Влад Голь-де-Шмидт (Владимир Гольдшмидт)
Многие философы полагают, что современному обществу, базирующемуся на нынешних реалиях, следует понимать, что в перспективе, вряд ли сохранятся некоторые нравственные законы, в частности, общепринятые философские понятия, слова-антонимы, «добро» и «зло», как и другие аналогичные понятия. Так это, или не так, касательно общего понятия добра и зла покажет будущее, но частные случаи были, есть и будут всегда.
Триггером для написания настоящего очерка явился нижеследующий недавний трагический случай (теракт), произошедший в Израиле.
17-летний палестинец, житель Рамаллы, подозреваемый в краже автомобиля в районе Холона-Бат-Яма, не снижая скорости проехал импровизированный КПП на перекрёстке Раанана, сбив насмерть 29-летнего прапорщика полиции, требующего остановиться. У погибшего остались двое маленьких детей. Полиция просила продлить срок содержания под стражей угонщика на 10 дней. Однако, судья мирового суда Петах-Тиквы продлил арест подозреваемого почему-то только на сутки (сайт 13-го телеканала). Разве судья не понимал, что, выйдя через сутки, и решив, что за убийство полицейского наказывают не очень строго, он может повторить аналогичное преступление. Агентство Ynet цитирует полицейских г. Кфар-Саба, опечаленных смертью коллеги: «Полицейские будут и дальше погибать, пытаясь остановить угонщиков, пока нам не дадут разрешение открывать огонь в таких случаях». То есть судья, облегчив участь убийцы, совершив по отношению к нему добро, совершил в то же время, зло, по отношению к потенциальным жертвам. Вместе с тем, по словам генерального инспектора полиции Израиля, сотрудник полиции может открыть огонь по любому, кто подвергает опасности жизнь полицейских при попытке прорваться через блокпост полиции (но, что-то же полицейским мешает, что-то их останавливает).
Вполне возможно, что такие судейские решения приводят к «эпидемии» аналогичных наездов, которые почему-то осуществляют, в основном, палестинские, арабские и бедуинские водители. Несмотря на то, что они, эти террористы, тоже прямоходящие, тоже Homo sapiens, они географически существуют рядом с нами, но в другом ментальном пространстве, вне современной демократической цивилизации. Как свидетельствует сайт «Маарив (26.07.2022), всего за два месяца от наездов таких злонамеренных нарушителей пострадали 12 полицейских, двое из них погибли.
По опросам, опубликованным в СМИ и соцсетях, большинство израильтян полагает, что террористов нужно ликвидировать сразу на месте теракта (как это сделал в своё время израильский солдат Эльор Азария, «стрелок из Хеврона»), за что, правда, был осуждён израильским военным судом к реальному тюремному сроку. Если их оставлять в живых они будут продолжать убивать мирных жителей. Храбрость указанного солдата компенсирует нерешительность правительства. Правительство должно научиться у солдат ЦАХАЛа, как бороться с терроризмом. Если же террорист после преступления остаётся в живых и отправляется в тюрьму, то, после благополучной отсидки, по выходе из тюрьмы, он всё равно остаётся террористом, психология его не изменяется, он возвращается к своей прежней деятельности: убивать евреев. Этому есть масса свидетельств.
Между прочим, «явление добреньких» (а, фактически, совсем наоборот) имеет место и в культуре, в частности в современных сериалах. Вот один из очень многих примеров. Недавно я посмотрел российский телесериал «Знахарь», режиссёр Ярослав Мочалов (2 сезона, каждый по 16 серий). Решил смотреть 2-ой сезон, потому что первый сезон мне понравился, главную роль играет известный актёр Даниил Страхов. За 1-ый сезон этого сериала он был награждён «Премией «Звезда Театрала 2020» — «Лучшая мужская роль театрального актёра в кино» за роль нейрохирурга Павла Андреева. 2-ой сезон оказался намного слабее 1-го. Он затянут, растянут, многие эпизоды из 1-го сезона повторяются, но в гораздо худшем исполнении и практически без особых оснований. Единственное, за что можно оправдать постановку 2-го сезона, так это убийство преступницей в конце сериала нейрохирурга Павла Андреева. По-видимому, авторы сериала почувствовали всю фальшь действий главного героя, вроде бы осуществляющего добро, спасающего от смерти буквально всех, включая явных бандитов, даже тех, которые убили его семью. Тем самым хирург осуществляет зло по отношению к тем людям, которых этот преступник, выздоровев, убьет. Бездумное и нежизненное следование клятве Гиппократа (3-й век до нашей эры, кстати, в течение веков неоднократно меняющейся), вряд ли соответствует современным жизненным реалиям. Наверное, в реальной жизни хирург просто отказался бы от операции, передав её другому врачу.
Таких примеров во многих сферах множество, ложно-добренькие уже задолбали. Ведь так можно посчитать добром и сомнительные медицинские эксперименты на людях, они же для будущих возможно полезных открытий. Возможно, я злоупотребляю свободой слова, правда, это повод хоть как-то его использовать. Как сейчас шутя говорят (сомнительный юмор): смерть, ещё не повод для вскрытия; секс, ещё не повод для знакомства; предвыборные обещания, ещё не повод для их выполнения (на вопрос: а что же с ними делать, один из экс-премьер-министров Израиля заметил: «вставьте их в рамочку, и повесьте на стенку»), а осуществление ложного добра отнюдь не повод для примера и гордости.
Бывают времена, когда «плохие» слабые политики или структуры, вдруг могут стать «хорошими», резко, но на короткий срок, изменив негативные тенденции на почти позитивные, что особенно практикуется и впечатляет в предвыборные периоды. Незлопамятный электорат временно, в нужный для этих людей или структур момент, забывает о причиненных ими вреде и неприятностях и выдает в итоге желаемый этими политиками результат. А все предвыборные платформы, программы и обещания, фигурально говоря, на второй день после выборов забываются их авторами надолго, если не навсегда, превращаясь в безответственную болтовню. Об этом нужно помнить в преддверии предстоящих выборов.
Обычно слово «хороший» ассоциируется со словом «добро», а «плохой» со словом «зло». Казалось бы, что хорошие люди всегда должны быть в выигрыше, в этом смысл слова «хороший», и «добро» должно всегда побеждать «зло». Но так бывает только в сказках и бездарных телесериалах. В жизни зачастую все бывает наоборот.
И люди, мало это заслуживающие, оказываются в выигрыше, а хорошие со своей честностью и порядочностью прозябают в неизвестности. Правда, не исключено, что невыполнение предвыборных обещаний, это как раз к добру. «Если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло, рядом с добром уживается зло» (финская песня «Рулатэ», автор русского текста В. Войнович).
Что же касается связи понятий добра и зла с нынешним мировым кризисом, то война, когда гибнут люди и разрушается инфраструктура страны, это безусловно зло. Эта утопическая ситуация возможно изменится только тогда, когда на западе появятся лидеры типа Ф. Д. Рузвельта, У. Черчилля, М. Тэтчер и аналогичных им. В настоящее время таких лидеров на западном горизонте не видно.