Андрей Мовчан. ХОЛОДНЫЙ ДУШ

Я категорически за то, чтобы судить людей только по их собственным личным поступкам и даже не по намерениям и не по высказываниям. Чтобы быть точным — есть намерения и высказывания, которые сами по себе являются осуждаемыми поступками (пропаганда агрессии однозначно к таким относится), но высказывание пожелания или намерения не равно обозначенному действию (агитатора надо судить за агитацию, а не за то, что сделали сагитированные)!

Я категорически не принимаю идеи «коллективной вины». Некоторые страдающие близорукостью мозга европейские чиновники договариваются до того, что «коллективная вина отлично сработала против немецкого нацизма после 2МВ». Во-первых, это – полное незнание истории и непонимание, что сработали оккупация, интеграция в широкий военно-политический блок и тем самым устранение причин развития нацистской идеологии. Во-вторых, на примере ГДР отлично видно, что ничего совсем не сработало – на трети территории один тоталитарный культ заменили другим, и «новые немцы» так же сосредоточенно стреляли в спину бегущим через берлинскую стену, как «старые» в спину бегущим из гетто, и участвовали в мировом ядерном противостоянии, сочиняя вундерваффе для уничтожения Лондона как и в 40-е. Но самое главное – великий мировой опыт объявления «коллективной вины» существует, и именно он закончился тем, что потребовало оккупации, расчленения и контроля Германии, а сперва унесло 6 000 000 жизней коллективно виноватых сперва в распятии некоего Христа, а потом – в огромном разнообразии смертных и не очень грехов. Один этот опыт должен был бы останавливать рты борцов со 145 млн человек одним скопом – если бы только опыт мог остановить глупость и безответственность тех, кто, не имея сил и возможности победить зло, ведет святую войну с тем, что подворачивается под руку.

Но мне пора встать с дивана (виски выпито и, как минимум, за бутылкой, но не только) и сесть к компьютеру – я всё же инвестор, инвестиционный менеджер и экономист. Давайте отбросим мораль и этику и поговорим о рационали.

«Силы света» всего мира сейчас как бы борются за победу Украины в войне с Россией (в чем бы она ни заключалась, все это понимают по-разному, но это уже другая история). Ключевым моментом в этой борьбе является борьба экономическая: Россия далеко не самодостаточна с точки зрения как товаров и услуг, так и, в частности, компонентов для вооружений. Если лишить Россию возможности производить достаточно вооружений – вопрос должен решиться сам собой.

«Миром» введено множество санкций на поставки в Россию товаров и услуг. 90% не имеют никакого отношения к военной машине, но 10% имеют, и это хорошо. Только вот не надо забывать, что самые суровые запреты на импорт обходятся, если требуются не слишком большие количества – а для создания ракет, например как раз требуются не слишком большие количества микросхем. К тому же санкции не перекрывают весь мир, опыт Ирана показывает, что и через 40 лет санкций можно делать дроны и ракеты и еще получше российских. Опыт Северной Кореи показывает, что можно создавать ядерное оружие и баллистические ракеты при всеобъемлющих санкциях и нищем населении (да что там – опыт СССР показывает, что всё можно делать самим, если надо).

Остается попытаться отобрать у России две вещи: на что покупать и кому потом проектировать и делать всё это оружие.

С «на что покупать» Запад ведет священную войну. Заморозили половину резервов (правильно). Ввели потолок на цену продаваемой нефти (но только на продаваемую по морю) в размере несколько выше реальной цены – оставили России 80 млрд долларов в год выручки, как будто этого одного не хватит на две войны одновременно. Перестали покупать газ (вернее Россия перестала продавать – потому что из-за этого цена так поднялась, что от одних азиатских поставок доход выше, чем раньше был от всего). Отказались от кучи мелкого экспорта, в общей сложности «убив» что-то около 15 млрд долларов в год российской валютной выручки. В общем после всех усилий, аукнувшихся Европе и миру парой сотен миллиардов долларов субсидий на подорожавшее топливо, Россия, может быть, недосчитается 50 млрд в год – и это верхняя оценка.

50 млрд в год – это средний отток капитала из России в прежние годы. Да еще 40 млрд долларов в год оставляли российские туристы вне России, размахивая карточками Виза и Мастеркард российских банков. Только вот 2022 год – не средний. Не в каждый год страну покидают 2 млн человек. Было бы всё, как раньше – быть бы оттоку капитала миллиардов 150, как минимум, да и эмигранты не 40 а все 80 миллиардов бы вынесли. Было бы, но не было – пришли певцы коллективной ответственности и решили Кремлю сэкономить денег на войну, запретив карточки, ограничив счета россиянам, заставив почти весь мир перестать открывать им счета совсем, заморозив активы олигархам (а значит попрощавшись с идеей, что они из России переведут остатки своих средств). В итоге в Кремле сперва пугались и пытались вывод капитала ограничить, а потом увидели, что весь мир на их стороне – и бросили это дело: всё равно доллары девать некуда.

Тут ведь еще какая проблема: продавать ли нефть и газ – решает Кремль. Занизишь потолок – не продадут, цены колом вверх, и Россия опять в победителях, а мир проиграл. Поэтому отгрызать возможно лишь по чуть-чуть (if any), даже если это требует оплачивать сотни тысяч командировочных евродепутатам и министрам, обсуждающим высоту потолка. А вот выводить ли эти доллары из России решают те самые коллективно виноватые россияне, и их ни Кремль, ни Армагеддон не остановят – может, их на войну можно силком загнать, но соблюдать российские законы ничем не заставишь: в 90-е вывоз капитала был запрещен, но вывозилось всё до последней крошки. Единственное препятствие для истощения валютных запасов России сейчас – санкции Запада. Единственное препятствие для истощения человеческого потенциала – эмиграционная бюрократия и отсутствие «зеленого коридора» для россиян оборонных и высокотехнологических специальностей, желающих покинуть родину.

Я бы вообще не побоялся провести эксперимент: объявить, что у россиян есть 6 месяцев для безвизового въезда в ЕС и США и право остаться при условии, что хотя бы один из членов семьи удовлетворяет базовым требованиям квалификации, начального капитала (небольшого) и подпишет декларацию о несогласии с политикой Кремля. Я вангую, что через полгода в России ракеты было бы делать некому и не на что.

Ах да, я еще забыл: в Россию же теперь нельзя поставлять предметы роскоши, то есть россияне теперь такие особые дикари, что обменивать куски бычьей кожи с тиснением ЛВ на золото у них нельзя, пусть лучше на это золото микросхемы покупают для ракет: ракеты нам дело знакомое, а вот если они сумками Луи Вюитон начнут бомбить, тут кто его знает что будет?

Получается, что «высокоморальное» в конкретном случае означает «дурацкое». Отвоевали у агрессора 50 млрд – а 200 ему сохранили. Кстати, если бы не отвоевывали и не сохраняли – может, и 50 бы не было, цены- то на углеводороды к февралю падали и падали бы себе дальше.

История учит нас, что процветание западного мира стало возможным после изобретения компаний с ограниченной ответственностью, в которой миноритарий не отвечает за компанию. История учит нас, что страны, отказывавшиеся от идеи «коллективной вины», были успешными, а те, кто держался этой концепции – проигрывали. История учит, что надо привлекать население на свою сторону (именно так был разрушен Советский Союз) а не огораживать (именно так созданы все государства-монстры в мире и в первую очередь нацистская Германия, именно так Германия проиграла войну с СССР).

Если, конечно, история хоть чему-то учит, а она, по мнению Ключевского, этого не делает. Так что нет у меня сомнений в трех фактах:

(1) Сотни комментаторов расскажут мне, как россияне виноваты;

(2) У Кремля будет вдоволь средств и кадров для создания вооружений и войны с Украиной;

(3) Сотни комментаторов так никогда и не свяжут эти два факта в единую причинно-следственную цепь.

Один комментарий к “Андрей Мовчан. ХОЛОДНЫЙ ДУШ

  1. Андрей Мовчан. ХОЛОДНЫЙ ДУШ

    «ДОБРО И ЗЛО ОДИНАКОВО НЕНАВИДЯТ ИСТИНУ»
    Монтескье

    Тема «как обижают русских» (спойлер — на самом деле россиян) приобрела характер салонного дискурса. О ней говорить модно, престижно и интересно – причем вне зависимости от позиции говорящего: тот редкий случай, когда все оппоненты за правду, причем за одну и ту же – просто есть нюансы.

    Моя собственная юридическо-этическая позиция (с бокалом хорошего виски в руке на диване в моей уютной гостиной в центре Лондона — о ее ценности я жду множества комментариев) состоит в том, что государство как аппарат является отдельным лицом, несущим свою собственную ответственность за свои действия, а каждый его гражданин в отдельности не может быть более соответственен действиям своего государства, чем миноритарный совладелец огромной компании с ограниченной ответственностью действиям этой компании. Граждане инвестируют в государство свою жизнь и работу, свои налоги и инвестиции, и они их легко теряют если что-то идет не так, но требовать с них терять больше (например, если удалось спасти деньги да и жизнь – требовать их потерять, потому что «государство плоховато») это всё равно что требовать от миноритарных инвесторов в Теранос или FTX сесть ненадолго в тюрьму вместе с руководителями этих мошеннических фирм (вот крупнейшие VC фонды удивились бы такой идее!).

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий