хорошо в труде «Тора. Современный комментарий». Главный редактор В. Гюнтер Плаут. Всемирный Союз Прогрессивного Иудаизма. Иерусалим, 2005». Эта книга имеется в библиотеке нашей общины.
    ————————————————————————————————
    Основатель хасидизма Хабад раввин Шнеор Залман в 1796 году опубликовал книгу «Танья», התאניה. «Танья» служит основополагающей книгой хасидизма Хабада и включает в себя инструкции по образу жизни и работе Творца, основанные на совместной работе эмоций и понимания.
    Книга известна главным образом своей первой частью, «Лакоти Амрим», в которой рассматривается проблема добра и зла в человеческой душе («божественная душа» против «животной души»). Раввин Йосеф-Ицхак Шнеерсон, шестой Ребе Хабада, сказал, что эта книга является «письменной Торой хасидизма».
    Какое объяснение можно дать вопросу «Почему Бог сделал это?» Трудно ответить на такой вопрос, — признает Рабби. Основным моментом здесь являются отношения между нами и Богом. Если мы измеряем Творца глазами человека, понятиями человеческого разума или даже сложным компьютером, то у нас действительно непростые претензии. Где справедливость и милосердие. Но когда мы понимаем, что Бог совсем другой, он выше любого человеческого понятия и любого определения, и не измерим ни по каким стандартам ценностей. Когда мы осознаем, что расстояние между нами и Богом бесконечно, как сказал пророк Исайя: «Ибо мои мысли — не ваши мысли, и ваши пути — не мои пути». Невозможно рассматривать действия Творца по нашим меркам справедливости.
    Ребе Шавтай Славатицкий (родился в 1951 году) — главный эмиссар Хабада в Бельгии и Люксембурге, дал захватывающее интервью.
    Когда еврей ведет свою жизнь в радости, он творит радость с Творцом, и таким образом приносит миру спасение. «Думай о хорошем и все будет хорошо». Речь идет не о способности желать, а о возможности каждого еврея, способствовать своим личным поведением действиям Бога, действиям видимого добра и доброты.
    Каково послание Рабби народу Израиля в целом и общинам Хабада в частности? Бывший главный раввин Израиля Исраэль Меир Лау имел встречу с Рабби из Любавича в конце войны Йом Кипур, он спросил «Что будет?» Рабби ответил ему: «Не спрашивайте, что будет, спросите, что делать? Какую миссию просит меня выполнить Создатель сейчас? Сказано в Псалмах «от врагов мудрости учитесь». Иногда нам приходится учиться именно на действиях ненавистников Израиля.
    Война Судного дня началась 6 октября 1973 года, суббота 8 октября. В понедельник, Москва, я пришел на работу, через некоторое время пришли двое, один из них бросил на стол газету с возгласом «Израиль капут». На первой странице — «Новая война на Ближнем Востоке» и фотография пленных израильских солдат на Суэцком канале. Газету я купил по дороге на работу, получил сильный шок, трудно передать словами. Я сказал: «Да, ситуация тяжелая» и провел сравнение с ВОВ, Курская дуга, 1943 год. Тогда советское командование получило предварительную информацию об операции, но оставили немцам возможность первого удара, с целью измотать противника в обороне и затем перейти в наступление; были приняты скрытые оборонительные меры. В конце разговора я сказал: «Приходите через две недели, будет поворот». Гости вернулись через три недели в хорошем настроении; Ариэль Шарон форсировал Суэцкий канал и достиг 101-го километра от Каира. Через год я был уже в Израиле. Есть несколько объяснений почему так произошло, но полной картины не получается; единственное объяснение – по воле Всевышнего. Война Судного дня не была неожиданностью, кабинет Голды Меир принял решение оставить Египту и Сирии возможность первого удара, но не было проведено скрытых оборонительных приготовлений.

Добавить комментарий