Сергей Чупринин. АХМАТОВА (УРОЖД. ГОРЕНКО) АННА АНДРЕЕВНА (1989—1966)

 

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

Роман, откуда взяты эти фразы, А. активно не любила, но сама себя вела ровно по этому правилу, сделав понятное исключение лишь для мольбы о сыне, трижды попадавшем в смирительную ГУЛАГовскую рубашку. Просить же за себя – да ни боже мой, нет, никогда!

Так еще в начале 1920-х годы, едва стала понятна органическая несовместимость А. с большевистским режимом, она не покинула Россию, но от любого участия в общественной и уж тем более в советской литературной жизни демонстративно отстранилась. Даже О. Мандельштам «ходил» за заступничеством к Бухарину, даже Е. Замятин, М. Булгаков, Б. Пастернак стремились достучаться до Сталина, но не А. Вот и вышло, — говорит Г. Морев, — что «среди крупных русских писателей с дореволюционным “стажем”, оставшихся в СССР, положение Ахматовой было уникальным» — как у «женщины, — процитируем В Перцова, — запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть».

Ее ведь даже в новорожденный Союз советских писателей не позвали, а сама она не попросилась. И лишь 5 января 1940 года А., — как рассказывает Э. Герштейн, — «торжественно приняли в Союз писателей. Два издательства сразу начали готовить к печати ее книги. Журналы просили стихи для ближайшего номера. Шел разговор об увеличении пенсии, о предоставлении ей квартиры и т. п. Потом эти разговоры стали умеряться».

Сборник «Из шести книг» успел все-таки выйти, и А. Фадеев, А. Толстой, Б. Пастернак вроде бы намеревались представить его к Сталинской премии. Но уже к июлю 1940-го настроение верховного начальства переменилось, и всё тот же В. Перцов в «Литературной газете» написал о книге вполне издевательски, так что, — вернемся к словам Э. Герштейн, — «Сталинской премии Ахматовой не дали. Пенсию не увеличили. Квартиру дали только после войны».

В расписании советских ролей она была никем. Но, когда 3 апреля 1946 года состоялся большой вечер московских и ленинградских поэтов, весь Колонный зал встал, овацией приветствуя царственное появление А. на сцене. И кто знает, не сыграло ли это событие зловещую роль во всём, что произошло через полгода и что всем теперь известно?

Она и тут ни о чем никого не просила. Хотя ее пытались не то чтобы спасти, но все-таки смягчить участь: А. Фадеев еще осенью 1946-го распорядился вернуть отнятые продуктовые карточки, в январе 1951-го ее раньше, чем М. Зощенко, восстановили в Союзе писателей, дали возможность зарабатывать переводами. И казалось, что Оттепель уж точно начнется с ее литературной реабилитации.

Уже 20 октября 1953-го К. Чуковский записал в дневник, что «Ахматовой будут печатать целый томик — потребовал Сурков (целую книгу ее старых и новых стихов)», и действительно 21 октября по предложению издательства А. сдает в «Советский писатель» рукопись «Избранного». Однако явилось на свет оно только в ноябре 1958-го, и не в «Совписе», а в Гослитиздате, причем максимально оскопленным: «в книжке, — напоминает М. Алигер, — и всего-то 127 страниц, да из них 32 страницы, т. е. четверть книги – переводы: старые китайцы, корейцы, отрывок из Гюго, стихотворение какого-то осетина, Перец Маркиш, неведомый мне румын Александр Тома, белые стихи Рабиндраната Тагора… Горько и неловко, и ничего не скажешь в утешение».

Так оно и дальше пойдет: каждое новое издание (и «лягушка» 1961 года, и превосходно составленный «Бег времени» 1965-го) будет выходить, продираясь сквозь цензуру и увязая в бесчисленных бюрократических согласованиях. Ее официальный статус еще надолго останется прежним, пресловутое Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» откажутся отменять, и ни с 70-летием, ни с 75-летием начальство А. не поздравит, зато в неофициальном, но могучем общественном мнении она воспринимается уже как последний великий русский поэт и, наделенная, — по словам Л. Гинзбург, даром «совершенно непринужденного и в высокой степени убедительного величия», «держит себя, как экс-королева на буржуазном курорте».

Ей звонит А. Твардовский, и с января 1960 года входит в обычай в каждом первом номере «Нового мира» печатать стихи А. К ней на поклон в Ленинград едет Л. Скорино, заместительница В. Кожевникова, и стихи появляются в «Знамени» (1963, № 1; 1964, № 10). Да всюду они появляются: в «Литературной газете», «Литературной России», «Неве», «Нашем современнике», «Юности», «Звезде», даже в «Огоньке» у А. Софронова, даже в радио- и телевизионной программе «РТ» — всякий раз по согласованию с ЦК, но появляются же!

С общественным мнением надо считаться, и пусть в 1963-1965-х годах никто из власть предержащих не откликнулся на ее хлопоты о судьбе И. Бродского, в апреле 1965-го А. избирают делегатом II съезда писателей РСФСР: «сначала, — рассказывает Г. Глёкин, — она села где-то сбоку, в задних рядах, а потом не то А. А. Сурков, не то С. В. Михалков почтительно привел ее в первый ряд, за стол президиума, и усадил с правого края, рядом с М. А. Шолоховым. Она сидела в президиуме и исподволь разглядывала правительство. Они ее – тоже».

И более того – А., так и не успевшую получить Нобелевскую премию, выпускают в Италию, где ее награждают премией «Этна-Таормина» (декабрь 1964-го), и в Англию, где она становится доктором honoris causa Оксфордского университета (июнь 1965-го).

Чудовищный контраст – между международными знаками признания, любовью сотен тысяч читателей на родине и до последнего дня полубездомностью, полунищетой.

Как такой же контраст между торопливо-испуганным, именно что забюрократизированным прощанием с ее телом в Москве и, — как вспоминает Б. Друян, — «людским морем» на отпевании в Николо-Морском соборе в Питере, истинно народными похоронами в Комарове.

Соч.: Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель // Библиотека поэта. Большая серия, 1976; Собрание сочинений в 6 тт. М.: Эллис Лак, 1998-2002; Бег времени. М.: АСТ, 2016.
Лит.: Павловский А. Анна Ахматова: Очерк творчества. Л., 1966; Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968; Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973; Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Худож. лит., 1989; Воспоминания об Анне Ахматовой. М.: Сов. писатель, 1991; Лосиевский И. Анна Всея Руси: Жизнеописание Анны Ахматовой. Харьков: Око, 1996; Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. В 3 тт. М.: Согласие, 1997; Мандельштам Н. Об Ахматовой. М.: Новое изд-во, 2007; Черных В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. М.: Индрик, 2008; Коваленко С. Анна Ахматова. М.: Молодая гвардия // Жизнь замечательных людей, 2009; Тименчик Р. Последний поэт: Анна Ахматова в 1960-е годы. В 2 тт. Иерусалим: Гешарим – М.: Мосты культуры, 2014.

Один комментарий к “Сергей Чупринин. АХМАТОВА (УРОЖД. ГОРЕНКО) АННА АНДРЕЕВНА (1989—1966)

  1. Сергей Чупринин. АХМАТОВА (УРОЖД. ГОРЕНКО) АННА АНДРЕЕВНА (1989—1966)

    «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

    Роман, откуда взяты эти фразы, А. активно не любила, но сама себя вела ровно по этому правилу, сделав понятное исключение лишь для мольбы о сыне, трижды попадавшем в смирительную ГУЛАГовскую рубашку. Просить же за себя – да ни боже мой, нет, никогда!

    Так еще в начале 1920-х годы, едва стала понятна органическая несовместимость А. с большевистским режимом, она не покинула Россию, но от любого участия в общественной и уж тем более в советской литературной жизни демонстративно отстранилась. Даже О. Мандельштам «ходил» за заступничеством к Бухарину, даже Е. Замятин, М. Булгаков, Б. Пастернак стремились достучаться до Сталина, но не А. Вот и вышло, — говорит Г. Морев, — что «среди крупных русских писателей с дореволюционным “стажем”, оставшихся в СССР, положение Ахматовой было уникальным» — как у «женщины, — процитируем В Перцова, — запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть».

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий