МОСКВА СИЯЛА!

Из дальних странствий возвратясь, стараюсь гасить критические замечания, зная, как болезненно воспринимают их местные жители. Помню, слегка покритиковал Америку за недостаточно развитый общественный транспорт, за отсутствие скамеек на автобусных остановках, расписаний движения и светового табло о приходе очередной машины… Что тут началось! Вспомнить страшно.
Наученный горьким опытом, не буду и сейчас углубляться в свои впечатления от поездки в Питер и Москву. Скажу только главное. Обе столицы заметно похорошели. Москва стала не просто роскошным европейским городом, а самой нарядной, светлой, украшенной имперской столицей. Поразительно чистота города в центре и у станций метро (в другие места не добрался). В метро так чисто, что можно прилечь на пол. Случайная бумажка на полу смотрится так же, как на паркете в гостиной – досадная случайность. Рабочие чистят лестницы и подходы к метро даже в субботу вечером. Специальные маленькие поливальные машины освежают дорожки. Обувь остается чистой даже после недели гуляний по городу. Такого никогда раньше не было!
Томас Манн начал свою раннюю новеллу «Гладиус дей» знаменитой фразой, которая сейчас тиражируется путеводителями по баварской столице: «Мюнхен сиял!». С полным правом можно сказать, что «Москва сияла!». По количеству огней и подсветок домов и деревьев на бульварах Москва даст сто очков форы любому европейскому городу. Там огни зажигают четыре недели до Рождества. А в Москве бульвары и центральные улицы светятся ежедневно.

На изображении может находиться: ночь, небо, автомобиль и на улице
Как грибы после дождя вылезли тысячи кафе, ресторанов, закусочных, кофеен, столовых (вновь в ходу старое слово!). Причем на каждую категорию покупателей есть свой сектор рынка: есть где поесть студенту, есть где «гульнуть» миллионеру. В моде стилизация под ретро – в «Вареничных» поет Высоцкий и «Машина времени», а столы стилизованы под швейные машинки. В «крутом» гранд-кафе «Доктор Живаго» голландскую селедочку с картошечкой и луком подают на газете «Правда» (фарфоровое исполнение). Вода подается в граненых стаканах, а чай – в стаканах с подстаканниками. Еда, как правило, вкусная, можно сказать, домашняя.
Можно говорить о юморе вывесок, объявлений, названий… Грузинский ресторан у Курского вокзала называется «Мама я в Тбилиси» (вот так, без запятой). С запятыми вообще проблемы: прямо напротив Госдумы есть кафе, в названии которого тоже пропала замятая: «Страна которой нет». Иногда названия специально ошарашивает. Например, на Старом Арбате есть лавка «Презервативная». На Страстном бульваре другая лавка — «Авосечная». Лозунг ее (для тех, кто понимает): «Авоська дарит надежду».

Нет описания фото.
Театры – это отдельная история. Каждый день москвичи выбирают среди сотни предложений! В каком еще городе есть такие профессиональные актеры и режиссеры, как в Москве!?
Но я увлекся. О красотах обеих российских столиц можно говорить бесконечно. Скажу теперь о том, что неприятно поразило. В метро – миллионы пассажиров, но я за все дни не встретил там ни одного инвалида. Им просто нет туда хода – ни входные турникеты, ни страшные лестницы не предназначены для инвалидных колясок. Можно подумать, что Москва – город молодых и здоровых горожан. Сколько же тысяч людей с ограниченными физическими возможностями не могут видеть эту красоту!

На изображении может находиться: на улице
В Европе не может быть станции метро без лифта для инвалидов и людей с детскими колясками. В театрах есть специальные места для инвалидов на колясках. А в Москве и Питере, наоборот, лифты, если и есть, то в виде исключения. И в театрах я не видел никого на инвалидной коляске. Вот это и есть главная ложка дегтя в огромной бочке меда. Обидно, что Москва сияет, но не для всех.

Один комментарий к “МОСКВА СИЯЛА!

  1. А я видела такую вывеску(еще на заре перестройки): ТРАКТИР ПЕТРОВ — ВОДКИН.
    Спасибо за эту заметку. Все-таки это очень приятно читать, несмотря ни на что. Прямо как «луч света в темном царстве», сказал бы Добролюбов. Хоть на какой-то миг рассеять эту завесу мрака и безнадеги.

Добавить комментарий