Мария Кондратова. МИМОЛЁТНОЕ

Если задуматься, то трудно представить себе более «русскую идею», чем мысль, что искусство, особенно литература, ОБЯЗАНО нравственно преобразовывать общество, предотвращать войны, останавливать наступление тоталитаризма и смягчать нравы.

Во всяком случае во Франции — не последняя страна в культурной истории человечества — эта идея едва ли вызвала бы не то что сочувствие, но даже понимание (за рамками эпохи Просвещения). Ну ок, не чисто «русская скорее», а скорее «русско-немецкая». Классической немецкой культуре тоже не чужд этот простодушный взгляд на человека как картошку, которую можно «окультурить» . Возможно что-то похожее есть в конфуцианских странах, недостаточно разбираюсь в том, как именно там переплетаются идеология и искусство. Однако за пределами этого узкого круга мысль о том, что высокая культура как-то противоречит возможности устроить резню, мне кажется, даже не обсуждалась, в виду очевидного конфликта с реальностью. Скажем, Возрождение в Италии — это время бесконечных войн, а папы и князья инициировавшие невероятный взлет искусства и наук на Аппенинском полуострове были кем угодно, только не «хорошими людьми» с какой стороны не посмотри. Что же до личностей самих творцов, то биографии Бенинни и Караваджо — это те еще триллеры.

Нынешние ниспровергатели русской культуры en masse действуют строго в русле ее собственных идеологем, предъявляя обобщенному «Пушкину», что тот недостаточно добрых чувств пробудил своею лирой в народе, сука. Как говорится «попробовали бы они с̶д̶е̶л̶а̶т̶ь̶ ̶э̶т̶о̶ ̶в̶ ̶м̶е̶ч̶е̶т̶и предьявить это Бодлеру».

Заметим, я никоим образом не оспариваю права деятелей украинской, да и любой другой культуры «сбросить Пушкина с корабля современности», причем даже безотносительно нынешнего — кровавого и трагического контекста. Ниспровержение старого ради нового — нормальная часть культурного процесса. Живое — выживет. Однако попытка обосновавать отказ от русской культуры этическими максимами позаимствованными из нее же — это по меньшей мере забавно.

Р.S. Читая горькие посты друзей оставшихся в Украине, которые с мясом и кровью выдирают из себя русскую часть идентичности, я не смею их осуждать, но, признаюсь, испытываю легкое недоумение, постоянно обнаруживая в случайных репликах, что они явно знакомы с современной русской культурой лучше меня, прожившей в России больше 10 лет. Читали больше авторов, пишущих на русском, слушали больше российских музыкальных групп. Но почему, Карл?!…

Возможно, я лишь потому и не сужу культуру, в которой рождена и воспитана, что никогда не была настолько смертельно и смертоносно очарована ею и потому не чувствовую себя обманутой.

Любая культура — лишь почва. Посмотрите на любое поле. В него срали и ссали, лили кровь, хоронили мертвых, сыпали соль и пепел. «Когда б вы знали из какого сора…» На черноземе хорошо растёт и пшеница, и борщевик, но в отличие от растений человек сам решает, что взять из земли, в которую брошен волею случая, и в кого ему вырасти.

P.P.S. Ну разумеется, культура воспитывает. Но если даже среди 12 апостолов, учившихся непосредственно у Христа, нашелся один Иуда, то какой эффективности вы ожидаете от других воспитателей…? Я бы сказала, что по сравнению с немецкой интелигенцией 1914 или 1940 года российская в 2022 продемонстрировала достаточно высокий уровень устойчивости к государственной пропаганде. Из заметных ученых и деятелей культуры СВО поддержали единицы. Ничего похожего на угар патриотизма в образованных кругах Германии описанного Цвейгом.

P.P.S. Поскольку пошли перепосты, то нужно видимо уточнить, что автор этих строк родился в УССР, закончил Харьковский университет, владеет украинским языком и знает украинскую культуру, может быть, не так хорошо, как русскую, но наверняка лучше 90% тех, кто кинется ему писать о том, что «русские вообще не имеют права…»

Один комментарий к “Мария Кондратова. МИМОЛЁТНОЕ

  1. Мария Кондратова. МИМОЛЁТНОЕ

    Если задуматься, то трудно представить себе более «русскую идею», чем мысль, что искусство, особенно литература, ОБЯЗАНО нравственно преобразовывать общество, предотвращать войны, останавливать наступление тоталитаризма и смягчать нравы.

    Во всяком случае во Франции — не последняя страна в культурной истории человечества — эта идея едва ли вызвала бы не то что сочувствие, но даже понимание (за рамками эпохи Просвещения). Ну ок, не чисто «русская скорее», а скорее «русско-немецкая». Классической немецкой культуре тоже не чужд этот простодушный взгляд на человека как картошку, которую можно «окультурить» . Возможно что-то похожее есть в конфуцианских странах, недостаточно разбираюсь в том, как именно там переплетаются идеология и искусство. Однако за пределами этого узкого круга мысль о том, что высокая культура как-то противоречит возможности устроить резню, мне кажется, даже не обсуждалась, в виду очевидного конфликта с реальностью…

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий