пара мыслей про соотношение математики и физики

Отчасти мысль, навеянная эссе Э. Бормашенко про необъяснимую силу математики в естественных науках.

С. Чебанов говорит о том, что для науки конца XIX века характерна оппозиция натурного эксперимeнта и геданкен-эксперимента, возникшая из-за того, что после Ньютона и Фарадея утрачена оппозиция опыта как ориентированного на эмпирический материал и эксперимента как аподиктически необходимого в рамках галилеева подхода. (Если закон природы не соблюдается, то тем хуже для фактов).

Проще говоря, физика — наука о моделях, наука о мыслительном. Как и математика, она имеет дело с завершенными формами. Физический и математический дискурс не нуждается в собеседнике, он безличен.

Илья Дворкин, развивающий философию диалога в духе Германа Когена, говорит о том, что онтология ограничена, она охватывает лишь застывшее в прошлом. Диалогическое должно заменить онтологическое.

Мысль противопоставлена речи в том смысле, что речь подразумевает собеседника, а мысль — нет. Неудивительно, что математика успешна в работе с моделями и с мысленными экспериментами. Ведь в сущности математика представляет собой экстракт предельно формальной и обезличенной речи.

Добавить комментарий