Алексей Копытько, советник министра обороны Украины

Как и прогнозировалось две недели назад, начало мая выдалось бурным. Плотность событий растет, вал новостей – от ужасных до воодушевляющих – будет непрерывным.

Чтобы в ближайшие недели-месяц окончательно не ушатало психику, имеет смысл рассортировать входящие сигналы на группы и циклы. Будет понятнее, где мы находимся. Ибо начинается период, когда психологическая стойкость населения будет играть особую роль.

Из основного.

1. Фронт (постоянно).

Фронт у нас от — Бреста до Дуная. Не надо сводить восприятие фронта к самому горячему участку. Не стоит бесконечно обновлять ленты в поисках новостей, «сколько ещё квадратных метров освободили/временно оставили наши». Это наркотик. Россияне хорошо умеют этим манипулировать.

На каждом участке фронта решается своя задача, в том числе скрыто. Чтобы тайное в своё время стало явным. Просто помните, что 99% происходящего вы не видите. Проводится работа, которая вынуждает россиян реагировать, суетиться, совершать ошибки и т. д.

Важные новости с фронта будут приходить в рваном ритме и, как правило, с задержкой. Имеет смысл настроить себя на некоторое внутреннее торможение при восприятии новостей.

2. «Контрнаступ» (ближайшие месяцы).

Это часть работы из раздела «фронт», которая имеет свою цикличность. Началась прошлой осенью – подготовительная фаза в основном закончена, результаты по инерции докатываются.

Следует осознавать, что для нашей внутренней аудитории, для наших оборонных усилий конструкт «контрнаступ» имеет ровно такое же значение, как и любая другая составляющая обороны. Это часть неделимой работы. Выпячивание этого конструкта было необходимо больше для аудитории партнёров, чтобы сфокусировать усилия на конкретной помощи под конкретную задачу.

Как я писал ранее, политически этот цикл отработан на максимуме, заканчивается проявление результатов (как с британскими ракетами: решение было обеспечено ранее, потом внезапно публично объявили, а потом россиянам начали мерещиться обломки этих ракет в местах неосторожного курения).

Теперь по этому циклу всё в руках военного командования.

Вменяемые политики сейчас наигрывают военным, чтоб росвоенные были под дополнительным давлением, а у наших было чуть больше комфорта. В частности – дезавуируя вбросы типа «одно наступление, и привет», «если не освободите Крым – это фиаско» и т. д.

Не озвучено только политическое решение по западным самолётам. Это решение нам крайне необходимо для следующего цикла. И оно будет. Думаю – скоро.

3. НАТО (до середины июля).

В июле – саммит в Вильнюсе. Есть несколько моментов, которые всем очевидны и никем не оспариваются.

Россия – долгосрочная угроза для НАТО. Это написано на бумаге самим НАТО.

Каждый танк, самолёт или ударная военная часть, уничтоженная в Украине, перестаёт угрожать НАТО. Де-факто Украина нейтрализует не российский военный потенциал, а советский. Восполнить который можно только за счёт многолетних сверхусилий с риском надорваться.

Украина каждый день снижает угрозу для Европы со стороны РФ. По сути – выполняя миссию НАТО.
Кремль молча проглотил вступление Финляндии, потому что силы обороны Украины выкосили львиную долю ударного потенциала в европейской части России, особенно – на северо-западе.

Кремлёвские деятели сейчас в статусе эксгибиционистов-импотентов. Для поддержания реноме им надо бы что-то показать Альянсу, но они не хотят лишний раз подчёркивать свою немощь.

На фоне стратегического поражения России страны свободного мира увидели, как быстро могут кооперироваться их идеологические оппоненты. Это к вопросу долгосрочных угроз. Ввиду чего возрождение военной мощи Европы наконец-то начинает восприниматься как необходимость.

В этих условиях:

1) нет никаких аргументов, чтобы не взять Украину в НАТО. Просто нет;

2) политическое решение о полной интеграции до окончания войны – за гранью фантастики.

Поэтому сейчас прикладная часть сводится к обозначению чёткой перспективы (от официального приглашения вплоть до пакета гарантий на период до вступления) и увеличению практической помощи.

Наиболее дальновидные европейские политики уже осознали и приняли две вещи:

1) Если невнятно бормотать и мямлить в сторону России – это работает не как умиротворение, а как подстрекательство. Продолжать мямлить по поводу интеграции страны с де-факто наиболее сильной армией на континенте – значит показывать, насколько вы боитесь Россию. И Москва это чувствует. Запугивать Кремль любит и умеет. Посему не сделать очень чёткий, сильный шаг в сфере интеграции Украины в НАТО на ближайшем саммите – это вредительство. Это сознательное повышение рисков.

2) Пропетлять, уклониться от увеличения военных расходов и восстановления оборонной промышленности не получится. Независимо от помощи Украине. Все равно необходимо восстановить свой оборонный потенциал. Можно Украине не помогать. Разница лишь в том, что помощь Украине снижает риски и выигрывает время. Это более безопасно и тупо выгодно. Задача решается, и никто не требует прямо сейчас ехать и умирать на войну с Россией.

На истории с производством снарядов часть окончательно дозрела, увидев разрыв между потребностями и возможностями.

Ближайшие два месяца мы будем наблюдать сражение тех, кто нас, может, и не сильно любит, но понимает, насколько мы полезны, с теми, кто пока живёт иллюзиями или до сих пор не смог слезть с российского крючка. Вдобавок будут инсинуации «любое сближение с Украиной – это отталкивание России в сторону Китая».

На эту тему будет регулярный поток новостей. Утром мы можем быть уже практически в НАТО, а вечером нас снова выставят за «открытую дверь». Не стоит негодовать или впадать в эйфорию. Важно смотреть на другое: что говорят и делают в плане военных расходов, что заявляют об оборонных производствах, к какому прикладному партнёрству подключают Украину.

А там будет видно.

4. «Осень». Самый интересный сюжет. Схематично он выглядит так.

Силы обороны Украины проведут какие-то активные действия и достигнут какого-то результата.

Контрнаступать бесконечно нельзя. Посему к осени/осенью возникнет развилка: что дальше.

Позиция Украины проста и прозрачна – надо вышвырнуть оккупантов вон. Если это не случится после уже подготовленной активности (в чём нас со всех сторон убеждают), значит, надо заранее готовить следующую.

И данный цикл Минобороны УЖЕ политически начало готовить ещё в прошлом месяце.

Деликатность ситуации в том, что нельзя было сбить фокус с горящих потребностей на перспективные.

Сейчас уже можно вкладывать больше усилий. Уже принимаются решения, которые наполняют корзинку к осени.

Нам необходимо оружие, боеприпасы, подготовка войск. Это понятные измеримые треки. По ним идёт работа.

В качестве альтернативы выдворению оккупантов наши оппоненты проталкивают сценарий подморозки/замирения. «Принятия реальности».

Все последние (и будущие) материалы в именитых изданиях о необходимости «переговоров», все сомнения в успехе украинской армии — это не про сейчас и ближайшие месяцы, это про «осень».

Чтобы независимо от результатов на поле боя развернуть дискурс «переговоров»/замирения и затоптать тему полного выдворения оккупантов как единственно возможной цели.

В этой логике если к июлю украинская армия вернёт, например, Донецк, нам всё равно будут рассказывать, в каком тупике мы оказались и как мы нуждаемся в немедленных «переговорах». Прививая «выученную беспомощность».

Россияне и их недобитые агенты влияния активно вкладываются в этот дискурс и качают его в Украину, подводя к мысли: зачем упираться, выбиваться из сил, жертвовать, если итог всё равно известен?

А вот и нет. Неизвестен. Две недели назад вас бы высмеяли за предположение об атаке Кремля дронами. Всяко бывает.

Посему стоит различать все вот эти закладки на «осень».

«Переговоры» в понимании доброжелателей не являются неизбежными, в чём нас пытаются уверить. Переговоры обязательно будут, но контекст может радикально отличаться. И Украина очень сильно влияет на формирование этого контекста.

Итого:

Получается многослойный военно-политический пирог, который мы будем есть месяца 4-5. Сознательно не трогаю вопрос экономики – там много всего.

Текущая ситуация на фронте. «Контрнаступ». НАТО. «Осень».

Всё это будет переплетаться. Когда вы будете читать в каком-нибудь западном СМИ, что в какой-то столице в чём-то там не уверены, это не значит, что на фронте всё пропало. Может быть, как раз наоборот. Просто кто-то хочет изначально загнать нас в коридор сценариев, где самые выгодные для нас не предусмотрены.
Бороться с этим будет очень тяжело, учитывая нашу зависимость от внешней помощи в период крайне интенсивного электорального цикла 2023/2024.

Но надо.

И вот тут мы снова возвращаемся к вопросу стойкости народа к внешнему воздействию. Нашего героического, израненного, уставшего народа.

Военно-политическое руководство раз за разом доказывает своё единство, несмотря на все измышления. Если действия военно-политического руководства будут опираться на твёрдую поддержку народа, доброжелатели не смогут загнать нас в колею. И мы сможем бороться за лучшие сценарии, а не выбирать меньшее зло.
Видя, что мы не шатаемся и не идём на поводу, в России часть верхушки неизбежно дрогнет. И вариантов сразу станет резко больше. Пюрер, вон, слегка приболел, и как все засуетились …

Поддерживаем армию не только словом.

Бережём по возможности себя и близких.

Пусть враги дёргаются.

Так и победим.

Один комментарий к “Алексей Копытько, советник министра обороны Украины

  1. Алексей Копытько, советник министра обороны Украины

    Как и прогнозировалось две недели назад, начало мая выдалось бурным. Плотность событий растет, вал новостей – от ужасных до воодушевляющих – будет непрерывным.

    Чтобы в ближайшие недели-месяц окончательно не ушатало психику, имеет смысл рассортировать входящие сигналы на группы и циклы. Будет понятнее, где мы находимся. Ибо начинается период, когда психологическая стойкость населения будет играть особую роль.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий