Очень внимательно прочитала интервью директора «Эрмитажа» Михаила Пиотровского, полностью, в первоисточнике. Удивило несколько моментов.
1. Насколько человек, занимающийся культурой на таком уровне, не понимает основной функции культуры.
Цитата: «А наши последние выставки за рубежом — это просто мощное культурное наступление. Если хотите, своего рода «спецоперация». Которая многим не нравится. Но мы наступаем. И никому нельзя дать помешать нашему наступлению.(…) «А блогерам не понять, что это культурное наступление. Что выставка Щукина и Морозова в Париже это российский флаг над Булонским лесом…Знаете, как в Италии это все оценили? Сказали: раз Эрмитаж может оставить сейчас у нас свои картины, значит, они там, в России, знают, что делают.»
Господин Пиотровский, «Российский флаг над Булонским лесом» НЕ ГОВОРИТ и не может говорить ни о какой победе России в некой культурной «спецоперации». Не более, чем условный британский флаг на крыше театра на Таганке, где шел «Гамлет», не говорил бы о победе британской культурной «спецоперации» в России.
Это несусветная глупость, Михаил Борисович.
Культура «под флагом», когда главным становится «наступление» и флаг — есть уже не культура, а пропаганда.
Удивительно, как это вы, просидевший всю жизнь на экспорте культуры и организации выставок, не понимаете (профдеформация?), что мировая культура о другом совершенно. Она — поиск того общего, что объединяет людей — меня и вас с Шекспиром, Данте и Матиссом. Это та «тоска по мировой культуре», по духу ее, которую испытывали мы, живя в СССР и отрезанные от нее тогда идейными предшественниками ваших властителей. Я с грустью узнаю этот видоизменившийся doublespeak, и так очевидно, что все эти ваши ваши «спецоперации», «наступления» и «флаги» — это использование культуры как живого щита в целях пропаганды государства—пропаганды, которая разводит людей по окопам и заставляет смотреть друг на друга в прицел. Диаметрально противоположное целеполагание.
И российский триколор над вашими выставками в Европе с 24 февраля 2022 НЕ СЛУЧАЙНО ассоциируется в сознании людей уже только с трупами, обугленными домами, беженцами, кровью и смертью. «Вы и убили-с». И смотреть ваши выставки под этим кровавым флагом очень мало кто из европейцев пойдет: не из-за «культуры отмены» или чьих-то идеологических «инструкций», а из абсолютно личного возмущения и отвращения перед агрессивным презрением к ценности человеческой жизни, которое так ярко демонстрирует ваша страна, что вы с ней, увы, полностью разделяете. У европейцев просто гораздо сильнее развита эмпатия, чем у вас. Украинские убитые дети слишком похожи на наших детей, и у нас нет телевизора, десятилетиями внушающего нам, что это «недонарод» и «нацисты», уничтожение которых необходимо для процветания вашей страны, ее музеев и что это ничего не меняет, и гастролирование вашей дорогостоящей культуры по миру должно продолжаться и приносить вам доходы как прежде. Нет, не вешайте свой флаг над Булонским лесом. Крайне мало шансов и у этой «спецоперации». Наоборот, придется прятаться вашим выставкам теперь под какими-то другими флагами, если они позволят.
2. Почему ЕС—Европа, а вы—нет.
Цитата:» Мы на совете истории мировой культуры в Академии наук недавно провели «круглый стол», который собирались назвать «Является ли Россия Европой?», а назвали «Европа ли Россия? Европа ли ЕС?». Общий смысл наших споров был такой: мы-то Европа, такая же ее часть, как Франция или Германия, и, может быть, большая, чем Соединенные Штаты. Если бы Европа была не мы, Гоголь бы не написал «Мертвые души», сидя в Италии. (…)
Цитата: «Это наш давнишний выбор, мы неразрывны с европейской культурой и с самой Европой. Специальная военная операция на Украине тут ничего не меняет. Внутри Европы с избытком было разногласий и войн — от Тридцатилетней до Первой мировой. Мы — Европа и в какие-то моменты больше Европа, чем многие из ее классических стран. И безусловно, чем ЕС, который сейчас превращается в Советский Союз.»
Цитата: «У нас, конечно, есть и азиатское лицо. Но уже Петр I это все чудно умел балансировать. Мы в Эрмитаже это понимаем, как никто, потому что наша главная тема — мировая культура в российском контексте. И я постоянно говорю о нашем праве быть Европой, потому что на юге России у нас есть античное наследие — Херсонес, Керчь, Тамань. А у кого есть античное наследие — тот Европа. В Норвегии, например, никакого античного наследия нет, не было там ни греческих колоний, ни римских легионов.» (…)
Цитата: » Поэтому это все наше, мы должны распоряжаться этим, как своим, и не считать что мы противостоим Европе. У нас другие ценности? Но и у них у всех ценности разные. У нас особенные православные? Но и в Европе есть православные ценности. И во многом они созвучны католическим и не созвучны разным светским. Мы никогда не будем изолированы, как абсолютно полноправная и равноценная часть Европы. Это просто наше самоощущение. И Эрмитаж является символом этого самоощущения.»
Да, «это просто ваше самоощущение». Если вы сидите в честерфильдовском музейном кресле, это не делает вас англичанином с его обязательной дистанцией между собой и властью. Если у вас есть прекрасное собрание материальных фактов европейской культуры, но вы считаете, что необходимо убивать жителей соседней страны во имя некого «самоутверждения» русских как народа, это не делает вас европейцем. Народы Европейского Союза, после всех многочисленных войн, включая две мировых, прекрасно поняли, что войны— НАИХУДШИЙ способ национального самоутверждения, ведущий в итоге к саморазрушению нации. Спросите у немцев. Самоутверждение наций в 21 веке происходит у цивилизованных народов иначе— в науке, высоких технологиях, медицине, космосе, и, конечно, в искусстве, которое искало, ищет и БУДЕТ ИСКАТЬ то общее, что объединяет нас всех… Это простительно не понимать потребителю канала «Звезда» с банкой пива перед телевизором, но вам…
Вы правильно упомянули Петра I в этом контексте. Он первый начал карго-культ европейской культуры, скопировав только ее внешние признаки, начисто лишенные содержания и продолжил внутреннюю колонизацию собственного народа. Российские правители всегда относились к россиянам как чужеземные победители к порабощенным племенам, и приучили их считать высшим состоянием человека полное растворение в своей власти (которую стратегически прозвали «Родиной»), когда от личности, ее достоинства и воли не остается ничего.
Вы наверняка знаете эту флорентийскую историю. Чтобы не ездить по шумному и зловонному тогда мосту Понте Веккио, всемогущий банкир Козимо Медичи приказал построить приподнятую над землей галерею (Corridoio Vasariano) от дворца Веккио ко дворцу Питти. Архитектор Вазари взялся за дело. Но одна из башенок на мосту принадлежала какому-то купцу, гражданину Флоренции, и тот ни в какую эту башенку не продавал, сколько бы всемогущий Медичи ему ни предлагал. Так и не продал. Ничего не поделаешь: пришлось Вазари вносить изменения в первоначальный проект. И говорят, что труп упрямца даже не выловили поутру из Арно, и дожил он до глубокой старости.
А построили коридор в обход башни.
На дворе стоял 16 век…Представьте теперь подобного строптивца в России даже сегодня. И именно поэтому Норвегия, где не было древнегреческих колоний и римских легионов —Европа, потому что в Норвегии ни единый директор или посетитель музеев и выставок, или автомеханик, или зубной врач не смогут оправдать убийство украинцев, включая стариков, как вы, и детей, как ваши внуки, укрывшихся в мариупольском театре, а вы сможете.
Европа неузнаваемо изменилась за последние сто лет, которые люди вашего поколения прожили в советской законсервированной бесчеловечности, которую, увы, передали дальше. И ваша религия, которую вы называете «православием»— это всего лишь мутировавший идеологический отдел государства, у которого, как и у вас, главная ценность — «вперегиб», старый русский компромисс: «А дядя! что твой князь? что граф?Сурьезный взгляд, надменный нрав.Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб».
Не надо примазываться ни к одной из европейских церквей и проводить отмершие 24 февраля параллели. Разве вы не в курсе, что ВСЕ европейские церкви осудили ваше вторжение в Украину и убийства мирных жителей, в каждой церкви собирают деньги на помощь пострадавших от вашей агрессии и принимают беженцев. Это называется misericordia, caritas — (посмотрите в своих каталогах перевод), на чем стоят европейские церкви последние восемьдесят лет в то время, как «православие» освящает ракеты, летящие в ночи на украинские дома…
Можно позвать итальянцев и построить прекрасный музей, и увешать его картинами старых мастеров, что даст вам ложное «самоощущение» европейца.
«А на выставке Морозова мы представили и собранные им русские картины и показали искусство через глаз собирателя. Морозов собирал Мане и Серова, и я просто слышал, как, выходя с выставки, люди говорили: смотришь и понимаешь, что Серов ничуть не хуже Мане. Очень прозвучала выставка Фаберже. Тоже ведь русское явление, повлиявшее на запад. Так что мы в самом деле провели большое культурное наступление. И вышли из него, завершив все намеченное.»
Господин Пиотровский, умиление сравнением «Серов ничуть не хуже Мане» —это симптом деградации. Коллективные «вы» не «вышли из наступления». Это называется вхождением в предпоследний круг культурной деградации.
Да, можно неплохо продавать достижения прошлого, как быстрорукий продавец из Люксора втирает туристам подлинный стеклянный глаз фараона, но обладание глазом фараона не делает торговца наследником культуры Древнего Египта.
Но еще хуже те, кто под мантией «жреца искусства» обнаруживает серый костюмчик пропагандиста, бесповоротно испортившего себе некролог.
«Это хуже, чем преступление, сир, это ошибка».
Карина Кокрэлл-Ферре. «РОССИЙСКИЙ ФЛАГ НАД БУЛОНСКИМ ЛЕСОМ»
Очень внимательно прочитала интервью директора «Эрмитажа» Михаила Пиотровского, полностью, в первоисточнике. Удивило несколько моментов.
1. Насколько человек, занимающийся культурой на таком уровне, не понимает основной функции культуры.
Цитата: «А наши последние выставки за рубежом — это просто мощное культурное наступление. Если хотите, своего рода «спецоперация». Которая многим не нравится. Но мы наступаем. И никому нельзя дать помешать нашему наступлению.(…) «А блогерам не понять, что это культурное наступление. Что выставка Щукина и Морозова в Париже это российский флаг над Булонским лесом…Знаете, как в Италии это все оценили? Сказали: раз Эрмитаж может оставить сейчас у нас свои картины, значит, они там, в России, знают, что делают.»
Господин Пиотровский, «Российский флаг над Булонским лесом» НЕ ГОВОРИТ и не может говорить ни о какой победе России в некой культурной «спецоперации». Не более, чем условный британский флаг на крыше театра на Таганке, где шел «Гамлет», не говорил бы о победе британской культурной «спецоперации» в России.
Это несусветная глупость, Михаил Борисович.
Читать дальше в блоге.