Сергей Чупринин. ДЕМИН МИХАИЛ (ТРИФОНОВ ГЕОРГИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ) (1926-1984)

Его отец, красный комиссар Е. А. Трифонов выпустил под псевдонимом Евгений Бражнев книгу стихов «Буйный хмель» (1918, 1922, 1931), пьесу «Шесть пролетов» (1928), романы «Стучит рабочая кровь» (1928, 1930, 1931), «Каленая тропа» (1932, 1934), несколько других книг, двоюродный брат Ю. В. Трифонов стал признанным писателем, и получается, что Д. тоже было не миновать этой участи.

Но прежде он в 16 лет не явился по повестке на военный завод и за нарушение Указа о всеобщей обязательной трудовой повинности получил два года принудительных работ. Оттрубил из них в Краснопресненской тюрьме чуть больше года и 16 августа 1944-го был призван в армию. Неизвестно, успел ли повоевать в казачьих войсках, но известно, что после демобилизации Д. начал работать в дизайнерском бюро Автозавода имени Сталина и брать уроки рисования у художника Д. Моора.

Жизнь вроде налаживалась, но тут бывшим осужденным стали давать новые сроки, и Д., без документов ускользнув из Москвы, прибился к уголовникам, освоил профессию майданника, специализирующегося на кражах в поездах и на вокзалах, а со временем обрел почетный статус вора в законе с говорящей кличкой Чума.

И в 1947-м снова сел на пять лет, конечно: поишачил на Колыме, строил железную дорогу Салехард-Игарка, валил лес в саянской тайге. Среди заключенных прославился тем, что искусно «тискал романы» и сочинял блатные песни – ну, типа «Костюмчик серенький, колесики со скрипом // Я на тюремный на бушлатик променял…» Рассказывают даже, что, когда Д. в 1952 году освобождался из заключения, общая сходка — «толковище» — отпустила его из «кодлы», постановив: «Быть тебе поэтом!».

Его определили в ссылку, откуда он самоуправно на несколько недель сбежал было в Москву, но под угрозой нового срока вернулся в Абакан, чтобы, будто вольняшка, менять занятия и места проживания, по рекомендации такого же, как он, «лагерного романиста» Р. Штильмарка послужил даже в аскизской районной газете.

И уже под именем Михаила Демина начал печататься – за дебютной публикацией двух стихотворений в игарской газете «Коммунист Заполярья» (30 октября 1955 года) последовал поэтический сборник «Под незакатным солнцем» (Абакан, 1956), в котором, — говорит журналистка из Игарки В. Гапеенко, — «нет воспевания героики социалистического труда, не содержится благодарности руководителям партии и правительства за счастливую жизнь, как это традиционно было принято в поэзии тех лет. Лирический герой стихотворений Дёмина – явно человек со сложной судьбой, многое испытавший, от того ещё больше ценящий жизнь, товарищество, любовь».

С этим можно было уже и Москву покорять. Так что, выпустив в столице книгу стихов «Лицом к востоку» (1958) и вступив в Союз писателей (1959), Д. прибывает в первопрестольную, проходит курс обучения на Высших литературных курсах (1962-1964), работает в редакции «Смены», печатается в журналах, издает очередные стихотворные сборники «Параллели и меридианы» (1962), «Белый день» (1967), «Кочевье» и — по совету Ю. Трифонова — сборник рассказов «Мирская тропа» (1966).

Шумной славы они ему не приносят, но жить можно. Если бы не случай – мать Д., побывав в Париже по приглашению родственников, и сыну устроила туда поездку, из которой он, — как вспоминает приятельствовавший с ним Ст. Куняев, — «вернулся каким-то другим: обалдевшим, молчаливым, замкнутым». «Готовность к прыжку» отметил в своем двоюродном брате Ю. Трифонов и не ошибся. Через несколько месяцев, в конце 1968-го Д., договаривается с Политиздатом, что напишет книгу о парижской эмиграции Ленина и берет под поручительство Ю. Трифонова писательскую командировку во Францию, откуда уже не возвращается.

У семьи, брошенной на родине, неприятности, Ю. Трифонов на какое-то время становится невыездным. Что же до самого Д., то он женится на кузине Пуппи, вступает по наследству во владение то ли бистро, то ли пекарней, и быстро доводит ее до полного краха. Зато идет служба в парижском бюро Радио Свобода и пишутся новые книги, уже только проза – повести «И пять бутылок водки», «Неудачник» (Новый журнал, 1969, № 94), «Горькое золото» (Время и мы, 1979, № 46-47), «Перекрестки судеб» (Нью-Йорк, 1983), «Тайны сибирских алмазов» (Нью-Йорк, 1983), автобиографическая трилогия, куда входят романы «Блатной» (Время и мы, 1978, 27-28), переведенный в США, Италии, Португалии, Израиле и Японии, «Таежный бродяга» (Время и мы, 1978, № 35-36) и «Рыжий дьявол», который увидит свет только в 1987 году, после смерти писателя.

«Демин, — откликнулся на его прозу немецкий славист В. Казак, — пишет живо и захватывающе. Пережитое им самим на свободе, в лагере и ссылке он дополняет рассказами других блатных. В его героях шокирует бессовестность, подлость, отсутствие чувства вины, раскаяния, любых этических норм, проявляющихся в отношении к другим; в частности, к политзаключённым».

И об останках Д. Они, — рассказывает О. Трифонова-Тангян, его племянница и старшая дочь Ю. Трифонова, — захоронены на кладбище Кламар в предместье Парижа, вернее подзахоронены в старую могилу г-жи Лермонтовой, с которой его жена-француженка, оказывается, состояла в отдаленном родстве.

Соч.: И пять бутылок водки… Тайны сибирских алмазов. М.: Панорама, 1991; Блатной. Новосибирск: Интербук, 1994.

Один комментарий к “Сергей Чупринин. ДЕМИН МИХАИЛ (ТРИФОНОВ ГЕОРГИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ) (1926-1984)

  1. Сергей Чупринин. ДЕМИН МИХАИЛ (ТРИФОНОВ ГЕОРГИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ) (1926-1984)

    Его отец, красный комиссар Е. А. Трифонов выпустил под псевдонимом Евгений Бражнев книгу стихов «Буйный хмель» (1918, 1922, 1931), пьесу «Шесть пролетов» (1928), романы «Стучит рабочая кровь» (1928, 1930, 1931), «Каленая тропа» (1932, 1934), несколько других книг, двоюродный брат Ю. В. Трифонов стал признанным писателем, и получается, что Д. тоже было не миновать этой участи.

    Но прежде он в 16 лет не явился по повестке на военный завод и за нарушение Указа о всеобщей обязательной трудовой повинности получил два года принудительных работ. Оттрубил из них в Краснопресненской тюрьме чуть больше года и 16 августа 1944-го был призван в армию. Неизвестно, успел ли повоевать в казачьих войсках, но известно, что после демобилизации Д. начал работать в дизайнерском бюро Автозавода имени Сталина и брать уроки рисования у художника Д. Моора.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий