Записки времен войны (Забытая радость)

9 мая. В семье моего отца-фронтовика этот день был по-настоящему праздничным. Впрочем, праздник тогда царил повсюду. Только выйди за порог и сразу окунешься в солнечный день, в сирень, цветы, музыку и увидишь, то здесь, то там, мужчин и женщин, несущих на пиджаках и платьях ордена и медали… И улыбки, улыбки… Таким запомнилось мне 9 мая в Киеве моего детства.
Победа Жизни над Смертью… – „Какая патетика!“ – скажет кто-то поморщившись. Для нас же слова эти были исполнены высоким и одновременно конкретным смыслом. Глядя на отцовские шрамы я думал: возьми автоматчик чуть точнее, чуть правее ударь осколок, срезавший часть уха, и не было бы ни отца, ни меня… Не забери нашу семью в 41-м сестра моей мамы, приехавшая с одной из последних, покидающих Киев машин, принял бы их всех Бабий Яр… И нам не надо было объяснять значение слов „никогда больше!“ – слова завета так и не исполненного нами.
Как случилось, что место тех слов в сознании заняла пара „можем повторить!“? Об этом будут еще много писать…
Сегодня же, когда я думаю о том, что 9 мая человек, развязавший войну в Европе, похваляющийся аннексией чужих территорий, ставящий в заслугу своей армии разрушение городов и массовые преступления, снова будет говорить о победе над фашизмом, ничего кроме ужаса от глумления над памятью поколения моих родителей, над нашим Праздником я не испытываю.
„И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти.“ Не он ли, бог смерти Молох, хохочет над нами, видя как люди, убивающие чужих и отдающие смерти своих детей (не забыть мне малышей, одетых в униформу!), празднуют победу над фашизмом?!
Но здесь верно лежит и разгадка!
„… мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски…“. Не знай, что эти слова взяты из письма Чехова от 1890 года, можно было бы подумать, что они написаны в веке 20-м. К чему я клоню? А вот к чему: та великая Победа в мае 45-го, Победа Жизни над Смертью была и осталась вызовом государству-Молоху, с которым тот не мог смириться. Молох жаждал реванша!
… На левом берегу Днепра, недалеко от того места, где я когда-то жил, расположен парк „Победа“. В центре его – Курган „Бессмертия“.
9 мая он всегда был усыпан цветами. К нему приходил мой отец, приходил и я… Пройдет время и другие дети понесут цветы к Кургану, и Победа над фашизмом, обретя новый смысл, будет праздноваться с забытой сегодня радостью. Да будет так! Амен!

Добавить комментарий