Духовность и наука неразделимы

Наука является необходимой составляющей Единой Веры – между Единой Верой и наукой нет никаких противоречий, они не конкурируют друг с другом. Единая Вера определяет то, что нужно делать, а наука говорит о том, как это надо делать. Действительно, Единая Вера призывает к созиданию лучшего мира, а для любого созидания нужны практические знания. Нужно знать, как созидать, — вот этим и занимается наука!

Как наука это делает, этому я посвятил часть своей книги «Евреи и их роль в нашем мире». А совсем недавно этому вопросу посвятил свою статью на английском языке и раввин Джефри Мительман. Статья называется «Почему иудаизм и наука неразрывны» («Why Judaism Embraces Science» by Rabbi Geoffrey A. Mitelman), и в ней анализируется духовная связь иудаизма с наукой.

Анализ в статье Rabbi Geoffrey A. Mitelman сведен к трем основным позициям:

(1) в Торе как и в науке нет ничего ясного с первого взгляда: все требует правильной интерпретации и исследования и в Торе, и в науке;

(2) в Торе как и в науке ставить под сомнение догмы, с которыми все вроде бы согласны, не только допускается, но и поощряется;

(3) точно так же как и в Торе нет и не может быть незыблемой и неизменной концепции Бога, в науке нет и не может быть незыблемой и неизменной позиции по фундаментальным основам нашего мира.

Поскольку статья раввина Мительмана написана для еврейской аудитории, он говорит о Торе, но по существу он анализирует Библию в общем ее понимании, и приходит к таким же выводам, к каким пришел и я: иудейско-христианская духовность неразрывно связана с наукой.

Люди, говорящие о несовместимости религии/духовности с наукой не понимают ни религии, ни науки. И таким непонимающим можно напомнить, что первые университеты на земле зародились в недрах монастырей, где монахи, посвятившие всю свою раскрытию содержания духовности, привлекли науку к себе в помощь.