Александр Иличевский. Две миниатюры

Тоска может быть причиной для развития. Она может подтолкнуть к преодолению трудностей и стремлению к чему-то лучшему. Многие достижения цивилизации были обусловлены желанием преодолеть тоску.

Но с тоской также бывает трудно справиться. Она может привести к грусти и даже к нестерпимому отчаянию. Зимние праздники, например, Рождество и Ханука, возможно, возникли когда-то как способ справиться не только с беспросветностью в историческом смысле, но и в календарном – с долгой зимней тьмой. Эти праздники дают чувство общности и единения в то время, когда многие люди могут чувствовать себя одинокими или брошенными. С другой стороны, тоска, рождающаяся вокруг оси боли и наслаждения, может подтолкнуть человека к болеутоляющим веществам. Одна только фотография с героиновой улицы в Детройте может нам продемонстрировать разрушительный механизм чрезмерной беспечности.

Тоска также может быть движущей силой революций и социальных перемен. Желание лучшей жизни или свободы и справедливости способно побудить людей к действиям и борьбе за свои права. Если только не заливать тоску повсеместным чувством ложного величия.

В то же время тоска может служить своего рода «спасительным состоянием» для мозга, в немалой связи с биохимическими особенностями организма. Тоска может вдохновить нас на поиск нового опыта и изучение новых вещей. Многие из величайших произведений искусства, литературы и музыки были созданы людьми, которые боролись с чувством грусти.

В действительности, способность превращать боль в нечто прекрасное и долговечное может быть одной из самых необычных способностей человеческого разума. В предсмертной записке Ромен Гари сформулировал это так: «Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом».

Наконец, тоска по Богу может быть фундаментальным аспектом человеческого опыта. Ибо при мысли о тоске нельзя обойтись без метафизики. Без метафизики она становится невыносима. Без понимания тоски мы, возможно, не сможем полностью понять наше собственное стремление к смыслу и цели в жизни.

Что ж? тоска может быть как источником боли, так и источником достижений. Это сила, которая движет нас вперед и, возможно, определяет ход будущего. Тоска может быть как позитивной, так и негативной, и может стимулировать как личностный рост, так и деструктивное поведение.

У Блаженного Августина сказано, что зло – это лишь отсутствие любви. Вот хотя бы почему в любом случае не следует забывать, что мы тоскуем по Богу так же, как и Бог тоскует по нам.

***********************************

Сознание – это тень, обратная проекция существования, отбрасываемая на нас самих, на нашу ось боли и наслаждения, которая пришпиливает нас на мировом листе существования.

Но давайте вдумаемся, например, вот о чем – столько красивых мест в мире: ничего не надо душе так, как то, чем можно восхититься. В восхищении много от творческого начала – стала бы Вселенная тем, что она есть, если бы в ней нечему было бы удивляться?

Устройство Вселенной порой загадочней самого себя, устройства. Пожалуй, в этом параграфе мы не сможем обойтись без отражений вещи на экран, которым она, вещь, сама является. Проблема темной материи напоминает проблему человеческого сознания. Настораживает то, что существующие модели, описывающие вселенную, совсем не включают в себя проблематику темной материи. Ну, вот как это – быть частью мира и никак с этим миром не взаимодействовать?

С другой стороны, принцип такого несмешения, но при этом невероятно активного сотворчества – демонстрирует естественный язык. Слова не имеют вообще ничего общего с миром, который описывают. Тем не менее только благодаря языку мы обладаем такой сущностью, как цивилизация – культура, впрочем, самое эфемерное, но и самое мощное, чем обладает человечество. Так вот – темная материя – это нечто непроницаемое для познания, но обладающее массой, то есть – неосознаваемая существенность. Так почему бы не приписать этому объекту, по принципу подобия, точно такую непроницаемую существенность, которой является наше сознание. Поэт сказал бы – тёмная материя есть сознание Творца, у которого мы берем понемногу взаймы.

В самом деле, раз сознание – это такая тень, обратная проекция существования, отбрасываемая на нас самих – то где же источник света? Он растворен? Он скрывается где-то позади нас? Где тот центр сферического света, что везде и нигде? В самом деле, мы никогда самих себя не видим целиком, в каком бы фильме мы не снимались, какие бы множественные зеркала не использовали, чтобы рассмотреть себя в амальгаме, смешанной из тьмы и света. Так вот, кажется, – темная материя – это тоже некая не смешиваемая с мирозданием тень мира, отброшенная на него самого. Очень бы хотелось не пользоваться в данном периоде метафорами, а послушать на этот счет людей, так смело познающих сердцевину вселенной с помощью теорий.

Один комментарий к “Александр Иличевский. Две миниатюры

  1. Александр Иличевский. Две миниатюры

    Тоска может быть причиной для развития. Она может подтолкнуть к преодолению трудностей и стремлению к чему-то лучшему. Многие достижения цивилизации были обусловлены желанием преодолеть тоску.

    Но с тоской также бывает трудно справиться. Она может привести к грусти и даже к нестерпимому отчаянию. Зимние праздники, например, Рождество и Ханука, возможно, возникли когда-то как способ справиться не только с беспросветностью в историческом смысле, но и в календарном – с долгой зимней тьмой. Эти праздники дают чувство общности и единения в то время, когда многие люди могут чувствовать себя одинокими или брошенными. С другой стороны, тоска, рождающаяся вокруг оси боли и наслаждения, может подтолкнуть человека к болеутоляющим веществам. Одна только фотография с героиновой улицы в Детройте может нам продемонстрировать разрушительный механизм чрезмерной беспечности.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий