Говорят, целью автаркий является изоляция страны от внешнего мира, чтобы ни с кем не делить власть и богатство, параллельно выгнав из нее всех внутренних конкурентов – и война является средством такой автаркизации. Не сомневаюсь, что автаркизация является приятным бонусом; однако многие даже и малые страны построили автаркию – и военные действия им не требовались, равно как не требовалось терять миллиарды долларов замороженных резервов и недополучать доходы от продажи ресурсов.
Нет, автаркия — это бонус, необходимая стадия, но не цель. Война — это конечно средство для естественного превращения страны из плутократической автократии в милитаристскую автаркию, но и это лишь средство – для достижения значительно более существенной цели: например, власти над миром.
«Власть над миром» в нашу гибридную эпоху понимается не через формальные атрибуты, а гибридно – через реальные, пусть даже не всем видимые результаты на фоне возможно полного отсутствия формального признания. Это власть не бога – почитаемого и признаваемого, это власть дьявола – его все могут ненавидеть, все могут не признавать за ним власти, в него можно даже не верить, но по факту он будет иметь возможность добиваться своего без каких-либо границ; и тем более будет это приятно дьяволу, чем с бОльшим унижением «борцов со злом» это будет происходить.
В психотерапии такой «дьявол» называется «абьюзер» — человек, целью которого является контролировать своих жертв путем комбинации унижения, принуждения, манипуляции и обмана. У Ольги Мовчан был на эту тему отличный пост недавно, где она пишет, что абьюзер рассматривает уступку исключительно как основание увеличить требования, которые в итоге не имеют предела. Абьюзера можно только самым жестким образом остановить, иначе с ним не справиться.
И вот тут возникает проблема:
Что вы сделаете со страной, которая вооружена достаточным количеством ядерных боеголовок?
Власть абьюзера не переживет его собственной гибели, и поэтому ядерный апокалипсис не входит в его планы. Но ядерный апокалипсис не входит ни в чьи планы! При ограниченном же применении самим абьюзером ядерного оружия остальные его владельцы должны будут решить, что ценнее – мир без ядерного апокалипсиса, или неисполнение условий абьюзера. А, значит, разумный абьюзер будет наносить ядерные удары, не грозящие всемирным апокалипсисом, и выставлять условия, которые явно лучше, чем этот апокалипсис. Ответный ядерный или даже массированный не ядерный удар вызовет глобальную мировую ядерную войну — будет угрожать вам абьюзер; и вы признаете, что выполнение его требований менее опасно, чем попытка отпора.
Собственно, не нужно даже ждать ядерного удара абьюзера, чтобы понять – лучше просто выполнять его условия, чем доводить до ядерного удара, потому что потом всё равно их придется выполнять. Но кто поверит, что это не блеф, что абьюзер нанесет ядерный удар? Есть только один способ убедить мир – один раз удар нанести.
Для нанесения такого удара, однако, нужно наличие веских причин, иначе в следующий раз страх не будет сочетаться в головах жертв с необходимостью выполнять условия абьюзера. Веские причины необходимы и для внутреннего употребления – всё-таки какой бы ни была автаркия, для действий такого рода нужна поддержка существенной части населения и элиты, тем более, когда это делается в первый раз (потом будет проще).
Как выглядят идеальные веские причины? Как война и массовые жертвы со своей стороны, причем лучше как можно больше и среди максимально широких слоев населения, еще лучше – на своей территории. Как этого добиться проще, чем устроив затяжную военную операцию, а затем бросить на фронт неподготовленных гражданских, одновременно присоединив театры военных действий к своей стране?
100 000 похоронок — и можно выставлять ультиматум: признание аннексий, снятие санкций, иначе мы будем вынуждены применить ЯО. Против непосредственного противника, разумеется, не против других ядерных держав, что вы. Но на фоне 100 000 похоронок и твоего отступления кто же этот ультиматум примет – ведь очевидно же, что это блеф!
И вот тогда будет «ограниченный ядерный удар» и предупреждение – вздумаете отвечать, будет еще удар, на порядок сильнее.
Что будет потом?
Все поймут, что абьюзер выполняет свои угрозы. Будет новая реальность, в которой принимающим решения в крупнейших ядерных державах нужно будет объяснить себе, почему вопрос, где проходит граница между двумя мало кому интересными странами и кому принадлежит 0,3% мирового ВВП, является более важным, чем предупреждение всемирного апокалипсиса. С большой вероятностью будет согласование условий абьюзера – территории, снятие санкций, свободная торговля, противник разоружен и включен в список сателлитов, его руководство показательно осуждено и наказано.
Мир угрюмо констатирует, что это вынужденная жертва для спасения всего мира и будет утешать проигравших предложением мест для беженцев и обещанием, что «в будущем всё изменится».
Внутри страны-абьюзера будет ликование: «Операция закончилась победой, все жертвы были не напрасны, мы сильнее всех в мире». Не поймите превратно – абьюзеру аннексированные территории не нужны совсем. Ему нужен тот факт, что весь мир подчинился его требованиям – и подчинится еще раз, и еще раз.
В мире еще много не самых сильных стран, не самых важных рынков, не самых значимых институтов и политических решений. А, значит, у абьюзера есть неограниченное поле для развития абьюза и удовлетворения собственного комплекса Наполеона – но, конечно, не в виде захвата всего континента, а в виде спорадического выставления безумных требований и их удовлетворения. Хотим сухопутный коридор к анклаву — иначе бомба. Хотим часть территории соседа — иначе бомба. Хотим преференций в торговле — иначе взорвем трубопроводы, если будет ответ – тогда бомба; хотим место вечного председателя в самом главном международном органе и право вето на всё и везде — иначе проспонсируем всех террористов мира и все агрессивные режимы, в случае ответа даже на их территории – бомба. Разумеется, в перерывах между получением по всем этим требованиям страна-абьюзер (как и человек-абьюзер) будет много говорить о всеобщем благе и желании сотрудничать, о своей миссии по спасению мира. А внутри страны все, кто не в тюрьме, этому даже будут верить.
Не поддерживать абьюзера будет опасно для любой неядерной страны и даже для ядерных, но небольших. Поэтому постепенно поддержка абьюзера будет расти, как будут расти и его возможности – экономические и военно-технические (разумеется, не за счет собственной экономики и науки, просто он будет получать всё, что ему надо). Абьюзер станет «мировым судьей», к которому пойдут за решением споров третьи страны; мировым диспечером, который будет определять что как и где будет работать. Возникнет новый мировой порядок, и даже экономики и рынки отреагируют позитивно – они всегда реагируют позитивно на рост определенности. Крупные страны с ядерным оружием будут держать лицо, сохраняя подобие независимости и «хорошую мину при плохой игре», но даже внутри них самих будет расти восхищение абьюзером и его возможностями и вопрос «а мы почему так не можем?». Мир будет становиться всё хуже, но будет относительно стабильным – пока кто-то (скорее всего, сам абьюзер) не допустит фатальной ошибки и не наступит август 2014 года, но только в ядерном варианте.
Что еще я могу сказать? Сейчас Рош-а-Шана, а не Пурим, но тем не менее какая-то сила до сих пор спасала мир от Аманов самого разного пошиба; спасала на грани чуда, за пределами действия теории вероятностей. Будем надеяться, что в этот раз будет так же. Правда, существует еще вариант, что пришло время нового всемирного потопа, или армагеддона. Но, уже если время пришло, тут точно ничего не поделаешь.
Наконец – в этой теоретической статье я не имел в виду никаких конкретных стран или народов, никакую конкретную ситуацию; все совпадения случайны, и, если кому-то кажется, что я писал о нем – это его проблема и его мысли не соответствуют современным законам его страны: его, а не мои; его, а не моей.
Андрей Мовчан. КОШМАРНЫЙ СОН
Говорят, целью автаркий является изоляция страны от внешнего мира, чтобы ни с кем не делить власть и богатство, параллельно выгнав из нее всех внутренних конкурентов – и война является средством такой автаркизации. Не сомневаюсь, что автаркизация является приятным бонусом; однако многие даже и малые страны построили автаркию – и военные действия им не требовались, равно как не требовалось терять миллиарды долларов замороженных резервов и недополучать доходы от продажи ресурсов.
Нет, автаркия — это бонус, необходимая стадия, но не цель. Война — это конечно средство для естественного превращения страны из плутократической автократии в милитаристскую автаркию, но и это лишь средство – для достижения значительно более существенной цели: например, власти над миром.
«Власть над миром» в нашу гибидную эпоху понимается не через формальные атрибуты, а гибридно – через реальные, пусть даже не всем видимые результаты на фоне возможно полного отсутствия формального признания. Это власть не бога – почитаемого и признаваемого, это власть дьявола – его все могут ненавидеть, все могут не признавать за ним власти, в него можно даже не верить, но по факту он будет иметь возможность добиваться своего без каких-либо границ; и тем более будет это приятно дьяволу, чем с бОльшим унижением «борцов со злом» это будет происходить.
Читать дальше в блоге.