Майкл Кофман, Роб Ли. Надо готовиться к долгой войне (в сокращении). Часть 1

Майкл Кофман, Роб Ли. Надо готовиться к долгой войне (в сокращении). Часть 1

Foreign Affairs (США) 10 мая 2023 г.

Сейчас, когда российское наступление достигло своей кульминации, Украина готова перехватить инициативу. Она планирует провести наступательную операцию или их серию, которые могут оказаться решающими. Это не единственная возможность для Украины, но предстоящее наступление может стать моментом, когда западная техника, обучение и боеприпасы хорошо сочетаются с силами, выделенными самой Украиной для этой операции. Украина стремится продемонстрировать, что ее армия еще не выдохлась и способна прорвать позиции русских.

Западные политики делают акцент на предстоящем наступлении, не продумав дальнейшие события и насколько ВСУ готовы к следующему этапу. Важно, чтобы партнеры Киева разработали долгосрочный сценарий действий Украины, т.к. и в лучшем случае контрнаступление ВСУ не положит конец конфликту. За этой операцией может последовать период боев с неопределенным исходом и истощением уже с сокращением поставок боеприпасов. Уже сейчас конфликт можно назвать долгим, и он затянется. История — не путеводитель по жизни, она предполагает, что боевые действия будут продолжаться еще несколько лет, и их очень трудно завершить. В западном сценарии необходимо предотвратить ситуацию, когда конфликт затягивается до бесконечности.

Украина может добиться успеха на поле боя, но, чтобы превратить победы в политические достижения, нужно время. Запад должен быть готов к тому, что контрнаступление может и не привести к успехам. Делая большие ставки на исход наступления, США и Европа не посылают сигналов о приверженности к поддержке длительных усилий Украины в конфликте. Если предстоящая операция окажется кульминацией помощи Киеву, то Москва предположит, что время на ее стороне, и что российские силы могут измотать ВСУ. Будет ли операция Украины успешной или нет, у российского лидера мало стимулов для переговоров. Чтобы Киев сохранил порыв и способность к давлению, Западу нужно взять ряд обязательств и разработать план: что последует за контратакой. В противном случае есть риск создать ситуацию, при которой российские войска восстановятся, стабилизируют позиции и перехватят инициативу.

Пока же ВСУ оказались не в состоянии успешно продолжить предыдущие операции и добиваться успехов. Отход с правого берега Херсона помогли Москве стабилизировать и укрепить позиции, создать резерв и организовать ротацию частей на линии фронта. Российские военные начали выстраивать сложную оборону вдоль линии соприкосновения с помощью минных полей, заграждений и траншей. Сократив фронт и пополнив личный состав, ВС РФ увеличили плотность своих войск. Затем наступил период взаимного истощения, когда ни одна из сторон не имела значительного преимущества. В Бахмуте большую часть боевых действий России вела военизированная организация ЧВК «Вагнер», а не регулярные ВС, которые играли вспомогательную роль.

Российские военные пытались атаковать по шести направлениям: Авдеевка, Бахмут, Белогоровка, Кременная-Лиман, Марьинка и Угледар, надеясь вызвать у ВСУ напряжение на широком фронте. По сравнению с битвой в Донбассе в 2022 году в этих кампаниях у России было небольшое артиллерийское преимущество, и этот недостаток ограничивал ее наступательный потенциал. И все же благодаря атакам ВС РФ вернули инициативу и связали украинские силы.

Со временем в сражениях за Бахмут положение Украины осложнилось и стало шатким. Части ВСУ были частично окружены, и теперь они не в состоянии вести битву на истощение, как раньше. Бахмут окружен возвышенностями, которые дали русским войскам преимущество, когда те брали южный и северный фланги. Ситуация выглядела плохо для ВСУ. Хотя Киев стабилизировал фланги, к настоящему времени российские войска уже взяли большую часть Бахмута.

По сравнению с другими участками фронта, истощение ВСУ в Бахмуте высокое. Подразделения воинских частей ВС РФ действуют вдоль бахмутского направления, но бои в самом городе ведет ЧВК «Вагнер». Во время предыдущих наступлений Украины опорой для российских ВС были ее ВДВ и морская пехота, а не части «Вагнера».

Украина быстро обнаружит, что живой силы и боеприпасов, затраченных  на защиту Бахмута, будет не хватать для новой операции. Атаки Вагнера уничтожили и сковали значительное количество украинских сил, что дало российским военным время для стабилизации позиций и укреплений.

Бахмут важен по политическим и символическим причинам, а стратегически — это ворота в Славянск и Краматорск. Украина продолжает держать оборону к западу от города. Его взятие мало поможет российским войскам в продвижении, и впоследствии им будет трудно его защищать. Киев стремится не допустить любой победы Москвы, которая могла бы укрепить дух последней, и он решил защищать Бахмут до последнего.

Пока рано судить о влиянии битвы за Бахмут на ход вооруженного конфликта в целом. Результат будет ясен позже. В перспективе значение ресурсов, затраченных сторонами станет важным фактором. Могла ли Украина применить лучшую стратегию в Бахмуте — это станет предметом обсуждения для историков.

Украина стремится найти для контрнаступления дополнительные силы. Киев собрал 3 корпуса в составе мотострелковых (или механизированных) бригад. Эти подразделения включают 9 маневренных отрядов, вооруженных западным оружием, а 3 из них — украинским. Эти бригады будут состоять из недавно мобилизованных военнослужащих с ядром из опытных солдат. Подразделения будут поддерживаться штурмовыми отрядами, созданными МВД Украины. По мере приближения наступления становится менее понятно, какой % этих частей будет достаточно укомплектован для операции.

Проблема, с которой сталкивается Украина, в том, что, несмотря на западное вооружение, ее ВС в большой степени состоят из недавно мобилизованных бойцов, неравномерны по качеству и проходят подготовку по сжатому графику. За последний год ВСУ понесли тяжелые потери. Многие ветераны и военнослужащие, обученные НАТО, погибли в боях. У Киева было мало времени, чтобы набранные солдаты освоили новую технику и получили надлежащую подготовку в составе подразделений. Преимущество Украины заключалось в том, что ее ВС оказалась более гибкими в управлении, более мотивированными и инициативными, чем российские. Киев ведет действия по-своему, чередуя возложение командования на низшие уровни и временами на централизованное руководство в советском стиле «сверху». ВСУ также уделяют большее внимание артиллерии и истощению сил противника, но не военным маневрам.

Источник: https://www.foreignaffairs.com/ukraine/russia-war-beyond-ukraines-offensive

Окончание см.

2 комментария к «Майкл Кофман, Роб Ли. Надо готовиться к долгой войне (в сокращении). Часть 1»

  1. «Сейчас, когда российское наступление достигло своей кульминации, Украина готова перехватить инициативу. Она планирует провести наступательную операцию или их серию, которые могут оказаться решающими. Это не единственная возможность для Украины, но предстоящее наступление может стать моментом, когда западная техника, обучение и боеприпасы хорошо сочетаются с силами, выделенными самой Украиной для этой операции. Украина стремится продемонстрировать, что ее армия еще не выдохлась и способна прорвать позиции русских».

Добавить комментарий