«Свое бормотали арыки, и Азией пахли гвоздики…»

A.A.A.
Из цикла «Ташкентские страницы»
* * *
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.

И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной, –
Одни под созвездием Змея,
Взглянуть друг на друга не смея.

То мог быть Стамбул или даже Багдад,
Но, увы! не ВAРШАВА, не ЛЕНИНГРАД, – (!-аб)
И горькое это несходство
Душило, как воздух сиротства…
https://culture.pl/ru/article/tayna-odnogo-stihotvoreniya-anna-ahmatova-i-yuzef-chapskiy
Тайна одного стихотворения. Анна Ахматова и Юзеф Чапский
Наталья Громова. Опубликовано: 8 сент. 2015
«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма…» — Кому посвящены эти знаменитые строки? Исследователи творчества Ахматовой ломают копья не одно десятилетие. Писатель и литературный критик Наталья Громова рассказывает об одной ташкентской встрече Ахматовой. Встрече, которая могла послужить поводом к созданию стихотворения.
Свой первый в жизни перевод Анна Ахматова сделала весной 1942 года.
Это были стихи польского поэта Станислава Балинского.
* * *
Варшавская коляда 1939 года

Не дай нам, Матерь, Христа рождения
Праздничный час.
И да не видят глаза Спасения,
Как мучат нас.
Пусть Бог родится, о, Пресвятая,
Средь звезд иных —
Не здесь, не в самом печальном крае
Из всех земных.
Здесь в нашем граде, что ты любила
От давних дней, —
Растут кресты лишь, растут могилы
В крови своей.
И под шрапнелью все наши дети,
С свинцом в груди.
Молись, Мария, за муки эти,
Не приходи.
А если хочешь родить средь теней
Варшавских мест,
То сразу сына после рожденья
Пошли на крест
— Ахматова сделала этот перевод по просьбе Юзефа Чапского — замечательного польского художника и писателя.
Они встретились в Ташкенте, во время войны.
Еще в 1939 году Чапский, как несколько тысяч других польских офицеров, попал в советский плен и в лагерь в Старобельске. Потом был перевезен в Павлищев Бор, а позже — в Грязовец недалеко Вологды. Он оказался одним из немногих польских офицеров уцелели и избежали катынской участи. Был освобожден в 1941, вступил в польскую армию и до 1942, как делегат генерала Андерса, безуспешно пробовал узнать о судьбах тысяч других офицеров. Весной 1942 года, после долгих бесплодных попыток напасть на след пропавших без вести, он оказался в штабе генерала Андерса под Ташкентом…
До сих пор так до конца неясно посвятила она это стихотворение Чапскому или своему другу, ташкентскому композитору Алексею Козловскому. Тайна той ночи так и осталась неразгаданной.
Вторая и последняя встреча Чапского и Ахматовой произошла 20 июня 1965 года, во время приезда Ахматовой в Париж, где он находился в эмиграции. Об этой встрече Чапский написал в своем дневнике: «В кресле парижского отеля я увидел не ту трагическую и все еще прекрасную поэтессу, которую встретил в Ташкенте, а почтенную даму, как бы уже успокоившуюся, умиротворенную, которая издалека и свысока смотрит на свое прошлое и на дело своей жизни. Великую поэтессу в ореоле тогдашней, мировой уже славы ». (Чапский Ю. Об Анне Ахматовой // Человек и место. Юзеф Чапский. К 100-летию со дня рождения. Национальный музей в Кракове. Выставка в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 1996).
p.s.
Авторы-аутсайдеры по кол-ву комментариев в Мастерской Портала
(выбор произвольный, не по алфавиту) :
Михаил Юдсон: Поперек обрыва — 0
М. Юдсон ……..Рисунок слов — 2
Марина Ясинская: Библиотекарь — 2
Арье Барац: Царское достоинство — 0
Пётр Ильинский: Бесы приходят в Салем — 3

Share
Статья просматривалась 367 раз(а)

13 comments for “«Свое бормотали арыки, и Азией пахли гвоздики…»

  1. Александр Биргер
    3 июля 2020 at 17:53

    «Время карантина: культурный взрыв или культурная пауза?
    Во время вынужденного пребывания в онлайн-режиме и самоизоляции многие редакции отказались от «бумажной» версии своих изданий, театры — от репетиций и спектаклей, остановились киносъемки, галереи прервали договоренности о новых проектах. Остановились типографии, печатающие новые книги и выпуски журналов, в том числе толстых. Телеканал «Культура» прекратил ежедневные выпуски новостей.
    Редакция «Знамени» обратилась к представителям разных областей культуры — кино и театра, музеев и галерей, издательств и журналов с вопросами:
    1. Смогли ли культурные институции в этот трудный для жизни общества период «перестроиться», обрести новые форматы в своей работе и новые формы контакта с аудиторией? Если да — то какие?
    2. Ваш личный опыт творчества в условиях самоизоляции.
    3. Изменит ли этот период вынужденного существования дальнейшую культурную жизнь? Угрожает ли «живой» культуре привычка к тотальному онлайну или способствует ее технологическому прогрессу?

    Ольга Балла, журналист, книжный обозреватель:
    (1) К тому моменту, когда я это пишу — ночь на 11 апреля, — прошло слишком мало времени для такой радикальной вещи, как перестройка культурных институций, — но новые формы, вне всяких сомнений, активно осваиваются, и не сомневаюсь, что их эффективность еще будет проявлена и осмыслена. Прежде всего у интеллектуальных мероприятий — каких бы то ни было, от семинаров и лекций до, например, поэтических чтений — появился новый для многих инструмент — Zoom, позволяющий присутствовать на них даже живущим на иных континентах… Этого настолько в избытке, что при одном взгляде на список доступного становится очевидным: охватить все в целом — задача совершенно безнадежная, и выжить в таком избытке можно исключительно ценой жесткой аскезы — отбора самого существенного и концентрации на нем
    (2) Ну, творчеством я не занимаюсь, я занимаюсь поденной работой.. возможность делать ее всю у одного-единственного компьютера, не перемещаясь между разными редакциями и разными компьютерами, не тратя времени на это перемещение.. — большое счастье. Когда бы не постоянная фоновая тревога, связанная с нынешним бедствием, лучшего и желать было бы нельзя. С рождения ненавижу жизнь по расписанию, заданному извне, крайне плохо умею все, с нею связанное, и вот, наконец, — кажется, впервые в жизни! — я оказалась от нее свободной
    (3) Я думаю, что — если прежняя жизнь хоть сколько-то сможет потом продолжаться — радикальные изменения в культурной жизни онлайн-опыт вряд ли вызовет (не так уж он будет длителен, даже если займет, положим, пару лет, чего я не исключаю), но новые черты ей придаст и вложит в ее руку новые инструменты.
    Живой культуре, думаю я, он никак не угрожает потому, что и онлайн она тоже живая: ее же все равно делают люди, а не механизмы, которые только посредничают. Причем посредничают таким образом, что расширяют чувственность человека… «

  2. Александр Биргер
    2 июля 2020 at 21:23

    Александр Калужский
    За потоками небесных вод…
    Опубликовано в журнале Урал, номер 6, 2020
    Александр Калужский (1958) — поэт, переводчик. Родился на Чукотке, жил и работал в Свердловске. Сейчас живет на юге Калифорнии.
    ***
    За валами вздыбленными Понта,
    за потоками небесных вод —
    ни земли, ни звёзд, ни горизонта —
    так обставил мастер свой исход.

    Что там впереди: дороги ль, тропы ль,
    стоны ли уключин без числа?.. —
    кличет куропаткою акрополь
    сквозь удары горнего тесла.

    Только взор судьбы людского зорче —
    погружаясь в лабиринта тьму,
    сколько ни стучит киркою зодчий,
    птичий посвист слышится ему.

    И не тех ли пений отголоски
    вырывает солнечный огонь?.. —
    сизое перо в палящем воске
    падает в отцовскую ладонь.
    ***
    Перо выводит чёрно-белый город —
    узорное литьё, вихры позёмки,
    бараков коммунальные потёмки
    и заводей черёмуховый холод.

    К набросков нескончаемому рою
    знай добавляет — кстати и некстати —
    изображенье мальчика в бушлате,
    где соло, где со взрослою сестрою:

    из полосы косых и частых линий
    они вбегают в лавку грампластинок
    и песне в такт со стоптанных ботинок
    отряхивают августовский ливень…

    От сизарей у рынка воздух чёрен,
    но лакомствами полная палатка
    и блеск летящих пригоршнями зёрен
    лучатся обещанием достатка.

    К невиданным высотам, может статься,
    возносят город башенные краны
    и первые, с ладонь, телеэкраны
    с их чёрно-белой магией трансляций.

  3. Александр Биргер
    14 июня 2020 at 21:17

    anekdotme.ru/anekdoti_aforizmi/page_614

    * ДЕЛАЕМ КОПИИ С ЛЮБЫХ ДОКУМЕНТОВ. ПОДЛИННИК НЕ ТРЕБУЕТСЯ

    * из Москвы: «КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК СЫМЕТ КОМНАТУ»

    * «ДЕВУШКА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ИЩЕТ РАБОТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

    * «ЗУБОПРОТЕЗНЫЕ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ РТА»

    * Листочек на столбе с объявлением: «ПРОДАМ ЩЕНКА ПОРОДЫ “сэр БЕРНАР»

    * Ценник в сельском магазине: «ПОМАДА ДЛЯ ГУБ ЛИЦА»

    * В Одессе в подъезде дома объявление (скорее, житейский совет):

    * «БЕРЕГИТЕ С РАННИХ ЛЕТ СОВЕСТЬ, ВОДУ, ГАЗ и СВЕТ!»

    * И снова в Одессе:»МАСТЕРСКАЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИМПОРТНЫХ ЗОНТОВ»

    * Одесса: «УДАЛЯЮ ВОЛОСЫ СО ВСЕХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА. Куплю паяльную лампу
    и керосин!»

    * В детской поликлинике реклама прививок против полиомиелита:
    «ДВЕ КАПЛИ В РОТ, и НЕТ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА!»

    * «КУПИТЕ КОТЯТ! НЕДОРОГО! ВСЕГО ПЯТЬДЕСЯТ РУБЛЕЙ ВЕДРО!»

    * Новый вид услуг: «ЖЕНСКИЕ ТАМПОНЫ — ДОСТАВКА и УСТАНОВКА!»

    * Похоронное бюро «ЭНТУЗИАСТ» — «Для постоянных клиентов — скидка!»

    * В одной из российских газет: «Выйду замуж за еврея любой национальности!

    * Верь жене, которая твоих лучших друзей называет импотентами: она знает,
    что говорит.

    * Трудно понять человека, если он ни о чем не говорит, и совсем невозможно,
    если он говорит ни о чем.

  4. Александр Биргер
    7 июня 2020 at 23:33

    «И мы проходили сквозь город чужой,
    Сквозь дымную песнь и полуночный зной, –
    Одни под созвездием Змея,
    Взглянуть друг на друга не смея» — А.А.А.
    ———————————————————————
    В.Ф. — Инна К.
    Жизнь продолжается, друзья…
    И, что бы ни случилось… — на ЧТО же здесь обижаться?
    в слове «жилось» ударение падает на последний слог…
    Чтобы не случилось беды — проверь тормоза…
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Тормоза, дорогой ВФ, проверять важно, но ЧТО ещё важнЕе — не мешать читателям, поэту/поэтэссе. У них могут быть дни, когда не до грамматики.
    О чём можно догадаться, если прочитать стихи внимательно, без микроскопа.

  5. Александр Биргер
    7 июня 2020 at 6:35

    Дунайский Биосферный Заповедник
    Украинская дельта Дуная отнесена к числу наиболее ценных природных угодий, где усилиями человека сохраняется биологический водно-растительный баланс. В этих местах можно исследовать много нового..
    Формирование Дельты Дуная и ДБЗ
    Данные науки дают основание считать, что современная дельта Дуная начала формироваться 5 тысяч лет назад. Возраст же Килийского рукава Дуная равен немногим более трехсот лет, его можно назвать ровесником города Вилково.
    Результатом взаимодействия реки и моря стали огромные водно-болотные угодья, отличающиеся высоким разнообразием форм жизни. Поэтому вполне понятным и закономерным следствием данного положения дел стало создание в середине XX века Дунайского биосферного заповедника (дальше будем называть его ДБЗ).
    Вместе с протоками, внутренними водоемами и двухкилометровой полосой вглубь акватории Черного моря его площадь составляет 49 676,45 га. По периметру ДБЗ расположены села Килийского и Татарбунарского районов, самыми крупными населенными пунктами, вошедшими в состав заповедной зоны, оказались города Вилково и Килия. В Вилково находятся центральная усадьба ДБЗ и его информационно-туристический центр.
    … Флора и самое интересное из её жизни
    Если взглянуть на карту дельты Дуная, то сразу же бросается в глаза преобладание двух цветов: синего и зеленого, обозначающих царство воды и растительности…
    Рекордные показатели пернатых обитателей ДБЗ можно охарактеризовать следующим образом:
    • Самая крупная птица — лебедь-шипун — весит 8–13 кг, а пеликан кудрявый — до 9–13 кг.
    • Самая мелкая птица — желтоголовый королек. Весит около 6 гр…
    Рекорды представителей здешней ихтиофауны выглядят так:
    • Сом — самая крупная пресноводная рыба, достигает здесь 5 м длины, а его масса — 300 кг.
    • Белуга — самая крупная проходная рыба, способная жить до 100 лет, достигает более 4 м длины, а ее масса — более 1 тонны.
    • Дунайский лосось выметывает самую крупную икру, диаметр икринки — до 5 мм.
    • Сазан — самая плодовитая рыба среди карповых — выметывает до 1,5 млн. икринок.
    • Здесь обитает речной угорь — «путешественник»-рекордсмен…
    • Полосатый ерш и малый чоп обитают только в Дунае и нигде больше в мире не встречаются.
    • Дельфин афалина достигает длины 3–3,3 м, его масса 350–400 кг. Здешняя афалина способна испускать фонтаны высотой до 1,5 м.
    • Здесь встречается тюлень-монах, длина которого 3 м, а вес — около 300 кг. Считалось, что тюлень прекратил свое существование, но рыбаки и инспекторы заповедника видели его в устье Дуная в 1992 и в 1994 гг.
    https://www.vilkovo-tour.com/dunajskij-biosfernyj-zapovednik/

  6. Александр Биргер
    19 мая 2020 at 1:11

    » На северо-востоке Китая 34 человека схватили коронавирус, а закрыли целую область в 100 млн населения…»
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    А как это для евреев С-Петербурга?

  7. Александр Биргер
    13 мая 2020 at 20:12

    A.Васильев — «… Мировая цивилизация зародилась не в каком-то там Междуречье у сомнительных и мутных шумеров, а на тысячу, если не больше, лет раньше в Челябинской области среди славян, которые потом построили Венецию, а иначе как она может стоять на сибирской лиственнице… Это всё на полном серьезе публично излагается множеством кандидатов и докторов различных наук абсолютно уверенным тоном. И воспринимается совершенно спокойно…Короче,…человеческая речь полностью изменила своё функциональное назначение. Лепить можно любого горбатого, совершенно не задумываясь над смыслом. Остается только мелодия..» http://club.berkovich-zametki.com/?p=38232 Сын полка.
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    …Ещё короче – от Тихого до Атлантического кандидаты в науку
    (и доктора разных наук) бесхитростно поют и льётся песня на просторaх, а мужья-жёны не грустят
    . . .
    “…и сегодня эти люди бесхитростно празднуют
    так как им кажется празднично и весело
    вяжут на все места полосатые ленточки
    сами переодеваются в военную форму
    и деток своих переодевают
    и девок переодевают
    и катают деток на игрушечных танках
    и што?
    и што блин?
    да, это праздник!
    и празднует его простой народ
    в своей ярмарочной культуре
    о которой писал бахтин…”
    — — —
    http://www.sobaka.ru/city/portrety/3583
    «Она работала художником по костюмам на фильме Киры Муратовой «Перемена участи» и госпожой-cадисткой в американском садомазо заведении «Ящик Пандоры». Теперь Беломлинская рисует на кухонных досках и поет в клубах под гармошку, в издательстве «Лимбус Пресс», недавно вышла ее третья книга – «По книжному делу», сборник размышлений о литературе и о тех, кто к ней причастен.
    — Вы могли бы написать на визитке: «писательница, художница, поющий поэт…»
    (Ю.Б.) — «Да, сейчас тех, кто, как я, лезет во все сферы деятельности, часто представляют примерно так: «Маша Иванова – дизайнер, артистка, певица, писательница». И дальше хочется добавить, как у Лемони Сникета: «балерина, чечеточница, моряк, космонавт».
    У большинства одаренных личностей наберется целый список социальных регалий – видимо, это примета времени, и это хорошо… Я еще, представьте себе, сватаю, причем с молодых лет. Сосватала семь пар в России и семь в Америке. На это уходит много времени. Да и советы, если честно, даю смолоду. Только раньше я судила по опыту родителей, а теперь – по собственному…«

  8. Александр Биргер
    4 мая 2020 at 4:24

    «И мы проходили сквозь город чужой,
    Сквозь дымную песнь и полуночный зной, –
    Одни под созвездием Змея,
    Взглянуть друг на друга не смея…»
    ————————————————————
    В свете последних событий и встреч от известных Амстер-дамских аэропортов до портов незамеченных, проясняется всё больше: невстречи здесь с блогерами по имени Vitakh и Хулиган (как и незабвенных Е.Майбурда, Онтарио14 …..), —
    — все эти невстречи медленно, но верно превращают пространство в унылую и легко предсказуемую скучищу, в дремотную азию,
    в «город чужой…Одни под созвездием Змея» бредут как в бреду, не надеясь на перемены.

  9. Александр Биргер
    29 апреля 2020 at 21:06

    Час левых Владимир Козловский Еврейский Мир
    —————————————————————————
    Бензин сейчас подешевел настолько, что скоро за него будут доплачивать, писал я на днях в репортаже о коронавирусном Нью-Йорке. Я, конечно, шутил, но случайно оказался провидцем…
    Левые в штыки приняли решение Трампа закрыть в конце января въезд из Китая и в очередной раз обозвали его расистом и ксенофобом. Сейчас, когда это решение кажется провидческим, левые критики сменили пластинку и в один голос сетуют, что запрет Трампа был не абсолютен: после закрытия въезда из Китая в США все равно прибыли оттуда десятки тысяч человек…
    Дело в том, что речь шла о возвращавшихся из КНР американских гражданах и обладателях гринкарт, которых положено пускать в США безпрепятственно. Сейчас, когда эпидемия пошла на убыль, стороны совсем поменялись местами. Консерваторы все громче призывают отменить карантины и перезапустить экономику, доказывая, что это в конечном итоге спасет больше жизней, которые иначе будут загублены разрухой, безработицей, разрушением привычного уклада и неприкаянностью…
    Как пишет публицист Скотт Морфилд, сейчас левые воспользовались кризисом, чтобы добиться побед, которые были бы немыслимы еще несколько недель назад. По словам Морфилда, если бы пятиглавая гидра, сочетающая Че Гевару, Ленина, левого американского активиста Сола Алинского, Маркса и Сталина, вырвалась из преисподней и сеяла сейчас хаос в Америке, содеянное не сильно отличалось бы от того, что происходит в стране в последнее время.
    Автор перечисляет четыре хрустальные мечты прогрессивного лагеря, которым сейчас помогает исполняться эпидемия Covid-19.
    Левые рядятся в критиков полиции, когда полиция выполняет свои законные функции, то есть следит за порядком и борется с преступностью, но на самом деле они мечтают о создании полицейского государства. Сейчас оно рождается на глазах в Нью-Джерси, Калифорнии, Вирджинии или Мичигане, чья симппатичная губернаторша запретила жителям ездить на дачу (хотя, казалось бы, на природе вирусу труднее разгуляться) или копаться в саду. До вируса это было бы немыслимо, а сейчас губернаторы… демократических, штатов вытворяют, что им заблагорассудится, с понтом для спасения наших жизней. Трамп же, которого пресса с первого дня изображала Гитлером, ратует за то, чтобы как можно быстрее отпустить вожжи.
    Допускаю, что он либеральничает в основном из стремления оживить экономику и переизбраться, а не из любви к народным вольностям. Но важен результат…
    Во-вторых, левые обожают тратить деньги — при условии, что деньги не свои, а чужие (исследования давно показали, что они дают на благотворительность значительно меньше, чем правые). Сейчас правительство тратит триллионы, и демократы мало того что не клеймят его (хотя бы для вида) за расточительство, а шантажом вынуждают тратиться на вещи, которые не имеют к вирусу ни малейшего отношения. Под соусом эпидемии, например, миллионы были выделены НАСА. Я обеими руками за космос, но сейчас не до него.
    В-третьих, вирус позволяет демократам безостановочно кичиться своей любовью к жизни (хотя скажу, что их страсть к абортам вступает с этим чувством в противоречие) и клеймить республиканцев за бессердечность, когда те имеют наглость требовать, чтобы им опять разрешили зарабатывать на жизнь,
    как в добрые старые времена.
    В-четвертых, демократы смотрят на обитателей одноэтажной Америки как на «невежественное быдло», недостойное понимания и сочувствия. Я не удивлюсь, если они тихо радуются сейчас лишениям американской деревни, потому что «быдло» проголосовало за Трампа и намыливается сделать то же самое.
    Наконец, кризис оказался тем чудом, о котором демократы долго молили своих божков: он обещает свалить «Оранжевого».
    Одним словом, если бы коронавируса не было, его нужно было бы выдумать»
    ЧТО НАША ЖИЗНЬ? — ИГРА…

  10. Александр Биргер
    27 апреля 2020 at 21:53

    Инна Беленькая: Моя школьная подруга давно живет в Лондоне и могла бы многое рассказать про тамошнюю медицину. Увы, упадок (не технический, конечно) налицо.
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    A как это для евреев?
    — для психиатров и велосипедистов?
    — для руссо-польско-еврейских сношений?
    — для казаков ставро-полья?
    — для паханов росскинА?

  11. Александр Биргер
    27 апреля 2020 at 4:22

    Soplemennik — Ещё один мерзавец на службе наркомафии.
    ::::::::::::::::::::::::
    Вот именно, ВС, вот именно. Надеюсь, Вы заметили, КТО рекомендует Хаима К.
    +++++++++++++
    По чести сказать, дорогой коллега, я не уловил связей…
    Но твёрдо знаю одно: даже курение есть первая стадия бытовой наркомании.. Поэтому люди, вольно или невольно защищающие эту гадость, не достойны доверия.
    :::::::::::::::::::::::
    post 552
    С.Т.: Ух ты, аж дух захватывает. Золя с его «“J’accuse…” не просто отдыхает, а нервно закуривает… Хаим Каневский: «Каждому следует усилить свое соблюдение заповедей Торы и особенно остерегаться злословия и сплетен…
    p.p.s.
    13:20, 21 Апреля Рав Хаим Каневский признал «лечебную» марихуану кошерной для Песаха…
    14:45, 27 Апреля Рабби Каневский и рабби Штернбух обсудили приход Машиаха…
    — Давай закурим, товарищ, по одной, давай закурим, товарищ мой!

  12. Александр Биргер
    24 апреля 2020 at 1:21

    С.Т.- «Инна, милая, я всегда замечаю литературные огрехи. Мне категорически не нравится начало толстовских «Казаков», все, что до того момента, когда Оленин приезжает в станицу. И первая часть «Смерть Ивана Ильича» по мне — нехороша…Я Вам, Инна, больше скажу. Я недолго, месяца три, переписывалась с незабвенной памяти Юлием Герцманом…»
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Вау! Ну коли до «Казаков» Толстого дошло и до Герцмана, ежели про литератУрные огрехи разговор зашёл (…подожду, может до «Хаджи-
    Мурата» доберёмси..) то и я, грешник, на огрехи замAХнусь.
    Начну и я — сначала, перейду на цифры и прОценты.
    Хвалят здесь друг другу стили и тексты, на 100% расхвАливают, а мне эти прОценты, как бы — это поточнее… как бычий хвост для шмеля, как бормотуха после беляшей Зулейхи…
    Мне коммент Е.Л. понравился много больше
    очередной выдающейся роботы С.Т., труды кот. заменяют сегодня
    ленинские апрельские тезисы. Чтобы не быть голословным, протицитирую немного:
    Е.Л.: «Придется начать сначала. Буду писать только о «Зулейхе», так как «Неортодоксальную» не смотрел…
    Не могу понять, что коммуняки к ней, к «Зулейхе», пристали. Нормальный фильм, и довольно несложный, хотя и немного пафосный. Группу раскулаченных везут через всю страну в Сибирь. Это ужасно. Но когда они приезжают на место, они проявляют чудеса трудового героизма, и в целом налаживают какую-никакую жизнь, если можно назвать жизнью прозябание под приглядом сторожевой вышки. Однако, в результате получается такой коллективный Робинзон Крузо под присмотром. Строится поселок, улицы, клуб, организуются танцы под патефон, а в последней серии вообще все время танцуют. Полная имитация счастья…«
    — — Не знаю, как вам, г-да офицеры, а я прочитал и бросился, как Александр Матросов на амбразуру, смотреть эту «Зулейху»… Посмотрел. Согласен с Е.Л.- полная имитация счастья. Полная имитация пустопорожних псевдопротестных порывов, знакомая всем соплеменникам манИловщина и прочая манлихеровина.
    А в финале, как писал о своих фильмах Э.Хемингуэй,- «птички прилетели»… И как бы в Казани сели. Л е п о т а.

  13. Александр Биргер
    23 апреля 2020 at 0:21

    «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма…» — Кому посвящены эти знаменитые строки? Исследователи творчества Ахматовой ломают копья не одно десятилетие. Писатель и литературный критик Наталья Громова рассказывает об одной ташкентской встрече Ахматовой. Встрече, которая могла послужить поводом к созданию стихотворения…
    До сих пор так до конца неясно посвятила она это стихотворение Чапскому или своему другу, ташкентскому композитору Алексею Козловскому. Тайна той ночи так и осталась неразгаданной.
    Вторая и последняя встреча Чапского и Ахматовой произошла 20 июня 1965 года, во время приезда Ахматовой в Париж, где он находился в эмиграции. Об этой встрече Чапский написал в своем дневнике: «В кресле парижского отеля я увидел не ту трагическую и все еще прекрасную поэтессу, которую встретил в Ташкенте, а почтенную даму, как бы уже успокоившуюся, умиротворенную, которая издалека и свысока смотрит на свое прошлое и на дело своей жизни. Великую поэтессу в ореоле тогдашней, мировой уже славы… ».- — Об Анне Ахматовой // Человек и место. Юзеф Чапский.

Добавить комментарий