ЕВРЕИ И ГОСУДАРСТВО

Аврум ТАРАНТУЛ

Я, скорее всего, не окажусь оригинальным, если скажу, что в годы моего детства идиш в нашей семье, кроме естественного средства общения взрослых, был их тайным, зашифрованным от детей, языком. Потому смысл нередкого бабушкиного «унзере лазике мелихе» («наше вшивое царствование»), так она, оказыается, именовала советскую власть, я осознал в годах уже достаточно серьезных. И, хотя, родился при этой власти, и прожил при ней почти полвека, из которых чуть ли не тридцать лет активно работал, добросовестно выполняя ее задания или, если хотите, прихоти, никогда у меня не было ощущения ее, как своей. Не могу пожаловаться на особые преследования с ее стороны, но она всегда, почти открытым текстом (а то – и без «почти») давала мне понять исконную и принципиально неизбывную чуждость ей, и государству ее осуществляющему.

А, уж, когда она рухнула вместе с этим государством, и я в одну ночь, не вставая с постели, перелетел, как в сказке, в совершенно другое государство, под руку иной власти, о которых никогда бы и не помышлял, не оставалось ничего другого, как задуматься о своем месте в этом мире. Месте, в прямом смысле, географическом. И я выбрал Эрец Исраэль. Единственное место на Земле, где власть осуществляется Государством, задуманным как Еврейское.

Нашему еврейскому роду (этносу) от Авину Авраама-Аиври около четырех тысяч лет. Нашему еврейскому народу, выпеченному в сорокалетних блужданиях по пеклу Синайской пустыни и завоевавшему Эрец Исраэль, около трех тысяч трехсот. Примерно 3040 лет назад наши предки созрели до понимания необходимости государственной власти и получили царя Шауля.  Но, по прошествии Золотого века, когда при царях Давиде и Шломо Еврейское Царство достигло апогея, распри многочисленных отпрысков правящей династии впервые привели страну к разрушительной формуле «Два государства для двух народов», и Израилевы колена разделились на два царства: Иудею и Израиль с раздельными столицами Иерусалимом и Шомроном, с раздельными Храмами…

Между братскими еврейскими государствами начались непрерывные войны, часть их – по религиозным поводам. Древняя еврейская история, записанная иудейскими летописцами и донесенная до нас хрониками ТАНАХа, рассказывает, как Израильское царство погрязло в грехе, как в Бейт-Эле отправляли культ Золотого тельца… Альтернативных источников мы не имеем, ибо нечестивое, по свидетельству иудеев, Израильское царство бесславно и почти бесследно погибло под ударами ассирийцев. Шомрон был безжалостно разрушен, а десять Колен Израилевых, составлявших население царства, уведены в плен, в Ассирию. Это произошло 2833 г. назад.  Через 135 лет такая же участь постигла и Иудейское царство, павшее под ударами Вавилона. Иерусалим и Первый, соломонов, Храм были разрушены. Но уже через полвека из Вавилона, в свою очередь, завоеванного и разрушенного персами, потянулись потоки алии первых сионистов. Они, получив право на возвращение от персидских царей (в результате известных интриг еврейки, царицы Адасы-Эстер и ее родственника Мордехая), под руководством Шешбацара, Эзры и Нэхэмии возвращались к Сиону для восстановления Храма и Иерусалима. И эта цель была ими достигнута. Евреи вновь расселились на Земле Обетованной под властью своего, хотя и вассального (от Персии, Греции, Сирии, Рима) Государства. В основном, оно было теократией первосвященников, которая, в конце концов, обессилела под гнетом сирийцев, подавлявших основу еврейской самоидентификации – культ Единственного. Но восстание Маккаби (165-141 гг до н.э.) свергло сирийский гнет, и правителем освобожденной Иудеи провозгласили Шимона Хашмонаи, с титулами и первосвященника, и царя. Новая, хашмонайская династия правила до 37 г. до н.э. А затем, еще век с небольшим в Иудее правила вассальная Риму династия, основанная Иродом Великим.

В 66-70 гг. разразилось антиримское восстание, названное Иудейской войной, жестоко подавленное императорами Веспасианом и Титом. Иерусалим был разрушен, сожжен и даже распахан. Большинство жителей Иудеи уведены в плен и впоследствии рассеяны на пространстве от Иберии до Аравии и от Северной Африки до Галлии.

Еврейская государственность, просуществовавшая около 1000 лет, прервалась почти на 19 веков, до 1948 г.

Таким образом, нет ничего удивительного, что в нашем народе, прожившем в чужих стенах три четверти жизни своей, нет пиетета к государственной власти, ибо, по большинству это была чужая власть. Да и на сегодняшний день более половины евреев продолжает жить под чужими крышами. И феномен наличия в мире уже более 60 лет собственно, Еврейского Государства неадекватно слабо отражен в психологии современного еврейства. Хотя, действительно, можно ли за шесть-шесть с половиной десятилетий полностью преодолеть почти двухтысячелетние наслоения исторической памяти, в которой государство, это – нечто от них, гоев, нечто, априори, враждебное, то, что приносит одни лишь «цурес»? Государство, выступающее исключительно, как орган насилия, к выживанию в условиях которого учили (и, надо сказать, достаточно успешно!) мудрецы.

Нам удалось избежать мохаммеданской ассимиляции в период Великой Дружбы Народов на просторах Халифатов (хотя грех периодического впадания в мохаммеданское язычество, ох, как висит на многих тогдашних мудрецах!). Это позволило сохраниться нам и от полного уничтожения в кровавой катавасии, затеянной Инквизицией…

Особо вопрос о выживании евреев, как народа обострился в 19-м веке, когда европейское еврейство подверглось активной ассимиляции, носившей как насильственный характер в России и Австро-Венгрии, так и добровольный, через систему Аскалы, в той же Австро-Венгрии и Германии, Франции.

И отсюда возникший в новые времена характерный для евреев психологический разлом, особо распространенный среди людей образованных, в первую очередь, гуманитариев: государство – чужеродная мерзость, но мы, евреи – лояльные его граждане, зачастую, наилояльнейшие, и должны активно участвовать в гражданской жизни, а если она потребует государственных перемен, то – в авангарде! Ломать, так ломать! Строить, так строить! – Главное, со всеми, в первых рядах! И ломают и строят… А конец, всегда – как в той в антисоветской похабной частушке: «…Хочешь сей, а хочешь – куй! Все равно, получишь… !»

 

Ну вот, не признают «титульные» еврейских заслуг, свои у них традиции, юдофобские, и им тоже не меньше двадцати веков!

От  привычного неприятия государств галутными евреями происходит и распространенное недоверие галута к Израилю: он, мол, еще не доказал нам свою способность быть Государством. Смотрите, что там творится! Ни границ, ни Конституции! Законодательство лоскутное: от султанских фирманов до законов Кнессета. И не все соответствует стандартам прогрессивного человечества! Перманентное военное положение, да как вообще можно так жить? – Так жить нельзя! То ли дело, у нас в Штатах – двести с лишним лет торжества закона, плюрализм и гуманизм! Или в России – хоть, уже и не пролетарский, но интернационализм! А в Израиле, надо же, в открытую действуют националисты! Да какие? – Еврейские! Не признающие ни идей Ф.М. Достоевского, ни М.Л. Кинга!

И кто его знает, этот Израиль – сегодня он есть, а завтра? Ну и что, отбивал пока, худо-бедно атаки арабов, но, сколько веревочке не виться, говорит наша народная мудрость (наша – в смысле гражданства!)…

Нет уж, пусть там, в Израиле, говорят – и жизнь хороша, и жить хорошо, а в нашей буче – и того лучше!

…Но есть варианты похуже. Это когда израильтяне, урожденные израильтянами даже, начинают подходить к своему Государству с чужеземными мерками, отрицая его суверенность. Не могу сказать, чтобы таковых было большинство, меньшинство безусловное, но вооруженное, крикливое и поддерживаемое галутом. Галутом, по сути своей, преимущественно, антисионистским, ибо нет в наше время силы, которая запирала бы галутных евреев в стенах гойских городов. Призыв «Отпусти народ мой!» сработал почти четверть века назад, и все ворота галутов сегодня распахнуты для исхода евреев. И ничто, кроме антисионизма не удерживает их в гойских стенах. Отдельные, правда, взбираются на стены и в позорные трубы созерцают далекий Израиль и ощущают внутри себя тепло полного с нами единения. Но нам от такой платонической любви обычно не тепло и не холодно. Ибо, на практике, их жизнь, это жизнь их государств, в потоках по руслам, прорытым «титульными» или большинствами. Потоками, которые несут отнюдь не целительные и кошерные напитки, нужные евреям.

 

На мой взгляд, сегодняшний еврейский мир расколот по линиям «Израиль-галут» и «сионизм-антисионизм». И как произойдет преодоление раскола: массовой ли алией, ассимиляцией ли галута или (хас вэ-халила!) ликвидацией Государства, мне кажется, станет ясно в ближайшую пару-тройку десятилетий. Не позднее.

 

Иерусалим 12.02.12

Фотоиллюстрации из архивов интернета