Сергей Чупринин. ГУБАНОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ (1946-1983)

Г. родился гением. Во всяком случае, сам он в этом не сомневался и уже в 12 лет выпустил рукописный сборник «Здравствуйте, мы – гении!», а в неполные 16 напечатался со стихами в «Пионерской правде» (30 марта 1962 года). Эта публикация осталась, разумеется, незамеченной, как и участие Г. в коллективном сборнике начинающих стихотворцев «Час поэзии» (1965).

Зато 12 строк, выбранных из 167-строчной поэмы «Полина» и по настойчивой инициативе Е. Евтушенко данных на подверстку в молодежном шестом номере «Юности» за 1964 год, были поняты как взрыв сверхновой звезды. Их осудили в «Литературной газете» (16 июля) и в «Правде» (22 июля), Алексей Марков напечатал громокипящее «Открытое письмо поэтам-дебютантам» (Наш современник, № 9), журнал «Крокодил» откликнулся несмешным фельетоном «Куда до них Северянину!» (№ 28) и первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. Павлов лично прошелся по губановским строчкам в одном из докладов.

Ужасно, конечно. Хотя, с другой стороны, разносы в дни Оттепели воспринимались читателями, да и редакторами все-таки не как приговор, обжалованию не подлежащий, а как сильнодействущая реклама: гоним и травим – значит талантлив. Вот ведь и «Юность» устами Галки Галкиной, то есть Г. Горина, за своего автора заступилась (№ 12). Так что можно было, наверное, отряхнуться и вновь штурмовать печать своими стихами.

Однако Г. выбрал другую судьбу, и в январе 1965-го, уже через полгода после этой публикации, в курилке Ленинской библиотеки расклеил объявления с призывом всем непризнанным поэтам вступать в СМОГ – Самое Молодое Общество Гениев, а 19 февраля провел первый вечер смогистов в библиотеке имени Фурманова. Причем – раз уж эпатировать, то эпатировать – явился туда с петлей самоубийцы на шее.

Так оно и дальше пойдет. Приедут смогисты в Ленинград для знакомства с питерскими гениями – скандал, едва не до мордобития. Встретятся в Доме литераторов с поэтами старших поколений – и опять скандал: о малолетних революционерах очень жестко выскажется Ю. Мориц, а Д. Самойлов в дневниковой записи от 23 января 1966 года назовет Г. «отвратительным фашистом».

Фашистом он, конечно, не был, как не был и антисоветчиком. Если чего и требовал, то свободы творчества. И в выступлениях у памятника Маяковского: раз двадцать, рассказывают, выступал там в течение года. И при составлении самиздатовских альманахов «Авангард», «Чу!» и «Сфинксы». И во время знаменитой демонстрации 14 апреля 1965 года, когда смогисты прошли к ЦДЛ с самодельными плакатами «Лишим соцреализм девственности!», «Мы будем быть», «Русь – ты вся поцелуй на морозе!» и хотели вроде бы на одном из плакатов написать «Свободу Бродскому!», но так и не собрались.

Впрочем, в «митинге гласности», устроенном 5 декабря 1965 года в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, участие многие из смогистов все-таки приняли. И терпение властей стало постепенно лопаться. «Все это дешевка … Ничего вы не завоюете …», — еще 20 июля 1965-го предупредил гениев Л. Лиходеев, фельетонист «Комсомольской правды». В. Батшева, ближайшего сподвижника Г., в апреле 1966-го отправили в ссылку «за тунеядство». Других, — как это тогда называлось, — профилактировали, то есть провели с ними вразумляющие беседы. Самого же Г., «эмоционального, — по словам дружившего с ним Ю. Мамлеева, — до истерики, несомненно, интуита», овеянного огнем «священного безумия», положили в психиатричку с классическим диагнозом «вялотекущая шизофрения».

На этом СМОГ, в последний раз заявив о себе на Маяковке 14 апреля 1966 года, собственно говоря, прекратил свое существование. И необыкновенный «Лёнечка», — как назвал его А. Битов в романе-пунктире «Улетающий Монахов», — «очаровательный отрок, именно отрок, а не юноша, ибо его синеглазость была рублевско-сказочной, которая если и сохранилась где, так это в далеких северных деревнях» (П. Вегин), как-то стремительно состарился. Много пил, в быту, — свидетельствуют современники, — был непокладист и неряшлив, прожиточный минимум себе обеспечивал продажей самодельных книжечек и случайной работой то пожарника, то фотолаборанта, то ночного сторожа.

И писал стихи, конечно. Вернее, даже не писал, отделывая каждое стихотворение, а импровизировал, и, — говорит Н. Шмелькова, — «тому, кто знал его, невозможно было представить, чтобы он томился над какой-либо строкой, рифмой. Стихи вырывались из него потоком».

К этим стихам многие и относились уже не столько как к факту поэзии, сколько как к подтверждению незаурядности личности их автора. Вот и И. Дудинский, в послесловии к обширному самиздатскому сборнику 1983 года заметил, что успех Г. «определялся все-таки прежде всего его личными свойствами, нежели качеством и масштабностью его поэтических достижений». И Э. Лимонов констатировал, что «трагическая
судьба смогиста № 1 Лёни Губанова перевешивает его творчество».

Умер Г. в одиночестве, и его квартира в жаркие дни начала сентября была вскрыта далеко не сразу. Грустно. Но легенда о «русском Рембо» живет до сих пор – и книги его выходят, и книги о нем тоже.

Соч.: Ангел в снегу. М.: ИМА-Пресс, 1994; «Я сослан к Музе на галеры…». М.: Время, 2003; Серый конь. М.: ЭКСМО, 2006; И пригласил слова на пир: Стихотворения и поэмы. СПб: Вита Нова, 2012; «Меня ищут как редкий цветок…»: cб-ник произведений с переводом на итальянский, французский, сербский и хорватский языки. М. : Пробел-2000, 2018.
Лит.: Крохин Ю. Профили на серебре: Повесть о Леониде Губанове. М.: Обновление, 1992; Про Лёню Губанова: книга воспоминаний. М.: Пробел-2000, 2016; Батшев В. СМОГ: поколение с перебитыми ногами. Франкфурт-на-Майне: Литературный европеец, 2017; «Полина» Леонида Губанова: поэма, пророчество, манифест. СПб.: Пушкинский Дом, 2021.

Один комментарий к “Сергей Чупринин. ГУБАНОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ (1946-1983)

  1. Сергей Чупринин. ГУБАНОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ (1946-1983)

    Г. родился гением. Во всяком случае, сам он в этом не сомневался и уже в 12 лет выпустил рукописный сборник «Здравствуйте, мы – гении!», а в неполные 16 напечатался со стихами в «Пионерской правде» (30 марта 1962 года). Эта публикация осталась, разумеется, незамеченной, как и участие Г. в коллективном сборнике начинающих стихотворцев «Час поэзии» (1965).

    Зато 12 строк, выбранных из 167-строчной поэмы «Полина» и по настойчивой инициативе Е. Евтушенко данных на подверстку в молодежном шестом номере «Юности» за 1964 год, были поняты как взрыв сверхновой звезды. Их осудили в «Литературной газете» (16 июля) и в «Правде» (22 июля), Алексей Марков напечатал громокипящее «Открытое письмо поэтам-дебютантам» (Наш современник, № 9), журнал «Крокодил» откликнулся несмешным фельетоном «Куда до них Северянину!» (№ 28) и первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. Павлов лично прошелся по губановским строчкам в одном из докладов.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий