МОЙ ХАБАРОВСК

В последние годы мне казалось, что уже ничто не может удивить меня из того, что происходит в России. То, как узурпатор издевается над своим народом не может не поражать и возмущать, но это происходит уже два десятилетия, и перестает быть новостью… Постепенно я перестал интересоваться новостями оттуда ежедневно, и вдруг… Случайно услышал новости о том, что происходит в центре края, в Хабаровске!

Впервые выступление произошло массовое выступление в масштабе целого региона: люди выступили против многолетнего засилья одной власти, доведшей страну до полного обнищания и принимающей решения, в которых мнению местного населения нет места. В поддержку Хабаровска выступили все города края, а сейчас к ним присоединяются и города Сибири. Страна не хочет больше терпеть стиля правления «несменяемого национального лидера», требует того, что принадлежит гражданам по праву, — демократического волеизъявления. Что же меня лично зацепило, почему я всей душой откликнулся на происходящее там? Да как я мог не откликнуться и быть в стороне? Дело в том, что город Хабаровск для меня оказался первым городом, в котором после войны началась моя трудовая деятельность после моей демобилизации в 1946 году. Здесь я нашел друзей и коллег, здесь происходило мое становление (ведь на фронт я ушел очень рано, и после окончания войны был еще, в сущности, совсем пацаном). Но все по порядку. Как я оказался в этих краях?

После войны я проходил службу в СГВ — Северной группе войск, и нашу часть расформировали. Мне, окончившему артучилище, поступили предложения на продолжение службы, но я отказался, разочаровавшись в военной карьере. Передо мной встала проблема, что делать дальше, где бросить якорь для создания новой жизни? Пока я был на фронте, члены моей семьи, родители и сестра, погибли. Я остался один, возвращаться мне было не куда, — я не знал, куда мне двинуться. Несколько офицеров из моей части, которые также покидали армию, предложили ехать с ними домой, в их края. Я остановился на предложении моего приятеля Володи Крылова, — ехать с ним во Владивосток на Вторую речку, где у него был свой дом. Я с ним договорился, что приеду отдельно, так как сначала хотел повидаться с оставшимися в живых родственниками. Уже, следуя из Москвы поездом до Владивостока, решил сделать еще одну остановку в Новосибирске, где в соцгороде авиационного завода им. Чкалова, находились близкие мне люди. Пробыв у них несколько дней, я продолжил свою поездку, но они мне дали один адрес в Хабаровске, и просили обязательно встретиться со своими знакомыми там. Спешить мне было некуда, я хотел посмотреть разные места, пообщаться с людьми, и найти место по душе. И вот так вышло, что именно в Хабаровске получил хорошее предложение обустройства. И хотя до начальной цели своего маршрута — Владивостока — я не доехал, никогда не пожалел, что так вышло, и судьба подарила мне несколько лет жизни в Хабаровске, где мне помогли устроиться на работу в Управление цветной металлургии, с предоставлением мне жилья в их подведомственном доме. Таким образом, сразу были решены все важные жизненные вопросы — работа и жилье.

Когда я приступил к работе, меня вызвал управляющий — Боровский Владимир Яковлевич. Он, кстати, отметил тот факт, что у нас одинаковые имя и отчество. Он также сразу сообщил мне, что работавшие здесь до меня двое человек получили по двадцать пять лет «за желание легко обогатиться», но «мы верим вам как офицеру и комсомольцу, и что останетесь честным, выполняя свою работу». Что и говорить, это было внушительное напутствие. Я никогда вообще не соблазнялся возможностью легкого обогащения. Хотя такие моменты, когда можно было легко обогатиться, у меня были, я никогда этим не воспользовался. Видимо, так я устроен, что деньги никогда не играли основной роли в моей жизни. Я всегда мог заработать дополнительно какие-то деньги, но только своим трудом. Излишеств не было, но я всегда чувствовал, что у меня есть все, что нужно. Надо сказать, что, проработав в этой организации около двух лет, я всегда на хорошем счету и никогда не подводил начальство.

Однажды Боровский вызвал меня к себе и сделал такое карьерное предложение, —меня посылают в командировку в Москву в Министерство цветной металлургии, я выполняю поручения предприятия и потом по их направлению поступаю в институт цветной металлургии, с сохранением оклада, который получаю сейчас, а после окончания учебы, возвращаюсь к ним на работу. Это была сказочная для меня перспектива, и у меня были все шансы стать жителем края навсегда. Но тут, — в таких случаях говорят, вмешалась судьба-злодейка. Черт его знает, как это вышло, может все дело в моей беспечности, которая мне иногда выходит боком, но дело было так.

Накануне отъезда я пошел в центральный гастроном купить продукты в дорогу, — ехать до Москвы предстояло почти десять суток. Продавец все мне взвесила, и я подошел к кассе оплатить. Ходил я тогда еще в военной форме и, откинув полу шинели, достал портмане, вынул деньги и оплатил покупки в кассе, возвратив портмоне в карман. Получив свои продукты, я машинально вновь полез в свой карман, и своего кошелька там не обнаружил, а прошло ведь всего несколько минут! В этом портмоне были все документы, необходимые для поездки. Помимо денег, хлебных карточек (это же 1947 год, все мы еще жили по карточкам), там были — самое главное — десять полностью оформленных доверенностей, необходимых для командировки, и все это пропало. Мои поиски не увенчались успехом, и ни о какой поездке не могло быть и речи, хоть я просил управляющего восстановить мне документы, чтобы я все же поехал, но он не согласился, сказав: «Если такое случилось здесь на месте, что же будет в Москве?». В общем, благие мечты и чудесная перспектива лопнули. Хотя я продолжал работать в этой организации, что-то внутри у меня нарушилось, — я уже особо ничего не ждал, все как-то стало буднично. Я стал оглядываться по сторонам, задумываться о других вариантах, подумывать о какой-то смене ситуации… В конечном итоге, это и произошло… Но пока я работал, постоянно разъезжая по командировкам, объехав и изучив почти весь край. Побывал в далеких таежных глубинках, познакомился с тем как живут люди в таких местах, без всякой помощи от государства, когда выживание в суровых условиях зависит только от тебя самого. Через какое-то время я обо всем увиденном написал «вождю всех народов» Сталину (увы, на тот момент я еще наивно верил в его человеческие качества и его стремление улучшить жизнь людей), а ведь тогда, в 1948 году уже все с ним было ясно… Это другая история, здесь не буду на ней останавливаться (писал об этом в другой своей статье). Повторю, это были насыщенные дальними командировками годы. Я побывал даже в столице Еврейской автономной области — Биробиджане. Напомню, что решение о ее создании было принято в конце 1920-х годов, чтобы представители еврейской национальности имели свой административный район. Но для создания такого района была отведена заболоченная тайга, кишащая комарами и другими кровососущими гадами. Пусть каждый, читая эту статью, представит себе, в каких условиях людям приходилось обживать эту территорию для проживания. И, тем не менее, в таких страшных условиях они строили для себя новую жизнь. В нечеловеческих условиях были построены города и поселки. Когда я побывал в 1947 году в Биробиджане, можно было только удивляться увиденному, зная в каких условиях все это было построено. Удивление ожидало меня также в местном обкоме партии. Автономную область строили евреи, никто из других народов им особо не помогал, но в обкоме было не более 40% евреев, а остальные — русские. Вот такое у нас было «братство народов».

На то время, когда я жил и работал в Хабаровске, я был всем удовлетворен, и никогда не пожалел, что ушел из армии. Жизнь была интересной и яркой, появились друзья, была даже возможность жениться, которой я благополучно избежал (правда, вскоре все же женился в другом городе). О своей жизни на Дальнем Востоке я писал в журнале «Семь искусств», здесь не буду на этом останавливаться. Здесь только хочу вспомнить добрым словом те годы, которые я провел в Хабаровске и выразить свой восторг жителям города и тем, кто их поддерживает в других городах, в их стремлении выступить против реального оголтелого нелегитимного самодержавия, которое создал Путин и его клика. Я горжусь жителями Хабаровска, в какой-то степени моими земляками, которые наконец проснулись и выступили единым фронтом против ненавистного режима, попирающего права граждан и не уважающего собственный народ.

Я безумно рад, что могу себя причислить к этому городу, хоть проживал там в далекие времена моей молодости. По сей день в моей памяти множество теплых воспоминаний о Хабаровске. Я бы очень хотел вместе в вами, мои дорогие, поучаствовать в тех событиях, которые сейчас происходят в Хабаровске, но к сжалению, мне уже много лет… Тем не менее, моя душа и мои мысли с Вами.

ВЛАД АРОНОВ

(Нью-Йорк, август 2020 года)

Страница автора в журнале «Семь искусств»: http://7iskusstv.com/Avtory/VAronov.php
Блог «Биографические очерки: мое проживание на Дальнем Востоке»: http://blogs.7iskusstv.com/?p=76827
Блог «Биографические очерки: Южный Сахалин»: http://blogs.7iskusstv.com/?p=77326
Другие блоги автора: http://blogs.7iskusstv.com/?cat=3836

Добавить комментарий