Мишель Абу Негм. Макрон и Шульц пытаются преодолеть разногласия
Asharq Al-Awsat (Саудовская Аравия) 27 октября 2022 г.
Французская пресса редко обращала внимание на визиты канцлера Германии в Париж, потому что обмен визитами был частый. Однако недавняя поездка Шольца в Париж, в Елисейский дворец, для встречи с Макроном было сочтено исключительным событием, учитывая трудности, которые сейчас переживают франко-германские отношения.
Отмена официальной встречи, кроме обеда, упомянутых лиц показала разрыв в отношениях между Парижем и Берлином, которые с момента запуска европейского проекта были основным двигателем взаимоотношений. Французские СМИ сейчас анализируют реальности контактов двух стран-партнеров и выдвигают на первый план спорные моменты.
Аналитики сходятся во мнении, что украинская война является источником раскола в двух основных направлениях: будущее безопасности и обороны Европы и способы справиться с энергетическим кризисом, влияющим на инфляцию, цены и покупательную способность граждан. Было установлено, что настоящая причина отмены официальной встречи заключается в разнице во взглядах на основные направления, по которым необходим консенсус, консультации и согласование.
Никаких подробностей о ходе встречи и ее результатах, не просочилось. Однако Елисейский дворец охарактеризовал встречу как «очень конструктивную» и что она привела к созданию рабочих групп в области энергетики, обороны и развития.
Французская печать со ссылкой на источник при президенте сообщила, что официальные лица «обсудили франко-германские отношения в духе тесной работы в среднесрочной и долгосрочной перспективе».
Президент перечислил темы, вокруг которых будут дальнейшие встречи. Указывалось, что обе стороны будут «обсуждать вопросы обороны, экономики и энергетики, чтобы укрепить франко-германское сотрудничество, в частности, рассмотрят общие проблемы, с которыми они сталкиваются, и найдут лучший способ справиться с ними сообща и солидарно».
Указывается также, что оба официальных лица обсудят события войны России с Украиной, ожидая, что Шульц представит результаты состоявшейся конференции по восстановлению Украины.
Министр Оливье Веран признал после утреннего заседания французского кабинета во главе с Макроном, что между двумя сторонами есть «трудности, которые необходимо преодолеть», учитывая, что приоритеты одной страны «не обязательно совпадают с приоритетами другой». Он добавил: «Сила франко-германского дуэта в том, что он способен достичь взаимопонимания, чтобы подтолкнуть Европу к результату». Несмотря на обмен улыбками между Макроном и его немецким гостем, характер их отношений, личных и между двумя странами, страдает от разных подходов по многим вопросам. На практике это означает, что традиционная французско-германская гегемония над европейскими решениями и политикой, могла уйти в прошлое.
Французские источники опасаются, что Германия при Шольце из-за войны на Украине направляет внимание на объединение Центральной и Восточной Европы, и что Берлин станет звеном для нового объединения, возникшего в связи с проектом «Европейский космический щит».
Бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен сказал, что франко-немецкий дуэт сейчас «парализован», добавив, что «другого невозможно в настоящий момент, пока на европейской земле бушует война, и что Европа сейчас не сильна и не едина, и надо начинать с франко-германского диалога».
Исключение Франции из германского проекта создания Космического щита, вокруг которого, помимо США и Израиля, завязаны 14 европейских стран, в том числе Великобритания, является одной из основных причин расхождений между двумя столицами. Париж посчитал, что Берлин не учел принципа «европейского предпочтения» для достижения стратегической независимости и продвижения европейской оборонной промышленности. Этот же проект будет опираться в основном на американскую систему «Пэтриот», израильскую «Стрелу» и другие элементы, исключая Францию и Италию, которые уже разработали свою систему ПВО. С момента своего первого избрания президентом в 2017 году Макрон стремился укрепить европейское оборонное партнерство и создать европейскую армию, способную защищать европейские интересы. Дело в том, что два проекта сотрудничества в оборонной промышленности, французский и немецкий, особого прогресса не достигли, а сейчас речь идет о совместном производстве будущего самолета, который должен заменить французский «Рафаль» и европейский «Тайфун», в котором Германия уже участвует. Теперь Берлин обратился к США с просьбой продать ему F-35. Также буксует работа над двумя совместными оборонными проектами, а это значит, что выделенные Германией 100 млрд евро на модернизацию вооруженных сил не достанутся европейским компаниям.
Ясно, что немецкое видение будущего Европы отличается от французского. Поворот Берлина в сторону Центральной и Восточной Европы и его стремление включить страны Западных Балкан, расширить Евросоюз до 30-36 членов не вызывают у Франции энтузиазма. Париж подчеркивает необходимость создания прочного и более интегрированного европейского ядра и не торопится расширять ЕС, несмотря на признание Украины и Молдавии официальными кандидатами на вступление в него. Решение Берлина влить 200 млрд евро в экономику Германии и оказать поддержку компаниям и частным лицам из-за высоких цен на энергоносители без консультаций с Францией или какой-либо другой европейской стороной «в одностороннем порядке» дестабилизирует внутренний европейский рынок и честную конкуренцию между компаниями.
Страны расходятся и во мнениях о том, как справиться с кризисом роста цен на энергоносители, особенно на газ. Нет согласия по отклоненному Берлином предложения ряда стран, в т.ч. Франции, установить потолок закупочных цен на газ, который обязывал бы страны-экспортеры снижать свои цены, чтобы не потерять европейский рынок. Однако Берлин не согласен терять российский газ, от которого он зависел на 40 процентов (в отличие от Франции). Есть опасение, что введение потолка цен подтолкнет экспортеров к выходу на рынки, которые принесут им более высокую прибыль.
Российская война на Украине показала европейским странам, особенно близким к России, ранее входившим в состав Советского Союза, что американо-атлантический зонтик является единственным гарантом защиты. Т.о. стремление к европейской стратегической автономии, продвигаемое Францией, в настоящее время не имеет смысла.
Такова новая глава в истории отношений между двумя странами, открывшаяся из-за противоречивых интересов и взглядов. Состояние апатии не ново, их отношения уже были затронуты ранее. Саммит Шульца и Макрона укладывается в контекст стремления восстановить прежний дух сотрудничества и интеграции. Но пока еще рано предвосхищать возможность успеха или неудачи.
Источник: https://aawsat-com.translate.goog/home/article/3953421/%D9%85%D8%A7%D9%83%D8%B1%D9%88%D9%86-%D9%88%D8%B4%D9%88%D9%84%D8%AA%D8%B3-%D9%8A%D8%B3%D8%B9%D9%8A%D8%A7%D9%86-%D9%84%D8%AA%D8%AE%D8%B7%D9%8A-%D8%AE%D9%84%D8%A7%D9%81%D8%A7%D8%AA%D9%87%D9%85%D8%A7?_x_tr_sl=ar&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=sc
«Исключение Франции из германского проекта создания Космического щита, вокруг которого, помимо США и Израиля, завязаны 14 европейских стран, в том числе Великобритания, является одной из основных причин расхождений между двумя столицами».