«Дурно зарифмованный телевизор». Оправдание войны в новейшей русской литературе (беседа корреспондента Север. Реалии с филологом Михаилом Эдельштейном)

Третья мировая война уже началась. Так считают авторы и составители сборника «Воскресшие на Третьей мировой» (Антология военной поэзии 2014–2022 гг.), выходящего в ноябре в издательстве ПИТЕР-ПОКЕТ. Идеолог книги, писатель Захар Прилепин, с восторгом отчитался в своем Живом Журнале о том, что на второй день предпродаж раскуплено больше двух тысяч экземпляров ещё не отпечатанного сборника. По мнению Прилепина, это свидетельствует о расцвете патриотической лирики, вызванном желанием народа «знать правду о войне».

«Кажется, перед нами случай, когда книгу будут допечатывать ещё до того, как она попала в магазины. А теперь вообразите, что она лежала бы по всей стране вместо… ну, ладно, смолчу. Ну, пусть не по всей стране, а хотя бы в 20 крупнейших магазинах», – написал Прилепин.

А составитель сборника Олег Демидов и вовсе полагает, что «на наших глазах зарождается новый литературный канон»:

«Сегодня прошла презентация антологии военной поэзии «Поэzия русского лета», которую подготовили Маргарита Симоньян и команда «RT».
Что происходит на наших глазах? Зарождается новый литературный канон. Вот антология «RT» (пишут, что продаëтся от 1500), скоро будет наша (надеюсь, что цена будет ниже, но…), вот поэты и музыканты пишут, пишут, пишут. И пишут так, как заявила Маргарита Симоньян, что у некоторых властьимущих наворачиваются слëзы. Значит, не всë потеряно. И значит, нас ждëт новый этап в литературном процессе — с читателями, с вниманием, с любовью.
Лучшие стихи на концерте RT — от Дмитрия Молдавского!
Так-то всех поэтов знаю, всех люблю, все или почти все будут и в нашей антологии. По вопросу качества — никаких претензий.
Да и вообще никаких претензий. Большая, громкая, пафосная (в хорошем смысле) презентация: Маргарита Симоньян, Мария Захарова, приветственное слово от Владимира Путина плюс не просто читка стихотворений, а маленький срежиссированный концерт при участии Александра Ф. Скляра, Серьги, Петра Лундстрема и Валентины Лисицы, Зверобоя.
Два часа на одном дыхании.
Но я свято уверен, что искусство по-настоящему ощущается и создаëтся в субкультуре, в катакомбах, в подвале. И там же — и должно звучать. Чтоб набитое помещение таило в себе дыхание зрителей, чтоб ни единого шороха, чтоб выброшенное поэтическое слово — ловилось на лету.
Так смыслы лучше впитываются.
Поэтому серьёзно думаю, как проводить презентацию нашей антологии. Она выйдет в издательстве «Питер» (угадайте в каком городе!) и будет называться «Воскресшие на Третьей мировой». Надеюсь, что выйдет до зимы.»

Болезненные образы, в которых «правда» подается читателям сборника, напоминают фильм ужасов – толпы воскресших мертвецов, горы трупов и призраки советских танков, разъезжающих по Украине. Все это сопровождается лютой ненавистью к «недругам русского мира». И выводом: никакой пощады, огнем, только огнем выжигать вражеские города!

О причинах такого внезапного приступа кровожадности, прежде несвойственной русской литературе, корреспондент Север.Реалии поговорил с филологом Михаилом Эдельштейном.

Читать дальше здесь:

********************************************************
Последующая запись Михаила Эдельштейна в Фейсбуке:

Там два основных, так сказать, месседжа. Один – политический или геополитический. Это наша земля, мы должны ее освободить, вернуть в украинские города памятники Ленину и Пушкину, а главное – вернуть России утраченное величие, научить Украину и весь мир нас любить. Пушкин, кстати, — это их постоянная фиксация: «Я – Россия, / Страна Царь-Пушкина, / Соль небес», «Капитанскую дочку» / Надо знать наизусть». И когда в десятый раз натыкаешься в подборке z-стихов на Пушкина, как-то лучше начинаешь понимать причины пушкинопада в украинских городах.

А на следующем уровне это культ войны, героической гибели, она же бессмертие («На войне только гибель, / Смерти нет на войне», там «зерно, что погибнет, / Не умрет никогда», как пишет Караулов), убежденность в том, что мирная жизнь – это такое постыдное эрзац-существование. Настоящий человек – тот, кто «готов под кожу / взять — и впустить войну». То есть для них это способ экзистенциальной самореализации, им без этого скучно. Среди источников всего этого – и «самурайство» Эдуарда Лимонова, и «да, смерть» Дугина, и прохановские видения атомного апокалипсиса. У Долгаревой есть еще довоенный верлибрический манифест, в котором героине снится альтернативная история России 20 века – более мирная, где Советский Союз во главе с Троцким становится любимцем всего мира. И заканчивается все тем, что героиня просыпается и понимает, что «это был неправильный сон», потому что «наш путь – это путь смерти».

И это постоянный мотив у самых разных авторов, не только в стихах, но и, так сказать, в прозе. Андрей Рубанов недавно недоумевал, зачем Украина рвется в Европу, какие у нее там перспективы – «превратиться в полусонную Грецию, страну таксистов и экскурсоводов?». А «в чем величие тогда? В чем геройство?» То есть мирная «мещанская» жизнь – это конец света. А единственная достойная альтернатива – подвиг, жертвенность, костер. У Влада Маленко есть стихотворение про солдата, который в момент гибели «вдруг увидел страшное вдали: / Нас будущих, расслабленных, как травы, / Обильно существующих без славы». В общем, как писал Прилепин, пора переезжать «всей страной в крепость», «строить мобилизационное государство».

Один комментарий к “«Дурно зарифмованный телевизор». Оправдание войны в новейшей русской литературе (беседа корреспондента Север. Реалии с филологом Михаилом Эдельштейном)

  1. ДУРНО ЗАРИФМОВАННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР». ОПРАВДАНИЕ ВОЙНЫ В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (БЕСЕДА КОРРЕСПОНДЕНТА СЕВЕР. РЕАЛИИ С ФИЛОЛОГОМ МИХАИЛОМ ЭДЕЛЬШТЕЙНОМ)

    Третья мировая война уже началась. Так считают авторы и составители сборника «Воскресшие на Третьей мировой» (Антология военной поэзии 2014–2022 гг.), выходящего в ноябре в издательстве ПИТЕР-ПОКЕТ. Идеолог книги, писатель Захар Прилепин, с восторгом отчитался в своем Живом Журнале о том, что на второй день предпродаж раскуплено больше двух тысяч экземпляров ещё не отпечатанного сборника. По мнению Прилепина, это свидетельствует о расцвете патриотической лирики, вызванном желанием народа «знать правду о войне».

    «Кажется, перед нами случай, когда книгу будут допечатывать ещё до того, как она попала в магазины. А теперь вообразите, что она лежала бы по всей стране вместо… ну, ладно, смолчу. Ну, пусть не по всей стране, а хотя бы в 20 крупнейших магазинах», – написал Прилепин.

    А составитель сборника Олег Демидов и вовсе полагает, что «на наших глазах зарождается новый литературный канон»:

    «Сегодня прошла презентация антологии военной поэзии «Поэzия русского лета», которую подготовили Маргарита Симоньян и команда «RT».
    Что происходит на наших глазах? Зарождается новый литературный канон. Вот антология «RT» (пишут, что продаëтся от 1500), скоро будет наша (надеюсь, что цена будет ниже, но…), вот поэты и музыканты пишут, пишут, пишут. И пишут так, как заявила Маргарита Симоньян, что у некоторых властьимущих наворачиваются слëзы. Значит, не всë потеряно. И значит, нас ждëт новый этап в литературном процессе — с читателями, с вниманием, с любовью.
    Лучшие стихи на концерте RT — от Дмитрия Молдавского!
    Так-то всех поэтов знаю, всех люблю, все или почти все будут и в нашей антологии. По вопросу качества — никаких претензий.
    Да и вообще никаких претензий. Большая, громкая, пафосная (в хорошем смысле) презентация: Маргарита Симоньян, Мария Захарова, приветственное слово от Владимира Путина плюс не просто читка стихотворений, а маленький срежиссированный концерт при участии Александра Ф. Скляра, Серьги, Петра Лундстрема и Валентины Лисицы, Зверобоя.
    Два часа на одном дыхании.
    Но я свято уверен, что искусство по-настоящему ощущается и создаëтся в субкультуре, в катакомбах, в подвале. И там же — и должно звучать. Чтоб набитое помещение таило в себе дыхание зрителей, чтоб ни единого шороха, чтоб выброшенное поэтическое слово — ловилось на лету.
    Так смыслы лучше впитываются.
    Поэтому серьёзно думаю, как проводить презентацию нашей антологии. Она выйдет в издательстве «Питер» (угадайте в каком городе!) и будет называться «Воскресшие на Третьей мировой». Надеюсь, что выйдет до зимы.»

    Болезненные образы, в которых «правда» подается читателям сборника, напоминают фильм ужасов – толпы воскресших мертвецов, горы трупов и призраки советских танков, разъезжающих по Украине. Все это сопровождается лютой ненавистью к «недругам русского мира». И выводом: никакой пощады, огнем, только огнем выжигать вражеские города!

    О причинах такого внезапного приступа кровожадности, прежде несвойственной русской литературе, корреспондент Север.Реалии поговорил с филологом Михаилом Эдельштейном.

    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий