Евгения Коробкова. Памяти Ирины Антоновой
Ирина Антонова очень любила песню «Мой путь», исполнявшуюся Фрэнком Синатрой.
Я прожил жизнь, Я объездил полмира, Но, гораздо важнее, Я прошел свой путь.
Она говорила, что когда умрет, пусть звучит эта песня.
Она прожила свой век, век Ирины Антоновой, в котором 75 лет проработала в ГМИИ. В свои почти 100 она оставалась красавицей. Ее уважали и боялись, любили и не любили. При Антоновой в ГМИИ впервые показали Энди Уорхола, Марка Шагала и Сальвадора Дали. Когда в 1981 году решалось, где делать выставку «Москва-Париж», и многие директора музеев говорили: «Только через мой труп», Антонова сказала: «У нашего музея все равно испорчена репутация. Давайте проведем выставку у нас. И трупов не понадобится».
В годы войны она работала медицинской сестрой, помогала при операциях, видела грязь и червей, удерживала и уносила ампутированные конечности. Однажды она ехала в поезде, попавшем под бомбежку. Люди побежали, а Антонова осталась с женщиной, которая не могла выйти из вагона.
Три задачи, казалось, удерживали Антонову на земле: расширение музейного пространства ГМИИ, воссоздание Музея нового западного искусства и, наконец, устройство жизни ее сына Бориса.
Автор заметки в КП [Евгения Коробкова] была однажды на лекции Ирины Антоновой о картинах Дрезденской галереи, висевших в ГМИИ в 1945-1955 годах. Антонова считала, что 700 картин, вывезенных из Дрездена после войны, были нами именно спасены, и сожалела о том, что исчезла памятная табличка об этом со стен галереи. Все возвращенные Германии картины она помнила и жалела, как уехавших детей. На одной из этих картин — картине Пуссена «Царство Флоры» — изображены герои, долженствующие вскоре стать цветами. «Ничто в жизни не исчезнет, — сказала тогда Антонова, — Все произойдет снова, но только в новой форме и в новых телах».
Источник: газета «Комсомольская правда» № 138-ч (27213-ч) 2020, Евгения Коробкова.