Александр Мелихов. Как пандемия повлияла на мир литературы

Александр Мелихов. Как пандемия повлияла на мир литературы

Я всегда знал, что мы живем в природе, а не в социуме. Что наш главный враг — это не начальство или соседи, а смерть, старость и болезни. Другими словами — океан… В случае с вирусом нам немного показали, кто хозяин в этом мире, причем показали [еще] сдержанно.

Давайте отмотаем немного назад. Литературу 19 века мы знаем, как родную кухню, отлично ее помним. Тогда смертельными болезнями были — тут можно загибать пальцы — сифилис, туберкулез, камни в почках. Но мы видим Чичикова, Левина, Анну Каренину. Они же не озабочены возможностью умереть от туберкулеза! Люди обычно замыкаются в кругу своих нужд и забот и не вылезают из этого кокона. Если бы мы видели все опасности, которые нас подстерегают, то просто умерли бы от ужаса… Посмотрите на улицу. Сейчас все снова в кокон замкнулись. Скоро перестанем думать о коронавирусе, как не думаем о массе других болезней, гораздо более страшных…

Литература, с одной стороны, должна быть достоверна, но с другой — должна уносить от земли в нечто высокое. А вот наши гении очень прикованы к земле. Хотя, кстати, Пушкин, если судить по анализу Марины Цветаевой, очень много жесткого и грязного убрал из «Капитанской дочки». Там в итоге остался песенный разбойник. Пушкин лучше нас с вами понимал, зачем литература существует…

Если люди не видят себя в зеркале литературы, то наступает эстетический авитаминоз. Я считаю, что это одна из причин гибели Советского Союза. Наша жизнь перестала нам казаться значительной. И это может снова произойти.

Источник: газета «Петербургский дневник» № 124 ( 2336), Александр Мелихов, Антон Ратников.

Добавить комментарий