Виктор Шендерович. ОТВЕТЫ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

1. ПРО «ЧЕЙ КРЫМ» И ВОЙНУ РОССИИ С УКРАИНОЙ.

Тут впору вспомнить анекдот про мужа, который однажды уже сказал жене, что любит ее и непременно сообщит, если что-то изменится.

Моя позиция тоже неизменна: захват Крыма — это аннексия, интервенция на Донбассе — преступление и авантюра, а полномасштабная война, начавшаяся в 2022-м году — трагедия для Украины и политическая катастрофа для России.

Путин — военный преступник. Военное и политическое руководство РФ несет вместе с ним полную ответственность за произошедшее (о моральной ответственности россиян — отдельно, ниже). Возвращение России из международной изоляции немыслимо без возвращения Украине ее захваченных территорий, включая, разумеется, Крым.

Я полагал, что эта моя позиция известна в Украине (как минимум, тем, кто имеет представление о моем существовании) — и что мне нет необходимости каждый раз доказывать, что я не верблюд. Жизнь показала: ошибался. Такая необходимость есть. Война обнулила очень многое, и прилагательное «российский» сегодня создает в Украине контекст, чудовищность которого я явно недооценивал.

Поэтому фиксирую позицию снова.

2. ПРО «НАШИХ МАЛЬЧИКОВ, ИНОГДА УБИЙЦ».

Надеюсь, про это — в последний раз. ))

Реплика на «Живом гвозде» (28.04.23) была отсылкой к печально знаменитой фразе, прозвучавшей на телеканале «Дождь». Я попытался передать и развить логику говорившего, при этом недвусмысленно (иронической интонацией) обозначив свое отношение к этой логике.

Реплика закончилась моими словами о нашей (россиян) ответственности за этих «мальчиков-убийц» и эту страну.

О необходимости наказания убийц и мародеров, уже битыми словами, я говорил в тот же день в эфире у Сергея Пархоменко.

Там же сказал, что это совершенно не отменяет нашего права на человеческую жалость к отдельным людям, «ванькам и серегам», призывному путинскому мясу, брошенному на убой. Все они, безусловно, оккупанты, но не все военные преступники, и это различение кажется мне очень важным. Оккупантами, по молодости лет, были и Стендаль, и Генрих Белль, и Александр Володин, и никто не спрашивал их о желании стать оккупантами…

В том же эфире я говорил: украинцы имеют полное право ненавидеть и уничтожать врагов, пришедших на их землю. «Сны зависят от положения спящего», сформулировал Станислав Ежи Лец, и сны сегодняшней Украины жестоки. Но право пожалеть отдельного живого человека принадлежит человеку, а не нации или государству, и я всего лишь напомнил об этой аксиоме.

Еще раз, битыми словами: «наши» в контексте моего эфира — не индульгенция на военные преступления, а признание моральной ответственности за происходящее.

3. ПРО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — И ПРО ВИНУ.

Попробую зафиксировать позицию еще раз.

Принятие исторической ответственности сродни принятию болезни или смерти близкого: это ужасно, но это так. Штраф за содеянное Путиным (при потакании элит и молчаливом терпении большей части народа) уже наложен на Россию, и по счетам будут платить все — и противники Путина, и простаки, не подозревающие о грядущей расплате.

Но в отличие от исторической ответственности вина — вещь персональная, и обвинения в адрес отдельного человека только персональными и могут быть. Замазывание человека грязью и наказание его (или поражение в правах) по факту паспортной принадлежности — аморально и противоправно.

Сложнее с самим человеком — и его осознанием моральной ответственности за содеянное страной.

Снятие с себя этой ответственности (так сказать, ментальный «выход из гражданства») — это очень практичный вариант, но он подходит не каждому.

Ничего заведомо плохого в таком внутреннем разрыве с местом рождения нет (это лишь вопрос внутреннего самоощущения), но дальше, по мне, начинаются важные вкусовые подробности.

Ибо в такие времена, как наше — одно дело внутренняя эволюционная непричастность человека, давно уехавшего с родины и внутренне отделившегося от нее, а другое — тактический перескок блохой-активисткой из россиян в украинцы (или просто в граждане мира, во всем белом), — да ещё с радостным публичным самоутверждением за счет бывших соотечественников.

Мне кажется, это последнее больше похоже на сбрасывание убыточного актива, чем на нравственную эволюцию.

4. ПРО РУССКОГО ЛИБЕРАЛА, КОТОРОГО «ПОСКРЕБИ, И НАЙДЕШЬ ИМПЕРЦА»

Либерала-имперца не существует в природе, это оксюморон. Для империи население — расходный материал, для либерала же именно отдельный человек, его жизнь и достоинство — мера вещей.
Потому-то шахматная логика черно-белого размена, которую легитимизируют военные времена: вы убили наших мирных жителей, а мы за это убьем ваших, — неприемлема для либерала! Принцип коллективной ответственности — преступен и невозможен.

Но люди, радостно повторяющие мантру про русского либерала-имперца, имеют в виду, видимо, другое. Они имеют в виду, что мы — ненастоящие либералы. Что только называем себя так, а на самом деле…

Этот вопрос заслуживает разбора. Разумеется, человек, рожденный и выросший в русскоцентричном социуме, не может до конца отрефлексировать степень собственной интоксикации имперской темой. Я сам рефлексирую по этому поводу — и с удивлением обнаруживаю иногда следы такого отравления. (Один случай неприятного открытия обещаю как-нибудь рассказать отдельно).

Но свобода размахивать руками, по Канту, заканчивается у кончика носа другого человека, и одно дело — насильственная русификация народов (это, безусловно, империализм), а другое — приверженность русского интеллигентного кулика родным алфавитным болотам (это уже культуроцентризм). Не стоит их путать.
Не обощайте да не обобщаемы будете. Имперского «русского либерала» не существует в природе — это пошлый пропагандистский мем, и только. Люди либеральных воззрений, как и все люди вообще, разумеется, очень разные, но…

Многие десятки миллионов россиян никогда не голосовали ни за Путина, ни за Зюганова с Жириновским. Миллионы их заплатили за отказ «принимать причастие буйвола» запретом на профессию, преследованиями и эмиграцией. Миллионы — поддерживают сегодня Украину словом и делом. Десятки тысяч людей выходили на улицы, были избиваемы на площадях, сидели в автозаках. Тысячи — не побоялись уже в военное время, оставшись в России, назвать войну преступлением и сидят за это в тюрьмах…

Список моих друзей и товарищей, либеральных политиков и журналистов, убитых Путиным, пошел на второй десяток — и мне кажется, что имен «Немцов» и «Политковская» должно было бы хватить для приличного человека, чтобы устыдиться и перестать повторять пошлый мем.

5. ПРО «УКРАИНСКИЙ НАЦИЗМ»

Если верить Сети, эта формулировка принадлежит мне, но это ложь, и ложь вполне рукотворная. Авторы лжи расчетливо смешали меня с кремлевской грязью, ибо именно «украинский нацизм» был пропагандистским доводом за вторжение…

Проясним понятия. Я говорил не о государственном нацизме, а о низовом уровне проблемы: очевидном росте антирусских настроений в Украине, причем именно после вторжения!

Но разве я не прав? Разве кого-нибудь на просторах фейсбука сегодня удивишь широкими обобщениями про тупых, рабских по природе, жестоких и аморальных россиян? Так вот это она и есть — доктрина о неполноценности или превосходстве какого-либо народа!

Да, это несомненный, долго копившийся ответ — на многолетнюю путинскую пропаганду об украинском «недонароде», на многовековой надменный взгляд на «малороссов» из-под имперского штандарта… Да, зашкаливающая температура сегодняшней неприязни украинцев к россиянам более чем объяснима после Бучи и Мариуполя, все так.

Но понимать причину болезни — это одно, а запускать или культивировать ее — немножко другое (и совсем третье).

Каюсь, я недооценил текущий эмоциональный фон — то есть, не сразу понял, что это, собственно, даже не фон, а содержание происходящего: тяжелая, длящаяся травма от российской агрессии. И все же полагаю, что надо как можно раньше начать называть вещи своими именами.

Может быть, тактичнее, чем это сделал я, но надо. Да, и во время войны. Нет, не вместо сочувствия к жертвам российской агрессии и жестких оценок путинизма. Надо называть своими именами ВСЕ вещи.

Из самокритики (подсказано специалистами): я, конечно, представить себе не мог, что для украинского уха в критике украинского национализма звучит имперская, а не либеральная нота (ибо империи тоже борются с национализмом, но внутри своей парадигмы). Видимо, жесткость ответной реакции была связана во многом именно с этим взаимным недопониманием. Да, прежде чем начинать спорить, надо договариваться о значении слов (Декарт)…

Ну так давайте договоримся.

Еще раз, битыми словами: я за независимость Украины и против Российской, кроваво агонизирующей, империи. И при этом, разумеется, против любого оскорбления человека по национальному признаку.
И еще об одном недоразумении. Критикуя «всплески украинского нацизма», я ничего не написал о нацизме русском — ну, тут и началось…

А причина, как ни смешно, все та же: о русском нацизме я писал и говорил перед этим сотни раз (с 1993 года как минимум) — и, как и в случае с Путиным и Крымом, полагал, что моя позиция по этому вопросу не требует отдельных пояснений. Ошибался.

Если кому-то охота ознакомиться с историей вопроса моих отношений с русским нацизмом, — все ходы записаны, милости просим. Неловко напоминать, но именно я был организатором Антифашистского митинга в Москве, после погромов на Манежной 2010 года…

Для экономии времени, можно просто почитать, что пишут обо мне и чего мне желают русские нацисты.
И последнее по теме. Мне казалось, что мои слова никоим образом не могут оскорбить украинскую нацию в целом — и я остаюсь при своем мнении. В любой нации есть люди крайних и запредельных воззрений по национальному вопросу, как в любой нации есть душевнобольные или просто идиоты. И речь не об украинской природе зла, а всего лишь о том, что в Украине это тоже есть, как и везде (причем в гораздо более легкой форме, чем в России, разумеется).

И — да, я совершенно не сомневаюсь, что в Украине найдутся силы для противостояния этому злу. Собственно, об этом я как раз уже писал…

6. ПРО БЕСТАКТНОСТЬ

Возмущенное, типовое: как можно писать о чем бы то ни было эдаком (см. выше), когда… — и дальше свежая фотография разрушенного дома или убитого украинского ребенка.

Простите за повторение сказанного, но — писать можно и нужно. И о путинских военных преступлениях, и о сложных нравственных коллизиях, новых вызовах, которые сформулировало военное время. И просто о жизни, которая прокладывает себе русло даже в военном аду… Можно даже постить кошечек, ничего страшного.

Все дело в пропорциях — и в этом пункте я должен снова обьясниться схожим образом.

Главному трагическому содержанию наших дней — преступлениям российской военщины в Украине, — в значительной степени посвящены мои еженедельные эфиры на «Белсате» (программа «Ход мысли») и канале «Ходорковский. Live» (программа «Текущий момент»). Милости просим подписываться и смотреть.

Однако именно фейсбук воспринимается аудиторией как мое общественное лицо, и я не очень отдавал себе в этом отчет. Согласен: никто не обязан слушать все, что я говорю, и знать хронику моего противостояния с путинским режимом — по украинскому вопросу, в том числе. Замечу, однако, что если у человека есть столько свободного времени, чтобы месяцами напролет трясти меня за грудки, то он мог бы найти пять минут на три клика мышкой, чтобы подучить матчасть и получить исчерпываюшие вопросы о моей политической позиции.

Что до меня, — постараюсь учитывать вопрос тематических пропорций в дальнейшем.

Встречным образом, однако, предлагаю не приходить ко мне на страницу для того, чтобы спросить, почему я еще не заткнулся. Это моя страница, и я делюсь на ней своими соображениями с теми, кому они интересны.
Еще и еще раз: именно трагедия Украины и ее драматическое противостояние путинской агрессии является главным содержанием нашего времени, и это настолько очевидно, что многие военные месяцы существует для меня как бы по умолчанию.

Это умолчание может восприниматься как пренебрежение, но это не так. Я просто не понимаю, как можно комментировать очередной обстрел ракетами жилых кварталов украинских городов. Слова «будьте вы прокляты» и «простите нас» написаны мною еще в марте прошлого года и повторены многократно. Ставить их как плашку?

Я стараюсь писать о процессах, которые происходят на наших глазах, о новой симптоматике, о том, что приоткрывается нам из будущего… А ненависть к Путину и сочувствие к Украине никуда не делись, просто давно вынесены за скобки. Да, по умолчанию.

7. О ЧЕМ Я СОЖАЛЕЮ

Крик, хамство и провокации в комментах, всегда более заметные, чем все остальное, увы, помешали мне расслышать многие важные и справедливые критические соображения, высказанные в эти месяцы. Я приношу извинения всем приличным людям, которые были задеты моими рассуждениями (может быть, излишне рациональными и отстраненными на фоне текущей катастрофы).

8. ПРО ТАБАКОВА, БАТАЛОВА И МОИ «ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ»

….в оценке тех, кто поддержал аннексию Крыма.

Да, разумеется, я человек, а не кусок искусственного интеллекта, и пристрастен к тем, кого любил. Олег Табаков — одна из несущих конструкций моей жизни. Сыновье чувство и пожизненная благодарность судьбе за такой подарок никуда исчезнуть не могут.

Все это не помешало мне, собравшись с силами, написать критический пост после позорного высказывания Олега Павловича про украинцев, — пост, увы, прекративший наши отношения. Так что нет никаких двойных стандартов, а есть человеческий объем людей и их отношений, не умещающийся в плоскую шкалу политической оценки.

Не произнести слова благодарности вослед, после смерти Табакова или Баталова (которого мне тоже посчастливилось знать лично) — было бы для меня свидетельством не политической принципиальности, а нравственной тупости и трусости.

Речь, повторяю, идет именно о моей реакции. Я совершенно принимаю право других людей (украинцев и не только) ненавидеть всех сторонников «русского мира» скопом и без разбора, ставя великого Баталова в один ряд с Гиви и «Моторолой». Просто не стоит требовать этой плоской шкалы от всех остальных.

9. ПРО ПОМОЩЬ ВСУ

Мои личные убеждения (можете называть их предрассудками) таковы, что я не готов давать свои деньги на инструменты убийства. Мои средства идут на средства защиты (аптечки, бронежилеты etc) для бойцов ВСУ и, разумеется, на помощь беженцам.

Никому своей этики не навязываю, но и ломать ее по требованию самозванных «общественных контролеров» не собираюсь. Это относится и к требованию отчитываться по донатам: такое требование справедливо, когда речь идет о сборе чужих денег, а я (так уж получилось) даю свои.

10. ПРО СБОР НА ВЫПЛАТУ ШТРАФА ПРИГОЖИНУ — И МЕНЯ КАК «СПОНСОРА ТЕРРОРИЗМА»

Этот вопрос распадается на две части: объявление сбора «в складчину» — и, собственно, сам не-отказ от уплаты штрафа.

Логика сбора была проста: я собирал деньги не на уплату карточного долга, а на штраф, которым был наказан именно за общественную деятельность!

Я неодократно называл Пригожина убийцей, настаивая на праве российского общества защищаться на последнем рубеже (рубеже свободы слова) от криминальной элиты, идущей во власть. Увы, она-таки во власть пришла…

Предложением «складчины» после получения штрафа я предоставил согражданам возможность солидаризироваться с моей позицией. Это гражданский акт, а не милостыня.

Теперь собственно про деньги (это же всегда так интересно!).

Как и в 2014 году, когда суд обязал меня выплатить миллион рублей «единоросу» Васильеву, так и сейчас — были люди, готовые оплатить штраф приватно и единолично, но я посчитал это невозможным именно в силу общественного характера произошедшего!

В этот раз я заплатил сто тысяч рублей, а остальная сумма (1 400 000 рублей) была собрана в короткий срок людьми, которым не надо было ничего этого объяснять.

«Васильевское» судебное решение уже отменено в Страсбурге, пригожинское — на пути в Страсбург и, разумеется, будет там отменено.

По второму вопросу все еще проще: у меня просто не было возможности не выполнить решение суда, после вступления приговора в силу! Была бы арестована принадлежащая мне квартира, в которой в то время проживала престарелая мама моей жены — и Пригожин эти деньги все равно получил бы, только с огромными процентами — и не только денежными.

На многоумное соображение о том, что мне следовало заблаговременно вывезти заложников, хочу заметить, что люди — не чемоданы, и их не «вывозят».

Тезис о том, что выплатой штрафа я легитимизирую судебное решение, — тезис очевидно подлый: ограбление не становится легитимным оттого, что вы были вынуждены отдать бандиту кошелек. Пиаровскую компанию по привязке меня к преступной деятельности ЧВК «Вагнер» я оставляю на сомнительной совести тех, кто это делал и, разумеется, продолжит делать.

11. ПРО ПЛАШКУ «ИНОАГЕНТА»

Ситуация отчасти аналогична предыдущей. Отказ от опубликования плашки, через очень короткое время, привел бы к новому уголовному делу со всем вытекающим из этого судебным геморроем. По мне — эта игра не стоит свеч.

Мое сопротивление проходит по другим силовым линиям: я продолжаю говорить и писать то, что думаю — и публиковать это на ресурсах с сотнями тысяч подписчиков. Большинство из них прекрасно понимают цену минюстовской «ебале».

Я искренне рад за тех, кто в силу личных обстоятельств имеет возможность послать Роскомнадзор и всех остальных по известному адресу. Но расплачиваться за собственные «принципы» спокойствием и здоровьем близких людей — это не мужество, а безответственность.

Если вам интересно то, что я пишу и говорю — милости просим читать, слушать и комментировать по существу.
Если вам интереснее посамоутвержаться на публичном раздавании пощечин известным людям — опять-таки милости просим, каждый избывает свои комплексы, как может.

12. ПРО МЕНЯ И МОЙ «ЧЕС».

Живу в настоящее время в Варшаве. Работаю на телекомпании «Белсат» (программа «Ход мысли»), сотрудничаю с ресурсом Ходорковский.live («Текущий момент»). Регулярно, по старой привычке, появляюсь на «Эхе» («Живой гвоздь») и в других стримах.

Выпустил книгу «Дневник иностранного агента» (Израиль, 2022) — кстати, она переведена на украинский, рекомендую. Готовлю к изданию там же, в Израиле, и тоже с переводом на украинский, первый сборник своих афоризмов.

Невозможность жизни в Москве заметно увеличила размеры концертной и лекционной работы. Я вижу, что эта моя веселая работа нужна, что помогает людям держаться психологически — вижу и по количеству зрителей, и по откликам. (А зрителей, спасибо Путину, стало гораздо больше по всему миру). Я слышу слова благодарности, получаю прекрасную эмоциональную подпитку. Это прямая обратная связь очень важна для меня — она помогает держаться и мне.

Да, я хорошо зарабатываю. Да, плачу налоги. Да, позволяю себе благотворительность. Нет, не люблю люмпенского интереса к чужим заработкам и тратам.

Плотный график жизни и посильная концентрация на работе помогают пережить текущее адское время, не спятив. Как говорил горинский граф Калиостро: «Погоня — это хорошо. Когда уходишь от погони, нет времени думать».
…………………………………

Вот, вроде бы, все, что вспомнил из принципиальных тем. Если что-то важное забыл, — напомните. Если есть корректные соображения по темам — пишите здесь в комментах, не забывая ставить номер пункта, о котором идет речь.

Всем, кто дочитал до этого места, спасибо. Еще раз простите за длиннющий текст: считайте, что это была дюжина коротких. ))

29 мая 2023 года.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЕНДЕРОВИЧЕМ ВИКТОРОМ АНАТОЛЬЕВИЧЕМ.

3 комментария для “Виктор Шендерович. ОТВЕТЫ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Виктор Шендерович: … Но люди, радостно повторяющие мантру про русского либерала-имперца, имеют в виду, видимо, другое. Они имеют в виду, что мы — ненастоящие либералы. Что только называем себя так, а на самом деле…
    Этот вопрос заслуживает разбора. …

    ===
    Моё мнение: типичный российский либерал он НЕ государственник и НЕ националист, но на уровне аксиомы для него Великая Русская Культура (особенно Литература) это Высшая Ценность. А эта Великая Русская Культура-Литература это во многом имперский феномен, связанный с эпохой расцвета Российской Империи или СССР и некой культурной средой обеих имперских столиц. И в вопросе «величия культуры-литературы» между Россией и Украиной НЕТ равенства, но встроена мечта об империи, в которой снова будет расцвет Великой Русской Культуры-Литературы.

    У западных лево-либералов на уровне аксиомы Высшая Ценность это их «универсальные ценности», связанные с эпохой после Второй Мировой войны, эпохой развала Западный колониальных империй. В их системе ценностей есть равенство между Россией и Украиной, а вместо империи есть «Западная цивилизация» как управляемое общей над-национальной бюрократией сообщество государств с ограниченным суверенитетом.

    А у западных либеральных националистов (и у израильских сторонников Жаботинского) на уровне аксиомы Высшие Ценности это народ/нация + взаимность. В их системе ценностей тоже есть равенство между Россией и Украиной, а вместо империи есть «Западная цивилизация» как основанный на общих ценностях союз суверенных национальных государств.

  2. Всем, кто дочитал до этого места, спасибо. Еще раз простите за «длиннющий текст»: считайте, что это была дюжина коротких. ))

    Не читал и читать не собираюсь, что именно вызвало сей «длиннющий текст», поскольку человек такого масштаба, как Шендерович, должен опираться на достаточный кредит доверия, а если такового нет, то убедить всё равно никого невозможно. Он так много цитирует нападки, что можно вспомнить:
    «С Рабиновичем лучше дела не иметь. Говорят, он то ли шубу украл, то ли у него украли, но была с ним какая-то неприятная история».

    Шутка шуткой, но я, как представитель «generic» рабиновичей, страдаю от того, как успешно этот метод используется в нынешней политике: случайно брошенное кем-то правым (Трампом, Кевином МакКарти, Шендеровичем) слово превращается левыми в кредо, и никакие объяснения, что их не так поняли, не помогут. Тогда как Байдену позволено «оговориться», что он потерпит «небольшое вторжение» Путина в Украину, и ему это сходит с рук, даже если масштаб вторжения оказывается не таким уж «небольшим».

  3. Виктор Шендерович. ОТВЕТЫ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

    1. ПРО «ЧЕЙ КРЫМ» И ВОЙНУ РОССИИ С УКРАИНОЙ.

    Тут впору вспомнить анекдот про мужа, который однажды уже сказал жене, что любит ее и непременно сообщит, если что-то изменится.

    Моя позиция тоже неизменна: захват Крыма — это аннексия, интервенция на Донбассе — преступление и авантюра, а полномасштабная война, начавшаяся в 2022-м году — трагедия для Украины и политическая катастрофа для России.

    Путин — военный преступник. Военное и политическое руководство РФ несет вместе с ним полную ответственность за произошедшее (о моральной ответственности россиян — отдельно, ниже). Возвращение России из международной изоляции немыслимо без возвращения Украине ее захваченных территорий, включая, разумеется, Крым.

    Я полагал, что эта моя позиция известна в Украине (как минимум, тем, кто имеет представление о моем существовании) — и что мне нет необходимости каждый раз доказывать, что я не верблюд. Жизнь показала: ошибался. Такая необходимость есть. Война обнулила очень многое, и прилагательное «российский» сегодня создает в Украине контекст, чудовищность которого я явно недооценивал.

    Поэтому фиксирую позицию снова.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий