Робин Эшенден. Лиз Трасс стремится подражать Тэтчер
The Spectator 1 сентября 2022 г.
Лиз Трасс снова привлекла внимание российского истеблишмента. Так аналитик Игорь Коротченко грубовато сказал, что Трасс «место не в политике, а на кухне». Клип (в настоящее время крутится по российскому телевидению) показывает ее удивленную июльскую реакцию, когда телевизионная ведущая Кейт Макканн упала в обморок. Владимир Соловьев, ключевой кремлевский пропагандист, утверждал, что такая же ошеломленная беспомощность будет у Трасс, «когда упадет Британия». Он обвинил ее также в «мании величия». Кремль, очевидно, не очень уважает нашего будущего премьер-министра, хотя вопрос о том, отражает ли это снижение российских стандартов галантности, остается спорным.
Нельзя сказать, что Трасс хорошо начала свои отношения с Кремлем. Во время своего дипломатического визита в Москву в качестве министра иностранных дел в дни, предшествовавшие путинскому февральскому вторжению, она продемонстрировала, казалось бы, игнорирование факта, что Воронежская и Ростовская области — российские, а не украинские регионы, как и Ростов-на-Дону — десятый по величине город страны. Это просто была оплошность. Сергей Лавров сказал тогда, что иметь дело с министром иностранных дел — все равно, что «разговаривать с глухим человеком, который слушает, но не слышит». Пресс-секретарь МИД России тогда написала в блоге, что «если кого-то и нужно спасать от чего-то, так это от глупости и невежества британских политиков».
Трасс явно обдумала свой визит в Москву, надев меховую шапку в русском стиле, как ее героиня Маргарет Тэтчер во время своего визита в Советский Союз в 1987 году. Но и здесь российские СМИ набросились на нее. Ухватившись за стереотип, ведущая программы «60 минут» поблагодарила Бога, что Трасс не взяла с собой «балалайку и самовар». Такие шапки в России уже мало кто носит, кроме стариков и туристов.
Это не первый раз, когда Трасс пытается подражать Тэтчер. Независимо от того, фотографируется ли она, управляя танком, или занимается с домашними животными, или держится за пинту, кажется, что министр иностранных дел уже некоторое время занимается перевоплощением в бывшего премьер-министра. В эти выходные в «Телеграфе» профессор Патрик Минфорд сказал, что Трасс — «самое близкое, что у нас есть к миссис Тэтчер». Подобные вещи говорили и о Терезе Мэй во время ее вступления на должность в 2016 году.
Внимание российских СМИ к бледности Трасс в связи с падением Кейт Макканн, что в действительности только очеловечило ее в Великобритании, контрастирует с тем, как они обращались с Тэтчер почти 50 лет назад. Следует помнить, что ярлык «Железная леди» был присвоен Тэтчер в 1976 году газетой «Красная Звезда», которая написала в заголовке: «Железная дама угрожает». Это последовало за яростной антисоветской речью Тэтчер в Ассоциации консерваторов Челси. Тогда казалось, что Советы оценили Маргарет Тэтчер.
Но именно во время ее визита в Москву в 1987 году для переговоров с Михаилом Горбачевым (который умер недавно в возрасте 91 года) советское отношение к премьер-министру, казалось, изменилось. Это были не только возможности фотографироваться (Тэтчер, безусловно, извлекла из этого пользу), будь то с толпой горожан, или при посещении русской православной церкви, или на фоне советских жилых домов в своей знаменитой шубе и шляпе на лисьем меху. Но это был также визит по существу, проведенный с государственной мудростью. Тэтчер, зная, что ей предстоит ужинать с идеологическими противниками, сказала, что никогда еще «так подробно не готовилась и так тщательно не думала о том, что она хотела сделать», предварительно проконсультировавшись с рядом советских экспертов. В России она встречалась с некоторыми диссидентами режима, в т.ч. физиком Андреем Сахаровым и принимала участие в телеинтервью на советском телевидении. Как позже сказал Горбачев, «три наших журналиста полностью проиграли. Она выиграла почти все очки». Прическа Маргарет тогда вошла в моду в московских салонах. Ее сравнивали с Екатериной Великой.
Больше всего в Кремле удивились ее переговорам с самим Горбачевым, которые растянулись на несколько часов, были откровенными и непринужденными. Разговор касался контроля над вооружениями, прав человека, экономических реформ и оккупации Кремлем Афганистана. Как написал барон Пауэлл, личный секретарь Тэтчер, «переговоры были откровенными, без хитростей». Горбачев рассказал об этом в своем Политбюро: «Она дерзкая женщина. Она вела себя так, как будто находилась в своем собственном парламенте. Вы не смогли бы увидеть это ни в одном театре».
Тэтчер уехала из России, улучшив имидж Британии и ускорив окончание холодной войны. Это была дань уважения ей и Горбачеву, «жесткие удары» сблизили их. Позже Горбачев сказал: «Она прямолинейна. Она говорит то, что думает. Она не стесняется своих слов. Она не любит дипломатический туман». Иногда между ними возникал спор. В тот вечер за ужином, указывая на пейзаж в столовой, Горбачев сказал, что это было точно так же, как и разговоры между ними, «бурные, но с большой ясностью». «Да, — сухо согласилась Тэтчер, — заметил ли он, что на картине свет падает с Запада?».
Возможно, нет необходимости подчеркивать дальнейшие различия между Лиз Трасс и Маргарет Тэтчер: сравнение напрашивается само собой и, возможно, ошибочно. Тэтчер тоже обвиняли в слабости в первые годы. «Она никогда ничем не рискует», — пробормотала член парламента Барбара Кастл, назвав Тэтчер «ручной птицей». Канцлер лейбористской партии Денис Хили сказал, что она произнесла свои «небольшие разрозненные проповеди со всей моральной страстью и интеллектуальной честностью железнодорожного расписания».
Если Трасс выдвинут на пост премьер-министра, она еще может что-то выиграть из своей русской шляпы. Надежды на еще одну «Железную леди» могут быть нереалистичными. Но поскольку этой осенью она столкнется с рецессией, инфляцией, нехваткой жилья и топлива и затянувшейся украинской войной, мы узнаем, из какого металла сделана сама Лиз Трасс. Нам лучше собраться.
Источник: https://www.spectator.co.uk/article/liz-truss-should-aspire-to-emulate-thatcher-in-russia
«Если Трасс выдвинут на пост премьер-министра, она еще может что-то выиграть из своей русской шляпы. Надежды на еще одну «Железную леди» могут быть нереалистичными. Но поскольку этой осенью она столкнется с рецессией, инфляцией, нехваткой жилья и топлива и затянувшейся украинской войной, мы узнаем, из какого металла сделана сама Лиз Трасс. Нам лучше собраться».