Владимир (Зеев) Гоммерштадт Происхождение нефти и газа

Израиль оказался в числе газодобывающих стран с открытием гигантского месторождения Левиатан в территориальных водах.
Распространение имеют две концепции: органического (биогенного) и неорганического (абиогенного) происхождения нефти, — при этом большинство научных данных свидетельствует в пользу биогенного происхождения, то есть из остатков древних живых организмов.
На малых глубинах работает органическая теория, на больших глубинах привлекают неорганическую теорию происхождения нефти. Возможно, будет создана новая теория, включая происхождение воды. Вода морей, океанов, вода на суше — включает всё живое. Вода морей и океанов по глобальным тектоническим разломам проникает в Верхнюю Мантию, разлагаясь на кислород и водород, образует окислы металлов, карбиды металлов, и углеводороды. Но это за пределами нашего обзора, как говорил Козьма Прутков – Нельзя Объять Необъятное.


В настоящее время в кристаллическом фундаменте различных осадочных бассейнов открыты сотни месторождений нефти и газа вне всякой связи с органическим веществом. Наиболее ярким примером является месторождение Белый Тигр (шельф Южного Вьетнама), в феномене которого проявился углеводородный потенциал кристаллического фундамента. Еще более впечатляющим является феномен нефтегазоносности сверхвысоких глубин [56]. «В интервале глубин 7-11 км известны углеводородные гиганты различного фазового состояния, основная часть которых открыта уже в XXI веке. Это уникальное газоконденсатное (с доказанными запасами газа свыше 1,2 трлн. м3 ) месторождение Шах-Дениз в Южно-Каспийской впадине на глубине 47 км, гигантские нефтяные месторождения Тайбер (Tiberprospect), разведанные запасы млрд. баррелей, глубина 10 690 м при глубине моря 1 500 м), Каскида (разведанные 410 млн. т, глубина 9 750 м при глубине моря 1 770 м) и др. В Мексиканском заливе, гигантское (8 млрд. баррелей) месторождение Тьюпи. Эти факты однозначно свидетельствуют о том, что установление промышленной нефтегазоносности фундамента, больших и сверхвысоких глубин ограничивается лишь технологиями и техническими возможностями глубокого бурения.

Биогенное происхождение
При фоссилизации (захоронении) органического вещества (остатков зоопланктона и водорослей) сапропелевого типа в водно-осадочных отложениях происходит его постепенное преобразование. В условиях древних тёплых морей, богатых питательными веществами, органическое вещество поступало на дно быстрее, чем могло разложиться. При погружении осадков на глубину 3-6 км с повышением температуры свыше +50 °C органическое вещество (кероген) подвергается термическому и термокаталитическому распаду полимерлипоидных и других компонентов, при котором могут образовываться жидкие углеводороды, в том числе низкомолекулярные (C5-C15). Жидкие нефтяные углеводороды имеют повышенную подвижность и микронефть может мигрировать из нефтематеринских пород по коллекторам, собираясь в ловушках. При изучении молекулярного состава углеводородов были обнаружены хемофоссилии — молекулярные структуры биогенной природы.
Процесс нефтеобразования занимает от 50 до 350 млн лет[7].
Выделяют следующие стадии нефтеобразования:
• осадконакопление — остатки живых организмов выпадают на дно водных бассейнов;
• биохимическая фаза нефтеобразования (диагенез) — процессы уплотнения, обезвоживания и биохимические процессы в условиях ограниченного доступа кислорода;
• протокатагенез — опускание пласта органических остатков на глубины до 1,5—2 км при медленном подъёме температуры и давления;
• мезокатагенез (главная фаза нефтеобразования ) — опускание пласта органических остатков на глубину до 3—4 км при подъёме температуры до +150 °C. При этом органические вещества подвергаются термокаталитической деструкции, в результате чего образуются битуминозные вещества, составляющие основную массу микронефти. Далее происходит отгонка нефти за счёт перепада давления и эмиграционный вынос микронефти в песчаные пласты-коллекторы, а по ним в ловушки;
• апокатагенез керогена (главная фаза газообразования) — опускание пласта органических остатков на глубину более 4,5 км при подъёме температуры до +180—250 ° C. При этом органическое вещество теряет нефтегенерирующий потенциал и реализует метаногенерирующий потенциал.
С 1930-х годов сторонником биогенного нефтеобразования был И. М. Губкин[8]
В 1970-х годах в СССР официально поддерживали теорию органического происхождения нефти[9].
ВИКИПЕДИЯ


Абиогенное происхождение
Абиогенное (неорганическое) происхождение нефти — теория первичности залежей нефти, которая берет начало с работ Д. И. Менделеева. Углеводороды образуются в мантийных очагах из карбидов железа (и других металлов) на сверхбольших глубинах в условиях колоссальных давлений и высоких температур.
Абиогенные гипотезы нефтеобразования стали популярны в Советском Союзе в середине XX века[11][12]. Однако считалось, что неорганическая теория не позволяет сделать эффективные прогнозы для открытия новых нефтяных месторождений[13].
Факты, полученные на практике в XXI веке, свидетельствуют в пользу представлений о глубинном происхождении нефти. Формирующая нефть система «водород-углерод» метастабильна. При низких давлениях все тяжёлые углеводороды нестабильны по отношению к метану и стехиометрическому количеству водорода. Метан не полимеризуется в тяжёлые углеводороды при низких давлениях и любых температурах. Однако увеличение температуры при низких давлениях увеличило бы скорость разложения тяжёлых углеводородных молекул. Для синтеза углеводородных систем, сходных по составу с природными, необходима температура 700–1800 К и давление 15–80 кбар — такие, какие имеются в верхней мантии Земли на глубинах 50–240 км.
Проблемы глубинного происхождения нефти и газа, развитие теории неорганического происхождения ископаемых углеводородов и совершенствование практики поисков на основе теории неорганического происхождения нефти обсуждаются на всероссийской конференции «Кудрявцевские чтения».

В 1956 году я окончил Среднюю школу 443 с Золотой медалью, Москва, и подал документы в Московский Авиационный институт (МАИ). В МАИ меня не приняли после собеседования. Я приехал в МИФИ (Московский Инженерно-физический Институт). Там нужно было заполнять анкету, прочитав, я решил второй раз не рисковать и прибыл в Московский Нефтяной Институт (МНИ) им. И.М. Губкина. Там имелись места для Золотых медалистов, как раз заседала приёмная комиссия. Председателем комиссии был директор Института проф. К.Ф. Жигач, он спросил, комсомолец ли я – да. В десятом классе, 1955г., ввели совместное обучение мальчиков и девочек, девушки приняли меня в комсомол. На первом семестре Курс Общей Геологии читал проф. М.И. Чарыгин, Декан Геологического факультета, я поступил на отделение Геофизики. Чарыгин был замечательный лектор, он излагал теорию происхождения нефти.

Добавить комментарий