Ярослав Коробатов. Чем нас привлекают «страшные» истории
Знание об опасности необходимо для выживания, поэтому «страшные» истории привлекают нас сильнее, чем что-либо другое. Народные сказки, которые сегодня нам кажутся бесчеловечными, выполняли важную функцию — готовили к встрече с опасностью. Когда главной опасностью были волки, сочинялись сказки про Красную Шапочку.
Сегодня природа страха изменилась, триллеры — это окно в сегодняшние ужасы общества. Фредди Крюгер и Ганнибал Лектор пришли в кинематограф в ответ на появление в общественном сознании феномена — серийного убийства. Сага о Терминаторе и сериал «Мир Дикого Запада» — это сублимация ужаса перед грядущим восстанием машин.
Фильмы-катастрофы, сюжеты об эпидемиях не проходят бесследно. Ученые выясняют, что они обладают мощным психотерапевтическим и обучающим потенциалом. Недавнее исследование команды ученых продемонстрировало, что во время пандемии Ковида любители ужастиков оказались психологически более устойчивыми.
По мнению профессора Марка Мальмдорф-Андерсена, это связано с тем, что фанаты триллеров невольно учатся действовать в условиях неопределенности. У них в голове уже есть алгоритм поведения на случай негативного сценария.
Смотрите новые фильмы-ужасы. «Возрождение»: найден способ воскрешать недавно умерших людей; спустя несколько лет мир разделяется на два лагеря — противников практики воскрешения и тех, для кого права человека это второй шанс. «Проклятие Лиззи Борден»: старшекласснице не дает покоя легенда о девушке с топором; она не верит в эти «сказки», пока события не вторгаются в ее жизнь. «Призрак у озера»: после смерти сына семья берет на воспитание ребенка; приемный сын плохо видит, но обладает сверхчувствительностью — он уверен, что в доме обитает его мертвый предшественник.
Источник: газета «Комсомольская правда» № 35 (27485) 2023, Ярослав Коробатов.