Хорхе Хайне, Тьяго Родригес. Назван посредник для мирных переговоров

Хорхе Хайне, Тьяго Родригес. Назван посредник для мирных переговоров

Foreign Policy (США) 2 мая 2023 г.

После нападения России на Украину возрождение движения неприсоединения на глобальном Юге поставило западных чиновников в тупик. США и их союзники были сбиты с толку тем, что страны Африки, Азии и Латинской Америки отказывались присоединиться к санкциям против России и поставлять оружие Украине. Нейтралитет латиноамериканских стран, их нежелание стать де-факто воюющими сторонами в войне описывался как «провал». Некоторые же заходят так далеко, что говорят, что неприсоединившаяся позиция ставит под угрозу порядок, «основанный на правилах».

Бразилия стала предметом внимания из-за позиции по Украине. В то время как США обязались поддерживать войну на Украине «до тех пор, пока это потребуется», президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва настаивал на перемирии и мирном урегулировании конфликта; некоторые заявления Лулы вызвали даже негативную реакцию в Вашингтоне. Но Бразилия остается страной, которая лучше всего подходит для того, чтобы выступить в качестве посредника в прекращении войны на Украине — потому, что она отказалась принять чью-либо сторону.

Лула приступил к работе над мирным предложением сразу после инаугурации. Во время визита в Вашингтон Лула предложил Джо Байдену, чтобы Бразилия создала так называемый «клуб мира» — группу стран, которая будет способствовать переговорам между Россией и Украиной и в которую могут войти такие страны, как Китай, Индия, Индонезия и Турция.

Видеозвонок между Лулой и Владимиром Зеленским показал, что Бразилия настроена серьезно. Лула воспользовался возможностью, чтобы донести до Зеленского срочность пути переговоров. Советник Лулы Селсо Аморим отправился в Москву, где, нарушив протоколы, был принят Владимиром Путиным. В другой поездке Аморим встретился с советником президента Франции. Макрон также проявил интерес в переговорах о прекращении конфликта.

Результат встречи Аморима с Путиным был неопределенным, т.к. Аморим признал, что ни одна из сторон не готова приступить к переговорам. Тем не менее аудиенция Аморима у Путина и поездка Сергея Лаврова в Бразилию показывают, насколько серьезно Москва относится к предложениям Бразилии.

Визит Лулы в Китай позволил Бразилии продолжить посреднические усилия. Две страны опубликовали заявление, в котором согласились с тем, что «переговоры являются единственным выходом из кризиса». Часовой телефонный разговор Си Цзиньпина с Зеленским также указывает на потенциальный прорыв.

Политика Бразилии до сих пор сводилась к балансированию между позициями Запада и России. Вместо того, чтобы воздержаться при голосовании по резолюции ГА ООН, требующей ухода России с территории Украины, Бразилия проголосовала за. Однако Бразилия сделала это только после внесения поправок, призывающих к прекращению огня на Украине. По другим вопросам Бразилиа встала на сторону Москвы — она проголосовала за внесенную Россией в СБ ООН резолюцию по расследованию нападения на трубопроводы Северных потоков.

Политика Бразилии воплощает то, что мы называем активным неприсоединением. Поскольку Латинская Америка подвергается давлению со стороны великих держав, требующих принять сторону в холодной войне №2 между США и Китаем, активное неприсоединение иногда требует, чтобы регион сосредоточился на своих собственных интересах, а не на интересах других.

Активное неприсоединение берет пример с движения неприсоединения 60-70 годов, но не является его эквивалентом. Движение, основанное в 1961 году и возглавляемое Неру, Насером и Кваме Нкрума, обеспечило платформу для постколониальных стран, пытавшихся справиться с проблемами развития в биполярном мире. Нынешнее активное неприсоединение — это скорее внешнеполитическая доктрина, а не движение. Это происходит во время того, что Всемирный банк назвал «перемещением богатства» из Северной Атлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион, и когда державы глобального Юга, такие как Бразилия, начинают подниматься.

Активное неприсоединение — это не нейтралитет или равное расстояние между державами. Оно динамично. Это означает, что по некоторым вопросам латиноамериканские страны могут занять позицию, близкую к США, а по другим они могут занять позицию, близкую к китайской. Чего страны не сделают, так это безоговорочно встать на сторону того или другого. Это требует выверенной дипломатии, которая оценивает каждый вопрос по существу, а затем решает, как реагировать. Это более сложная задача, чем делать то, что вам говорят по каждому вопросу. Но эта позиция дает развивающимся странам рычаги воздействия в отношениях с великими державами.

Активное неприсоединение подчеркивает необходимость регионального сотрудничества и многосторонности. Бразилия преуспела в этом как в Латинской Америке, так и за ее пределами. В регионе она помогла основать Группу Рио в 80-х, Союз южноамериканских наций в 2008 году и G-20 стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции. То же самое можно сказать об организации диалога между Африкой и Латинской Америкой и диалога между арабами и Латинской Америкой.

Усилия Бразилии на Украине сталкивались с препятствиями. Обе стороны не хотят садиться за стол переговоров, а западные страны предпочитали осуждать Бразилию как наивную или как «повторение пропаганды». Эти трудности заставили вспомнить инициативу Бразилии 2010 года с Турцией, направленную на то, чтобы заставить Иран ограничить свою ядерную программу. Бразилия стремилась заставить Запад частично снять санкции с Ирана, если Турция предоставит гарантии безопасного обращения с иранским обогащенным ураном. Учитывая сегодняшнее состояние ядерной программы Ирана, США в 2010 году упустили возможность заключить сделку, которая не была идеальной, но достаточно хорошей. Вместо этого Вашингтон саботировал усилия Бразилии и теперь расплачивается за это.

Уроки бразильской иранской инициативы следует применить к сегодняшней войне на Украине. Если есть страна на глобальном Юге, подходящая для того, чтобы действовать как посредник между всеми, то это Бразилия, чьи традиции и возможности создания коалиций обеспечивают ей положение для продвижения вперед к установлению мира на Украине. Как написал Ховард Френч, Бразилия представляет собой «большое многорасовое общество с разнообразной экономикой и изобилием мягкой силы, но без истории экстерриториальных завоеваний и амбиций доминирования над другими». Это подкрепляется наличием у власти лидера, такого как Лула. Следующим шагом должно стать привлечение Индии в клуб мира.

Лула выступил с заявлением, в котором предложил Украине отказаться от своих претензий на Крым, а Россия уйдет с территорий, в которые она вошла в 2022 году. Представитель МИД Украины ответил на это в Твиттере: «Нет причин, по которым Украина должна отказываться даже от сантиметра своей земли. Любые усилия по восстановлению мира должны основываться на уважении суверенитета и полном восстановлении территориальной целостности Украины».

Состоятся ли переговоры, будет зависеть от того, заинтересован ли Запад в прекращении этой войны или он предпочитает вести ее до тех пор, пока это необходимо, чтобы «ослабить Россию», как выразился МО США Ллойд Остин. Он описал свои цели в апреле 2022 года. До сих пор Украина предпочитала не уступать своей территории. Это может оказаться дорогостоящей ставкой для жителей страны и ее экономики.

В то время как и Россия, и Украина понесли ошеломляющие людские потери, Украина понесла большой экономический ущерб. В 2022 году ВВП Украины упал на 29,1%; Россия же упала всего на 2,1%. В России в 3 раза больше населения, чем на Украине, а в 2021 году ее экономика была в 15 раз больше. Прогнозы МВФ на 2023 год показывают, что экономика России будет работать лучше, чем экономика Германии, при этом ВВП первой страны вырастет на 0,3%. Другими словами: западные санкции почти не действуют. Одной из причин этого является то, что российская торговля с глобальным Югом процветает.

Война, зашедшая в тупик связана с экономической устойчивостью. Здесь Россия имеет преимущество. Бразильская инициатива по прекращению конфликта может стать возможностью спасти Украину. Это не наивное и ошибочное предприятие, как называют его на Западе.

Источник: https://foreignpolicy.com/2023/05/02/brazil-russia-ukraine-war-lula-diplomacy-active-nonalignment/?tpcc=recirc_latest062921

Один комментарий к “Хорхе Хайне, Тьяго Родригес. Назван посредник для мирных переговоров

  1. «Состоятся ли переговоры, будет зависеть от того, заинтересован ли Запад в прекращении этой войны или он предпочитает вести ее до тех пор, пока это необходимо, чтобы «ослабить Россию», как выразился МО США Ллойд Остин. Он описал свои цели в апреле 2022 года. До сих пор Украина предпочитала не уступать своей территории. Это может оказаться дорогостоящей ставкой для жителей страны и ее экономики».

Добавить комментарий