Марина Шаповалова, писатель. Скажу, но не обижайтесь

Камлания насчёт «Россия в изоляции за рвом с крокодилами загниёт и развалится под тяжестью ошибок и преступлений» навеяны очень поверхностным политическим популизмом. В основе которого ровно столько ошибок и погрешностей, сколько вводных. Реальная перспектива поэтому может отличаться от так сформулированных мечтаний более чем совсем. Притом, вариантов масса, если не одно, так другое пойдёт не совсем так, а то и всё вообще пойдёт совсем не так. Вплоть до наоборот.

О том, что тоталитарный режим скорее укрепляется в международной изоляции без роста благосостояния населения, сказано уже много, в том числе и мной. Не будем повторяться. Посмотрим внимательнее на возможные перспективы из состояния «за рвом с крокодилами», как если бы оно уже реализовалось в предельном формате. Границы прочно закупорены не только изнутри (опыт есть), но и извне. Населению некуда деваться, каждый выживает в заданных условиях в меру способностей и сил. Эмбарго тотальное. Режим при этом нацелен на наращивание стратегического арсенала и силовых структур ради удержания власти внутри. Чего ему может не хватать для успешного развития своего ВПК? На седьмой части территории планеты, располагающей всеми видами полезных ископаемых и прочих ресурсов? Может, долларов? Вот уж нет, населению в закапсулированной стране они не будут нужны. Работать будут за рубли, ещё лучше – за цифровые, полностью контролируемые государством. Электронный банкинг при этом будет очень удобным (уже умеют), собираемость налогов и штрафов стопроцентной, а дисциплина железной, на зависть товарищу Сталину. Если власть перехватят люди неглупые (не глупее Путина), то не проблема запустить в государстве социальные лифты: работать в ВПК, в той же финансовой системе, в силовых структурах и госорганах будет очень круто и прибыльно. При наличии таких социальных лифтов уровень потребления малообеспеченных слоёв населения не создаёт режиму никаких неудобств: альтернатив у людишек всё равно нет, «заграницы» не существует (она враждебна), зато есть шанс личного продвижения по социальной лестнице (стратегии личного успеха). Что ещё надо для счастья? Только быть законопослушным подданным с положительным социальным рейтингом.

Теперь касательно развития экономики, которого согласно современной прогрессистской мифологии не бывает без демократии. Во-первых, это не так. Демократия с экономическим развитием находится в весьма сложных отношениях, а порой и вообще в никаких. Что многократно доказано темпами экономического роста при режимах очень даже тоталитарных. Возьмите для примера хоть Сингапур – у того, кто скажет, что при Ли Куан Ю там была демократия, пусть станут камнями в горле его лживые слова. Но – и тут мы согласимся — Ли Куан Ю строил в Сингапуре экономику, инкорпорированную в глобальную. Такие были романтические времена. А мы говорим об автаркии. Хотя, не забываем – не крошечной островной, а гигантских размеров, хорошо ресурсообеспеченной. Которой для запуска опережающего развития может не хватать только ума.
А если его хватит?
Если постпутинские власти предержащие сообразят, что при жёстких дисциплинарных практиках не так уж сложно сократить администрирование частного предпринимательства, упростить и снизить налоги? Вас сейчас не впечатляет мастерство Набиуллиной? А по-моему, руководство американской ФРС должно нервно грызть локти, наблюдая её (не только её) государственнические способности и возможности. Изолированный от внешнего мира тоталитарный режим на своей территории как раз такой хозяин-барин, какому для осуществления подобных реформ ничего, кроме ума, не надо. Тем более, когда удешевление практически крепостной рабочей силы запрограммировано изоляцией. Только такой режим может себе позволить «одним махом» существенно сократить госрасходы, разогнав к чертям всю налоговую и заменив её «цифрой в одно окно». Никому в голову не придёт бунтовать, даже возмущаться вслух, ибо оно если не смертельно, то жизненно опасно. А при этом, представьте, открыть своё дело — пара пустяков за полдня. И никаких отчётов – налоги по «упрощёнке» будут сниматься автоматически.

Представили? Да, никаких намёков на свободу слова в таком государстве быть не может – ничего кроме социально приемлемого поведения. И некоторые проблемы в области доступа к зарубежным высоким технологиям тоже неизбежны: вместо американских айфонов придется клепать свои гаджеты, наверно, похуже. Что-то получится пониже, дым пожиже. Но, во-первых, не сказать, что совсем ничего не смогут, если предпринимательская инициатива будет освобождена. Человеку по природе присуща жажда свободной самореализации, и она непременно будет реализоваться в единственном открытом направлении. Если его откроют.

А во-вторых, я вам сейчас покажу, откуда в совершенно закрытую страну такого типа потекут иностранные инвестиции.

Да отовсюду. Что естественно. Если понимать, что происходит в мире и к чему идёт. Потому что вкладываться в тоталитарные режимы (разумеется, речь не о прямых инвестициях в частное предпринимательство, а в производства, подконтрольные государству) – милое и совершенно безрисковое дело: большой бизнес всегда любил гарантии правителей, прямо управляющих своей судебной системой. Потому что вода дырочку найдёт и обязательно, раньше или позже, начнёт вытекать из обложной налоговой и регуляторной запруды «социальных государств». Потому что европейская «зелёная экономика» имени дурковатой Греты – это таки капец, дорогие товарищи. В который ещё недавно не верилось, потому что казалось, что с ума коллективно и массово не сходят. Но действительность последних трёх лет повсеместно опровергла это оптимистичное заблуждение. Сходят. И прогноз пока неутешительный. В какой-то момент (не близкий, за пределами десятилетия) может обнаружиться, что деньгам (товарным) и людям (!) лучше и приятнее в окружении «рва с крокодилами», а не снаружи. Удобнее. В чём-то свободнее. И прибыльнее.

Так что у тотально изолированной России вполне может получиться этакий апофеоз Левиафана. В каком-то смысле его мощная агония на адреналиновом всплеске. Первые симптомы уже были – и здесь, и в Германии, нынче вот в Китае. Теоретически следующий (видимо – летальный) может случиться где угодно, но практически стимулом может стать именно наиболее плотная международная изоляция. На которую сейчас РФ – наиболее вероятный претендент.

Да, тут интересно как раз то, что адреналиновая агония Левиафана может задать опережающее развитие и породить прогресс нового типа, выводящий в пресловутую точку бифуркации. Но на этом неясном пункте придётся прекратить почти крамольные речи.

Один комментарий к “Марина Шаповалова, писатель. Скажу, но не обижайтесь

  1. Марина Шаповалова, писатель. Скажу, но не обижайтесь

    Камлания насчёт «Россия в изоляции за рвом с крокодилами загниёт и развалится под тяжестью ошибок и преступлений» навеяны очень поверхностным политическим популизмом. В основе которого ровно столько ошибок и погрешностей, сколько вводных. Реальная перспектива поэтому может отличаться от так сформулированных мечтаний более чем совсем. Притом, вариантов масса, если не одно, так другое пойдёт не совсем так, а то и всё вообще пойдёт совсем не так. Вплоть до наоборот.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий