JM Berniolles. Виртуальная экономика против реальной

JM Berniolles. Виртуальная экономика против реальной

AgoraVox (Франция) 11 марта 2023

Сложно делать анализ идущих в настоящий момент процессов, потому, что эти процессы происходят одновременно. Например, мы видим определенный упадок англо-саксонских империй одновременно с усилением военно-экономического альянса России и Китая. Не для всех эти процессы очевидны. Многие страны цепляются за хорошие отношения с Западом, а западные страны иногда отказываются воспринимать новую реальность.

Однако, в целом переход к многополярному миру — реальность, хотя и не всеми признаваемая. И она совершенно не учитывается во внешней политике западных стран. В этих условиях страны вынуждены выстраивать свою неоднозначную и многовекторную политику. Например, Турция ведет двойную или тройную игру. Страны Персидского залива (Саудовская Аравия и ОАЭ) освобождаются от американской опеки, но на саммитах их монархи улыбаются Байдену. Египет использует наработанный позитив в отношениях с Западом, чтобы грамотно сопроводить процесс ухода США с Ближнего Востока.

При транснациональном характере нынешней власти Запада, основанной на неолиберальном контроле, эта власть опирается на манипулирование информацией. Это манипулирование затрудняет понимание того, что происходит в реальности. Для понимания этого надо отбросить мишуру и подумать о главных факторах, определяющих процесс противоборства Запада и Востока.

Экономика — один из этих факторов. На представлении о превосходстве экономики западных стран строится введение, война экономических санкций. 40 лет назад она была против Ирана, в последние годы — против России, обострившаяся с началом военных действий на Украине.

Сравнение по ВВП не имеет смысла. Оно искажает реальное положение стран. Надо учитывать и характер экспорта, и степень госзадолженности, и технические достижения, в т.ч. в космосе и ядерной энергетике. Вот это реальная экономика.

На Западе мы погружаемся в виртуальный мир. Экономика подчинена финансовым интересам стран и их политическим и промышленным лобби, часто она выживает за счет увеличения госдолга. Промышленное и сельхозпроизводство сокращаются, деньги уходят в пользу услуг, торговли и в направление спекулятивных финансовых операций.

Существуют искусственные финансовые схемы, вращающиеся вокруг темы «зеленой энергии». Несмотря на кризис, недвижимость подчинена финансовому инжинирингу. Эта экономика далека от реальности, становится виртуальной и попадает в зависимость от финансовых афер типа «пирамиды Понци». Основа — доллар, а виртуальная стоимость доллара держится на непререкаемости гегемонии США.

Россия, Иран и Китай действуют в зоне реальной экономики. Китай — из-за глобализации, Иран и Россия — потому что санкции не дают создать виртуальную финансовую систему. В случае Ирана необходимо учитывать, что режим духовных лиц ведет достаточно современную экономическую политику. Оказывается, Иран развил и свой военный сектор на основе продуманных технологий и инвестиций в области энергетики. Вкладывается руководство также в технический прогресс, в образование и науку. Санкции вынудили Иран развивать производство лекарств и систему здравоохранения.

Иран сильно пострадал из-за отсечения от мировых денежных потоков. Здесь действует также замораживание активов за рубежом, начавшееся после революции 1979 года. Но трудности преодолеваются: торговля с Россией и китайские инвестиции улучшили ситуацию в Иране. Остаются проблемы, которые американцы пытаются использовать для ликвидации исламской власти. Будущее Ирана во многом зависит от способности разрабатывать газовое богатство Персидского Залива. Решением стал бы газопровод в сторону Средиземного моря, но кто его будет контролировать? Проект газопровода стал причиной войны, развязанной против Сирии в 2011-2019 годах.

Россия имеет много проблем из-за западных санкций. Но они спасли ее от погружения в западный неолиберализм, в экономическую и финансовую систему Запада. России пришлось обратить внимание на собственный потенциал, помогающий перейти к самостоятельной экономике. Прогресс здесь способствовал укреплению рубля, несмотря на атаки против российской валюты. Санкции не помешали росту реальной экономики и отчасти создали проблемы в западных странах, в частности в странах ЕС.

Россия переориентировала торговлю на Азию — Китай, Индию и Иран, которые поддерживают сотрудничество с ней. В торговле она проводит все большую дедолларизацию. Москва предлагает создание общей валюты евразийских экономик, которая будет обеспечиваться товарами, такими, например, как природный газ.

Китай переживал, что его экономика зависит от иностранных рынков, особенно американского. Из-за этого он был вынужден покупать гособлигации США. Первое время после начала реформ Китай имел дефицит в торговле, в частности, с Германией. Это был переходный период, когда Китай приобретал опыт в сфере технологических ноу-хау. Сегодня Китай производит даже ядерные реакторы, которые успешно продает. Имеет Китай и поставленный на индустриальную основу сектор научных исследований, которые проводятся во множестве областей. Наконец, Китай обратил внимание на образование и на социальное формирование своих людей.

В глобальную экономическую систему Китай встраивается, сохраняя свою политическую систему. В этом плане китайскую систему можно назвать авторитарной. Действительно, трудно представить себе Китай, с его огромным населением, развивающимся на принципах «демократии всеобщего участия в управлении государством». Тем не менее Китай все больше учитывает внутренние запросы и пожелания своего населения. Сейчас Китай переориентируется на больший учет собственных интересов вместо включения в мировую глобальную систему. Успехи здесь есть: недавнее объявление Китая, что в стране ликвидированы «очаги крайней бедности», в целом соответствует действительности.

Источник: https://www.agoravox.fr/actualites/economie/article/ukraine-economie-virtuelle-contre-247252

Один комментарий к “JM Berniolles. Виртуальная экономика против реальной

  1. «В глобальную экономическую систему Китай встраивается, сохраняя свою политическую систему. В этом плане китайскую систему можно назвать авторитарной. Действительно, трудно представить себе Китай, с его огромным населением, развивающимся на принципах «демократии всеобщего участия в управлении государством». Тем не менее Китай все больше учитывает внутренние запросы и пожелания своего населения. Сейчас Китай переориентируется на больший учет собственных интересов вместо включения в мировую глобальную систему. Успехи здесь есть: недавнее объявление Китая, что в стране ликвидированы «очаги крайней бедности», в целом соответствует действительности».

Добавить комментарий