Том О’Коннор. Си Цзиньпин и Джо Байден как дипломаты

Том О’Коннор. Си Цзиньпин и Джо Байден как дипломаты

Newsweek (США) 01.05.23

Пока Украина ждет прибытия посланника из Китая, Пекин берет на себя роль лидера в усилиях по прекращению конфликта века в Европе. Т.о. Си Цзиньпин бросает вызов роли США, поставивших себя в авангарде усилий по наблюдению за победой Украины. Скептики сомневаются в приверженности и способности Пекина добиться прогресса, в то время как другие выступают за расширение возможностей китайского «гамбита», и не противодействовать ему, т.к. решающая победа на поле битвы не светит ни Киеву, ни Москве

Жерар Аро, бывший посол Франции в США, утверждает, что интерес Запада к миротворчеству Си имеет смысл, но при этом насторожен в отношении Пекина. «У китайцев есть несколько разных целей, — сказал Аро. —  Может быть, они делают это только потому, что чувствуют себя обязанными». «Но они все же решились на этот шаг, и в наших интересах отнестись к этому серьезно, чтобы они предприняли конкретные шаги, а затем смирились с последствиями», — подчеркнул он. «Было бы контрпродуктивно, если бы китайцы могли сказать: «Мы пытались, но Запад нам помешал, — сказал Аро. — Наоборот, мы должны сказать: «Браво, мы поддерживаем вас, особенно в части следования Уставу ООН, уважения независимости и территориальной целостности».

Си использует инерцию импульса, полученного в марте, когда КНР выступила посредником в сближении между Ираном и Саудовской Аравией. Месяц спустя Эммануэль Макрон и делегация ЕС встретились с Си в Пекине, чтобы обсудить роль Китая в отношениях между Россией и Украиной и позицию Европы в этом вопросе.

Пекин может показаться ненадежным игроком, чтобы установить мир, особенно с учетом партнерства, продекларированного Си и Владимиром Путиным. Они удвоили свое согласие на ОИ в Пекине в феврале 2022 года. Пока Си продолжал восхвалять связи с Россией во время следующей личной встречи с Путиным, китайский лидер воспользовался возможностью, чтобы продолжить работу над мирным соглашением из 12 пунктов, в соответствии с которым его страна пыталась предпринять усилия по прекращению войны. Инициатива получила дальнейшее развитие, когда Си провел телефонный разговор с Владимиром Зеленским, в котором выразил намерение направить в Киев спецпредставителя по евразийским делам Ли Хуэя.

Аро назвал этот призыв «позитивным» и заявил, что он может подготовить почву для дальнейших действий, особенно если западные державы поддержат Пекин. «Я думаю, что нам действительно нужно попытаться подтолкнуть китайцев в том направлении, в котором мы хотели бы, чтобы они шли, — сказал Аро. «Мы не должны поддаваться аргументу, что на самом деле Запад несет ответственность за продолжение войны, что Запад не хочет переговоров». «Я думаю, что это очень важно», — добавил он.

В то время как Вашингтон прохладно приветствовал успех Пекина в посредничестве между Эр-Риядом и Тегераном, США были особенно откровенны в своих подозрениях в отношении российско-украинской дипломатии Китая. Белый дом категорически против любых попыток Китая добиться прекращения огня, утверждая, что это узаконит войну России и потенциально даст московским войскам возможность перегруппироваться. Однако, несмотря на нежелание Запада принять это, дипломатическая кампания Си имеет все признаки серьезного предприятия.

Шэнь Шивэй, известный китайский аналитик и журналист в области международных отношений, указывает на недавние встречи Си на высоком уровне с Макроном, Путиным, а также на квалификацию специального посланника Ли в ведении этого дела. Шэнь охарактеризовал Ли, который ранее занимал дипломатические должности в СССР, а также был послом Китая в России, как «старшего дипломата-ветерана по евразийским делам на протяжении более четырех десятилетий».

Взяв на себя, казалось, неразрешимую задачу найти точки соприкосновения между Россией и Украиной, Шен сказал Newsweek, что «основная позиция Китая заключается в содействии мирным переговорам». «Военные решения не могут положить конец конфликтам, а добиться политического урегулирования — непростая задача, — сказал Шэнь. — Китай считает, что важно воспользоваться возможностью и создать условия для урегулирования, поскольку рациональное мышление и голоса, выступающие за политические решения, сейчас на подъеме».

«США и Европа уже вовлечены в конфликт, — добавил он, — но Китай имеет хорошие возможности для содействия урегулированию, поскольку он является единственным постоянным членом СБ ООН, который поддерживает дружеские отношения как с Россией, так и с Украиной».

Несмотря на тесную связь Си с Путиным и его поддержку российской позиции, согласно которой Запад спровоцировал конфликт через расширение НАТО на восток, Зеленский всегда стремился поддерживать рабочие отношения с Китаем, страной, обладающей экономическим потенциалом, чтобы играть значительную роль в послевоенное восстановление разрушенной конфликтом Украины. Как и в случае с большинством стран мира, Пекин также является главным торговым партнером Киева, а Украина подписала инициативу «Один пояс, один путь», ориентированную на инфраструктуру. Т.о., Шен утверждал, что противодействие Запада миротворческой позиции Китая противоречит здравому смыслу.

«Лидеры из США и Европы должны иметь политическую решимость и жизнеспособные решения, чтобы добиваться политического урегулирования, — сказал Шэнь. — Обвинение Китая, который не создавал украинский кризис и не является стороной кризиса, не поможет в трудном продвижении к политическому урегулированию». Однако он признал, что такая попытка, даже при растущей международной поддержке, будет нелегкой.

«Рациональное мышление и голоса, выступающие за политическое урегулирование украинского кризиса, усиливаются, — сказал Шен, — но России и Украине по-прежнему сложно идти на существенные компромиссы, поскольку обе стороны в настоящее время накапливают военные ресурсы для поля боя».

В отличие от США, где сложился консенсус относительно того, что подъем Китая представляет собой угрозу, в Европе возникли разногласия по поводу того, как реагировать на подъем Пекина на мировой арене. Визиты Макрона и Олафа Шольца в Пекин демонстрируют готовность взаимодействовать с КНР на самом высоком уровне. Тем не менее, роль Вашингтона, вероятно, окажется существенной, если усилия Китая получат дальнейшее развитие.

«Большая проблема, связанная с тем, что Китай играет конструктивную роль, — это ядовитые настроения в американо-китайских отношениях и роковой цикл действий «око за око», — сказал Роберт Мэннинг, с.н.с. проекта Центра Стимсона «Переосмысление стратегии грантов США». Мэннинг сомневался, что решение будет найдено быстро, учитывая нынешний военный тупик между российскими и украинскими войсками, но он утверждал, что Китай, наряду с Индией и Турцией, «имеет наилучшие возможности для лоббирования прекращения войны».

«Если мы хотим, чтобы Китай был конструктивным, было бы полезно, если бы политики Вашингтона не рассматривали его как боксерскую грушу, где прибыль заключается в том, чтобы показать, насколько мы сильны, — сказал Мэннинг Newsweek. — Чрезмерное влияние Си вызвало глобальную реакцию США. То, что они имеют экономику в размере $18 трлн, являются державой №1 в торговле и экспорте капитала, а также зрелым государством, обладающим ядерным оружием, означает, что они могут нам не нравиться, но они не исчезнут, ​​и позиция Китая означает ограничение силы США». «США должны адаптировать свою дипломатию к этим реалиям», — добавил он.

Ухудшение американо-китайских отношений, начавшееся при Дональде Трампе, еще не стабилизировалось при Джо Байдене, хотя он отверг идею о том, что Вашингтон стремится к новой холодной войне. Вместо этого Байден представил отношения с Пекином как отношения конкуренции, конфронтации и сотрудничества, причем последняя категория в настоящее время находится под сильным давлением.

Обещания Байдена защищать самоуправляющийся Тайвань в случае попытки воссоединиться силой, в сочетании с общением на высоком уровне между законодателями Вашингтона и руководством Тайбэя, побудили Китай обвинить США в отклонении от договоренностей, которые служили краеугольным камнем их отношений, установленных в 1979 году. Тем временем Си все больше наращивает силы возле Тайваня и проводит учения, чтобы продемонстрировать способность захватить остров.

США и Китай еще больше поссорились из-за вопросов, связанных с торговлей, правами человека и другими спорами в регионе. Но в то время как Байден стремится укрепить мощь США в Азии, самый смертоносный за последние десятилетия конфликт в Европе требует ресурсов для поддержания украинских действий, создавая нагрузку на Вашингтон и на его союзников.

Китай пока не протянул военную руку ни одной из сторон, но Белый дом сослался на разведданные, утверждающие, что китайская помощь России не полностью исключена, что бросает тень на то, как Вашингтон рассматривает позицию Пекина в конфликте. «Конечно, США должны начать диалог с Китаем по Украине, — сказал Мэннинг. — Но с самого начала в США осуждали Китай за неспособность жить в соответствии со своим суверенитетом и принципами невмешательства».

Мэннинг утверждает, что сделка может оказаться в конечном итоге выгодной для Украины. Хотя у него были «сомнения» в том, что «полное урегулирование возможно, пока Путин находится у власти», он сказал, что «перемирие корейского типа могло бы закрепить достижения Украины и позволить им начать восстановление, вынося на обсуждение нерешенные вопросы». «Возможно, поэтому Зеленский может заинтересоваться Китаем», — заявил он.

Этот интерес еще не воплотился в какую-либо осязаемую сделку, и получение согласия с обеих сторон конфликта не гарантировано. Но растущий в Европе интерес к взаимодействию с Китаем в поиске возможных решений по войне, которой не видно конца, угрожает отодвинуть США на второй план будущих переговоров. «Я думаю, что было бы лучше иметь дело с Китаем, — сказал Мэннинг, — и изучить все возможности».

Источник: https://www.newsweek.com/xi-jinping-outplaying-biden-europes-ukraine-diplomacy-1797465

Один комментарий к “Том О’Коннор. Си Цзиньпин и Джо Байден как дипломаты

  1. «Пока Украина ждет прибытия посланника из Китая, Пекин берет на себя роль лидера в усилиях по прекращению конфликта века в Европе. Т.о. Си Цзиньпин бросает вызов роли США, поставивших себя в авангарде усилий по наблюдению за победой Украины. Скептики сомневаются в приверженности и способности Пекина добиться прогресса, в то время как другие выступают за расширение возможностей китайского «гамбита», и не противодействовать ему, т.к. решающая победа на поле битвы не светит ни Киеву, ни Москве».

Добавить комментарий