Философское размышление о небытийности языка

Loading

Человек изъят из природного времени. Одной из своих граней он существует вне времени или над ним, и, таким образом, выпадает из природного бытия. В отличие от животных, человек планирует деятельность, он способен к отложенному удовольствию, к творчеству. Человек хочет считать себя частью вечности. В то же время он погружен в бытие и осознает свою конечность. Этот конфликт ведет к стремлению вернуться к изначальному, животному, буквальному – забыться, вырвавшись из оков своего разума.

Хотя внятной теории тут ни у кого нет, ясно, что способность выпадать из времени связана со способностью к языку. При этом под человеческим языком понимается не просто знаковая система кодов (к простым кодам способны и животные), а принципиально неограниченная языковая реальность. То есть язык, на котором можно изложить все что угодно, с любым количеством детализации и вложенных структур (на любой самый примитивный человеческий язык принципиально возможно перевести любой текст — хоть Библию, хоть инструкцию для айфона).

И такой язык подразумевает разные регистры – в нем есть регистр логической понятийной речи, принципиально оторванной от реальности, и есть регистр допонятийный – метафорический, эмоциональный, музыкальный, работающий на интонациях, ритмике, рифмовке, тропах и междометиях.

В результате одной ногой (или, тоже метафорически, одним полушарием мозга) человек стоит в природном бытии, а другой пытается стоять в вечности.

Такова и природа знака (которой наследует язык) – знак с одной стороны укоренен в материальном, а с другой пытается создать свой идеальный мир вне пространства и времени. В идеальном мире все одинаковые символы тождественны, ведь разница между два раза написанными буквами «А» принципиально не учитывается, это один и тот же знак. (На этом месте говорят про токен и тип, но я эти термины не люблю; кстати, деньги существуют по тому же принципу, две монеты одного номинала принципиально одинаковы).

Иногда возникает путаница между означаемым и означающим (о нечетком различии синтаксиса и семантики сказано многое философами языка и логиками за последние 50 лет; во многом эти заморочки идут от самореферентных парадоксов — подумаем о знаке, означающем самого себя), но в большинстве ситуаций они четко разделены, как противопоставлены природа и культура.

Знаковые системы есть и в природе. Главным открытием биологии ХХ века стало, что ДНК устроено как текст. Последовательность нуклеотидов, и даже первичная денатурированная структура белка – типичный текст или «тип». А третичная нативная структура – вполне материальный «токен». В этом смысле фолдинг (осуществляемый в основном гидрофобными, энтропийными взаимодействиями), ясное дело, связывает идеальный мир текстов и материальное. Энтропийные силы «приземляют» текст (я убежден, что без сил трения нет самосборки). Дают ему массу и бытийность, как наш хороший африканский бог Эшу или как бозон Хиггса в Стандартной Теории в физике.

Добавить комментарий