Михаил Берг. О ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФОРМИЗМЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (публикуется в порядке обсуждения)

На протяжении жизни, что оказалась длинной, я наблюдаю различные виды и формы конформизма. Ведь это только кажется, что люди боятся во все времена одного и того же. Если не брать во внимание такие, казалось бы, общие вещи, как страх смерти (хотя и здесь огромное число нюансов от смерти в одиночестве до смерти на миру, на котором русским и смерть красна), стоит обратить внимание на такой вид страха как политический конформизм.

Ведь он тоже меняется даже не от эпохи к эпохе, а подчас куда чаще: скажем, если при совке конформизм состоял в том, чтобы не видеть никаких пороков в советской системе (отдельные недостатки, да еще с партийной или комсомольской прямотой, это разрешалось). То с началом перестройки, напротив, смелость состояла в том, чтобы видеть зло не в коммунистическим реванше, с которым картинно боролась ельцинская эпоха, а в способах обогащения при приватизации и залоговых аукционах.

Но это все как бы предисловие, а речь пойдёт о видах конформизма и политической смелости в оценке и описании хода войны в Украине. И тут, конечно, имеет смысл определиться с местом и временем: то есть если внутри России голос против войны приравнивается к измене и предательству, и решаются на это считанное число смельчаков, то у новых или старых эмигрантов совсем другой спектр трусости-смелости. Их никто за выступление против путинской агрессии в кутузку не потащит, но сказать, что многочисленные спикеры, не вылезающие с экрана ютюба, не различаются по степени интеллектуальной честности и смелости, было бы наивно.

Поэтому я предложу свой спектр, начиная от отъявленного, на мой взгляд, конформизма до обезоруживающей храбрости (но я только здесь оговорюсь, что мой взгляд и так подразумевается, я ведь и буду говорить исключительно о своем взгляде на проблему и своих оценках).

Не полюсе отъявленного политического конформизма для российских эмигрантов я бы поставил все множество катастрофических прогнозов для путинского режима и диагнозов самого Путина. То есть если спикер прогнозирует скорую и неизбежную гибель России, ее неминуемое в районе нескольких месяцев поражение на украинском фронте, а Путину — смерть от рака или другой смертельной заразы (посмотрите: как носки и колени ходят ходуном — так бывает при терминальной стадии) или от удавки, или табакерки в руках какого-нибудь Пригожина или Гиркина.

Почему обещание скорой победы Украине, а России неминуемого и позорного поражения — это венец трусости? Потому что именно такие шапкозакидательные прогнозы лучше всего продаются: большая часть русскоязычной аудитории — это украинцы под бомбами или те, для кого поражение России синонимично освобождению от ужасов войны или жизни под пятой путинского произвола в самой России. И дело не только в том, что обманывать ожидания тех, кто действительно мучается, как бы дурно в этическом и интеллектуальном плане. В любом случае это настолько удобная до жирного конформистского блеска позиция, что с ней трудно соревноваться в борьбе за скользкий полюс трусости.

Следующей остановкой движения от полюса политического конформизма к политической смелости будет анализ подлости и безмозглости путинских элит, его же (Путина) чиновничества и пропагандистского аппарата. Демонстрация им неизбежной морковки в виде Гааги, напоминание, что за военные преступления в Нюрнберге судили не только Геринга, Риббентропа и Розенберга, но и Штрейхера, редактора нацистского журнала. А это, конечно, не так хорошо продается, как диагноз о сифилисе Путина или поражении российской армии до лета, хотя все равно это настолько психологически яркое и интеллектуально бесплодное выражение общественных мечтаний, что в спектре политического конформизма подобные обещания тоже могут занимать высокое место.

Следующей ступенью является экономическая или политическая аналитика, которая избегает точных сроков падения путинского режима и развала путинской экономики, но уверенно прогнозирует их неизбежность. Как, впрочем, и победу украинского оружия над презренными оккупантами, которые, конечно, далеко не вторая армия мира, а вообще какой-то сброд. Причём и оружие у путинского войска устаревшее и почти музейное, и воевать они не умеют, и то, что пока украинская армия не перешла Сиваш, то это просто следствие идеи сбережения народа, которого у Украины, по крайней мере, в 3 раза меньше.

Конечно, вера в неизбежность поражения и развал России в непонятно насколько далекой перспективе продается, конечно, хуже, чем прогноз смерти Путина до первого числа следующего месяца или инсайда о панике в путинском истеблишменте, или о готовящемся дворцовом перевороте через три дня. Но все равно вера в неизбежную победу Украины продаётся неплохо и похожа на присягу верности, потому что будущее, когда это случится, — это воздух, не правда ли?

Понятно, можно уточнять и укрупнять разнообразные политические позиции, представляющие собой те или иные виды конформизма, но вполне почетная середина фиксирует общий тон ярко негативного отображения российской стороны, характерного  для многочисленных эмигрантов-релокантов, но без тени какой-либо критики украинской стороны.

Я фиксирую всю часть спектра от наиболее откровенного политического конформизма до вполне сдержанного обличения мерзостей режима и жестокости оккупационной армии как левую половину этой политической полосы. Здесь, повторим, нет и отдаленного намека на критику какого-либо аспекта украинской политики или вообще чего-то с украинским привкусом. Именно на этой жирной точке стоят заградительные отряды из украинофилов-эмигрантов и добровольных дружинников на почве защиты интересов Украины из числа русских эмигрантов, которые зорко следят за тем, чтобы из русских уст не сорвался случайный звук сомнения в Украине и ее политике. Не сейчас, сейчас не время, лучше заткнуться до конца войны, как вы смеете что-то критиковать или кого-либо из обладателей российского паспорта или стратегии в русской культуры защищать, если заградительные отряды решают этого обладателя наказать, не пустить или дискредитировать как латентного имперца.

В принципе в этой точке спектра располагаются те, кто позволяют себе дифференциацию русских по степени вины и соучастия в военных преступлениях. Нельзя сказать, что таких много, их очень мало, потому что попытка различения тут же интерпретируется как оправдание России и Путина: лучше несите деньги прямо Пригожину. То есть утверждение, что не все русские одинаково виноваты в войне и становлении путинского режима, интерпретируется как недопустимая критика теми обличителями всего русского, которые даже если не говорят, что хороший русский — мертвый русский, то требуют, чтобы русская речь не звучала в Европе, пока русские убивают украинцев. А русская культура даже в антивоенном изводе с отдаленным запахом независимости не может претендовать на существование, так как именно культура — та пыль, из которой растут все русские цветы зла.

Столь же порицаемый и существующей еще немного правее центра является юридическое или конфессиональное отрицание коллективной вины, что опять же интерпретируется как скрытая стратегия оправдания. То есть любая максима из этого лукошка типа нет ни эллина, ни иудея, и противник российской агрессия может быть подлецом (про конформизм здесь просто неудобно говорить, настолько это масло масленое), как, впрочем, и военным преступником может быть не только наемник ЧВК Вагнер, но и украинский солдат, расстреливающий пленных российских солдат в рамках нервного срыва или неизбывной усталости. И в этот момент гул затыкающего рот ропота и топота со стороны украинских доброхотов становится вровень с авианалётом.

Понятно, почему сегодня столь много ревнителей недопустимости критики Украины в любом, собственно говоря, аспекте: Украина в общественном мировом пространстве — это зона силы и власти. Да, на реальном фронте победы украинского оружия не столь опасны для путинской стороны, но в идеологическим и гуманитарном пространстве Украина — это почти символ святости, жертвенности и подвига. Украина смогла по меньшей мере остановить Путина и даже заставить его отступать, что мало кем ожидалось и поэтому получило статус чудотворства. И поэтому многочисленные случаи гонений на тех или иных русских спикеров, даже если они занимают правоверно антипутинскую и антивоенную позицию, есть способ заимствования силы и власти украинского дискурса.

Поэтому за условно обозначенной нами позицией на шкале конформизма как позиции различения и индивидуальной, а не коллективной вины и ответственности, начинается весьма просторная и бесплодная пустота.

То есть той критике, которая в полный рост артикулируется в Америке, прежде всего, республиканцами и уже оказывает воздействие на демократический истеблишмент, от русских спикеров ожидать  бессмысленно. Это республиканцы, и не только трамписты, но и те, кто поддерживают его главного конкурента в партии, губернатора Флориды Де Сантиса, говорят о поголовной коррупции в верхнем эшелоне украинской власти и, не называя Зеленского, утверждают, что слишком много денег пропадает непонятно где и вообще эта война — не война Америки, и ее надо заканчивать.

Ожидать повторения или просто цитирования выступлений республиканских критиков российскими аналитиками или журналистами наивно и трудно представимо. Республиканцев не включат в базу сайта Миротворец, республиканцы мстительные ребята и хорошо отслеживают любые попытки нападок на них, и их ответ — просто лишат виз. Поэтому на этой части спектра конформизма российских эмигрантов если не зияющая пустота, то просто какие-то почти неподдающиеся измерениям флуктуации от речений тех, кого не видит широкий читатель или слушатель: какие-то осколки, ошметки, не обладающие общественной ценностью, так, какая-то пыль.

Я уже не говорю о том, что могло бы занять место на крайне правом полюсе спектра конформизма, а именно — такая критика украинской политики, которая, оставляя за ней статус жертвы путинской агрессии, ставила бы вопрос об осмысленности всей той украинской политики, которая привела к войне. В американском изводе об этом говорит, например, великий Ноэм Хомский, полагающий, что Америка, поощряя антирусский тренд Украины, играет не вполне конвенционально. Что она сама никогда не потерпела бы, если бы ее сосед, например, Мексика заявила, что на протяжении всей истории Америка ее гнобила, отнимала территории и использовала как источник живой силы в статусе чуть выше статуса раба; и поэтому сегодня Мексика в антиколониальном порыве порывает с Америкой и заключает союз с Китаем, не только экономический, но и военный. И все это под соусом песнопений о праве любой страны самой выбирать себе союзников и партнёров.

И дело не в том, что Мексике это не разрешили бы, а в том, что и сегодня можно сомневаться, а стоило ли Украине так эмоционально рвать с Россией, а может разумнее было бы проводить более умную и осторожную политику, не доводя опасного и агрессивного соседа до войны и агрессии? Я-то сам вполне симпатизирую дрейфу Украины из российских колониальных объятий, но это я – принципиальный и многолетний противник и критик путинского режима. И для меня поражение или хотя бы не победа России в войне с Украиной — один из немногих шансов сменить путинский режим, выкорчевать и наказать всю его политическую и экономическую верхушку. Но ведь правомочно, не дожидаясь конца войны, задаться вопросом, а не была ли антироссийская политика Украины как бы безрассудной и неосторожной. Что, если бы не украинская спесь, поддерживаемая американцами, то были бы спасены сотни тысяч украинских жизней (о материальных потерях я не говорю), и Украина вполне могла бы пойти по пути Финляндии, которая уживалась с грозным соседом и вполне себе имела огромную доли независимости. И Крым бы не потеряли, и к Европе бы рано или поздно приплыли, но чуть помедленнее, кони, но приплыли бы.

Повторю, я-то как раз за поражение путинского режима, но вероятность того, что украинская политика по отношению к России будет оценена как спесивая, безрассудная и глупая, остаётся. Приведем пример с публичным поведением. То есть, конечно, западная женщина имеет право одеваться свободно и вызывающе, но если она оделась вызывающе и оголила все, что можно оголить, то не стоит в таком виде заявляться в кварталы ортодоксов, неважно исламских фундаменталистов или еврейских. А это именно то, что представляла собой украинская политика. И если бы этот вопрос озвучили российские оппозиционеры, то, пожалуй, это было бы смело, и на шкале конформизм-смелость он, возможно, оказался бы ближе к полюсу справа.

А самим полюсом, возможно, могла быть культурологическая схема, в рамках которой Украина в войне с Россией, — это не демократия, на которую напал новый Гитлер, а все тот же Гитлер, конечно, напал не на демократию западноевропейского образца, а на Советский Союз. То есть Украина и в этом уподоблении оставалась бы жертвой, но примерно такой же жертвой, как был Советский Союз в 1941. То есть, несмотря на все майданы, в Украине оставалось слишком много советского, отсюда и запредельный уровень коррупции, ужасающее социальное неравенство и бедность бедных, а также, как и в России жадные и ненасытные олигархи, составившие себе в равной степени огромные и сомнительные состояния. И если сравнивать с Россией, то у Украины, конечно, были другие культурные стереотипы, те же майданы, то же вольное казачество и Запорожская Сечь. Да и близость к панской католической (главное, что не православной) Польше. Но все равно это война одной постсоветской страны против другой, никак не менее постсоветской, и когда ретивые республиканцы истошно кричат о чёрной кассе, о яме, в которую летят американские миллиарды, то это все тот же постсовок, который лечится, наверное, но не шибко быстро.

Но ожидать такой артикуляции идущей на наших глазах войны от российских либералов-оппозиционеров вряд ли осмысленно, и эта часть спектра, кажется, остаётся перспективно вакантной. Ибо эта вакансия в равной степени опасна и пуста.

15 комментариев для “Михаил Берг. О ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФОРМИЗМЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (публикуется в порядке обсуждения)

  1. Элиэзер Рабинович
    — 2023-05-14 02:51:03(945)

    Раньше я предполагал выразить Украине больше доверия на будущее после её победы над Россией, но сейчас вижу, что она не подобна Германии и не раскаялась в анти-еврейских погромах. Только тогда Украина действительно займет подобающее победившей стране место в центре Запада, когда справится с двумя неизбывными видами зла: коррупцией и антисемитизмом.
    ===================
    Элиэзер,
    Эта война, по мнению многих, формирует украинцев как нацию после столетий на перекрестках истории России и Запада. И эта нация включит в себя и тех, кто тяготел к России, говорит по-русски, но уже не может помыслить принадлежать к «русскому миру» в свете преступлений совершенных Россией по отношению к украинцам, в том числе русскоговорящем (захотят ли теперь их дети говорить на русском?). В этих кровавых, мучительных родах самосознания себя как единой нации украинцы не могут и не должны отказываться от своей истории. Эта война, возможно, завершает эти роды, но если бы все дело заключалась в ненависти к агрессору , то разговор о нации не имел бы почвы.

    У украинцев есть своя история, и она полна антисемитизма. Так много ее видных деятелей и так много «простых» украинцев были и есть (?) антисемиты, и не редко совершавших преступления против евреев (да и по отношению к полякам, например). Такова была история Украины. (Но, опять же, и не только ее. Германия покаялась. Но как насчет австрийцев, французов, венгров, поляков… Будем ли мы отказывать им от места в центре Запада??).

    Украинцы не могут окончательно сформироваться как нация и в этой войне, если откажутся от своей истории, если превратят всех тех, кто боролся за их национальные сознание, историю, государственность в 100% преступников. Для евреев многие из них, как бандеровцы, 100% преступники. Холокост, совершенный по инициативе Германии, позволяет иным странам, даже Австрии, исключать себя из пособников Холокоста. Но мы же не требуем от них того, что вы, Элиэзер, требуете сегодня от Украины. Ее историю практически невозможно отделить от антисемитизма, в том числе кровавого, но она не сводится к нему, и в момент борьбы с Россией , она не может и не должна забывать тех, кто боролся за ее национальную самостоятельность. Историю не подменишь, хотя «путины» пытаются. Поставить памятники Шевченко, Бандере… и написать на постаментах «герои, но и антисемиты»? Не ставить памятник им памятники? Ставить только тем, чья мера антисемитизма определена евреями?

    Мы, евреи, кто фактически покинули Украину (в абсолютном большинстве) и продолжаем свою историю во многом независимо от нее, не можем и не должны требовать от Украины в момент экзистенциальной борьбы за ее существование отказываться от ее истории или формировать у них болезненное национальное сознание, Достаточно, что сегодня антисемитизм, в том числе прошлого, не оправдывается властью и, более того, народ способен свободным голосованием включить евреев во власть. Придет победа и перед Украиной встанет задача разобраться со своей историей с высоты победы. Это будет не легко, и я не уверен, что результат удовлетворит вас, Элиэзер, меня (!), Израиль, вообще евреев, да и народы Запада. Но это после ее победы над врагом, решившим уничтожить ее историю, культуру, будущее в целом под знаком борьбы с пацификацией, бандеровцами…

    P.S. Текст же М. Берга представляется мне казуистикой. Например:
    «Почему обещание скорой победы Украине, а России неминуемого и позорного поражения — это венец трусости? Потому что именно такие шапкозакидательные прогнозы лучше всего продаются»

    Тут и «трусость», «шапкозакидателство» притянутые для словца, — красного или иного, не знаю.

  2. Автор говорит, что все, с любой стороны, кроме него, — конформисты, так что трудно решиться высказать собственное мнение, даже если предполагаешь, что живешь на свете не меньше автора. Всё-таки решусь:

    Я 8-го мая выслушал отпор, который дал Марку Солонину украинский журналист, вспомнил ДВА украинских антиизраильских голосования в ООН уже во время этой войны и думаю, что у еврейско-украинских, как и у израильско-украинских отношений, нет будущего. Я, однако, восприимчив к идее, что Украина своей кровью защищает весь т.н. Запад и нашу цивилизацию.

    Раньше я предполагал выразить Украине больше доверия на будущее после её победы над Россией, но сейчас вижу, что она не подобна Германии и не раскаялась в анти-еврейских погромах. Только тогда Украина действительно займет подобающее победившей стране место в центре Запада, когда справится с двумя неизбывными видами зла: коррупцией и антисемитизмом.

    1. Элиэзер Рабинович: 14 мая 2023 в 2:34
      ===
      Я тоже выслушал отпор, который дал Марку Солонину украинский журналист.
      Моё мнение: когда Марк Солонин критикует отношение современной Украины к украинскому антисемитизму в прошлом, то он полностью прав по сути, но его стиль ужасен: этот стиль слишком ориентирован на истину, но СЛИШКОМ МАЛО ориентирован на восприятие истины украинским обществом. Классический раби Шамай со своей «строительной линейкой» из мидраша «объясни мне суть Торы пока я буду стоять на одной ноге». А в таких ситуациях очень нужен (и в данном случае возможен!!!) подход раби Гиллеля из этого-же мидраша.

  3. Попробуем отделить мух от котлет:

    Европа и Америка имеют основания принять сторону Украины не потому, что на этой стороне нравственное превосходство и общечеловеческие ценности, а потому что Россия представляет для своих соседей реальную опасность, и, раскатав Украину, на достигнутом определенно не остановится. Мистер Хомский и иже с ним в это не верят, как не верили их предшественники, подписавшие Мюнхен, уповая на то, что Гитлер удовлетворится Чехословакией, и эта ошибка дорого всем обошлась. Американские республиканцы считают, что до них Путин не допрыгнет, а европейцы разбаловались под ядерным зонтиком США, в НАТО платить не хотят и вообще разучились мышей ловить, что действительно так, но возникающая ситуация и для Америки опасна, поскольку пример России может оказаться заразительным.

    Это — важно, а вопрос, кто в русской эмиграции больший конформист или в украинской экономике больший казнокрад, не то чтобы несвоевременный, а просто он затрагивает судьбы куда меньшего количества людей.

    1. Элла Грайфер: «… Американские республиканцы считают, что до них Путин не допрыгнет, а европейцы разбаловались под ядерным зонтиком США, в НАТО платить не хотят и вообще разучились мышей ловить, что действительно так, но возникающая ситуация и для Америки опасна, поскольку пример России может оказаться заразительным. …»
      ===
      Да, американских республиканцев интересует угроза Китая, угроза идущих влево демократов и угроза заразительности примера России. А вот сами Россия и Украина их мало интересуют.

      А вот демократам как раз очень нужна Украина, которая на средства Запада будет бесконечно воевать с Россией. Демократы толкают Украину к коррупции, полной зависимости от Запада и безрассудству к России. Это полная противоположность пути Финляндии.

      1. Benny B.
        — 2023-05-14 07:49:42(956)
        —————————————————————————-
        Согласна. Ошибка республиканцев в том, что они не видят всей опасности России на данный момент, ошибка демократов в том, что они, вместо того, чтоб пожар тушить, пытаются на нем поджарить яичницу. Бог весть, что хуже.

        1. Элла Грайфер:
          … Ошибка республиканцев в том, что они не видят всей опасности России на данный момент …
          ===
          Нет, с этим я НЕ согласен.
          Я согласен с Трампом:
          1) В конвенциональном плане Россия опасна национальным интересам Америки только как вассал агрессивного Китая.
          2) Америке нельзя принуждать Украину к «уступка ради мира» — это «угроза заразительности примера России» для Ирана, Китая и т.д.

          Последнее, но самое главное для республиканцев: им надо выиграть выборы 2024 — или демократы наделают слишком много бед в Америке и во всём мире.
          Я бы предпочёл ДеСантиса, но кандидатом в президенты от республиканцев на выборы 2024 скорей всего будет Трамп.

          1. Я согласен с Трампом:
            1) В конвенциональном плане Россия опасна национальным интересам Америки только как вассал агрессивного Китая.
            2) Америке нельзя принуждать Украину к «уступка ради мира» — это «угроза заразительности примера России» для Ирана, Китая и т.д.

            Украину к таким уступкам не принуждать, значит давать ей оружие не как Байден, а всерьез. Так ли надо понимать позицию Трампа?

            1. Элла Грайфер:
              … Украину к таким уступкам не принуждать, значит давать ей оружие не как Байден, а всерьез. Так ли надо понимать позицию Трампа?
              ===
              Нет, не так.
              Вспомните как после разгрома ИГИЛ Трамп прекратил поддерживать союзных Америке курдов в Сирии — но одновременно не позволил Турции нанести им тяжёлое поражение. Турция и сирийские курды до сих пор хотят дружить с Америкой, хотя и продолжают потихоньку воевать друг с другом.

              По-моему что-то в этом роде Трамп планирует и для Украины с Россией — и для Украины это ГОРАЗДО лучше роли «вечно-воюющего буфера на содержании Запада», который готовят Украине американские демократы и западные европейцы. Для России это тоже ГОРАЗДО лучше роли «вассала Китая».

              1. Ну вот, значит, Сирия и курды, те и другие, оказались в роли вечно воюющих, и если именно так Трамп представляет себе будущие отношения России с Украиной, то это не прекращение войны, а перевод ее в вялотекущую фазу, все прелести которой мы в Израиле испытываем в полной мере. А поскольку вассалом Китая Россия становится на глазах и продолжит становиться, независимо от исхода войны, то Украине уготована та самая роль «буфера на содержании Запада» со всеми вытекающими. Конечно, американцы не обязаны заботиться о чьих-либо интересах, кроме своих, но украинцам от Трампа радости мало (может быть, даже еще меньше, чем от Байдена).

                1. Уважаемая Элла, давайте помнить главное:

                  Именно от решений администрации Байдена в прошлом и в ближайшие 1.5 года во многом зависят будущее отношений Россия-Украина. До начала 2024 года Байден скорей всего создаст и забетонирует новую реальность, с которой придётся работать любому следующему президенту Америки.

                  Поэтому, когда Трамп сейчас говорит о своих планах про Россию-Украину, то прежде всего его интересует «выиграть выборы 2024».
                  Настоящую позицию Трампа в этом вопросе мы узнаем НЕ раньше, чем Байден создаст и забетонирует новую реальность.

                2. P.S.: А украинцам в любом случае ОЧЕНЬ стоит прекратить слишком надеятся на «Запад (членство в NATO, EU) спасёт нас от войны» — и как Израиль научиться строить свою страну в условиях десятилетий «вялотекущей фазы» войны.

                  Если украинцы не смогут, то наверное как государство Украина не выживет.

                  1. А украинцам в любом случае ОЧЕНЬ стоит прекратить слишком надеятся на «Запад (членство в NATO, EU) спасёт нас от войны» — и как Израиль научиться строить свою страну в условиях десятилетий «вялотекущей фазы» войны.

                    Если украинцы не смогут, то наверное как государство Украина не выживет.

                    Легко сказать: «Перестать надеяться на Запад», — если наши «протестуны» перестать до сих пор не могут, хотя, казалось бы, мы уже досыта нахлебались опыта, какой Украине только предстоит… Для самого Запада выживание под большим вопросом…

                    1. Легко сказать: «Перестать надеяться на Запад» …

                      Так у меня нет цели их убедить, я хочу разобраться сам.
                      И сначала посмотрим, что лево-либеральный Запад сможет достичь в этой СВОйне. Кроме того, я считаю, что ситуация у трампистов довольно плохая: они слишком полюбили демагогию и полны иллюзий. Если бы не эти отрицательные качества своих сторонников, то Трампу стоило бы вести себя по другому — и он 100% это знает.

  4. Михаил Берг. О ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФОРМИЗМЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (публикуется в порядке обсуждения)

    На протяжении жизни, что оказалась длинной, я наблюдаю различные виды и формы конформизма. Ведь это только кажется, что люди боятся во все времена одного и того же. Если не брать во внимание такие, казалось бы, общие вещи, как страх смерти (хотя и здесь огромное число нюансов от смерти в одиночестве до смерти на миру, на котором русским и смерть красна), стоит обратить внимание на такой вид страха как политический конформизм.

    Ведь он тоже меняется даже не от эпохи к эпохе, а подчас куда чаще: скажем, если при совке конформизм состоял в том, чтобы не видеть никаких пороков в советской системе (отдельные недостатки, да еще с партийной или комсомольской прямотой, это разрешалось). То с началом перестройки, напротив, смелость состояла в том, чтобы видеть зло не в коммунистическим реванше, с которым картинно боролась ельцинская эпоха, а в способах обогащения при приватизации и залоговых аукционах.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий