«Не зови понапрасну друзей…»

ИОНА ДЕГЕН
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей…
Декабрь 1944 г.
===
(по материалам Мастерской Портала “7 ИСКУССТВ”)
B.B.- Я тоже не воспринимаю это буквально, но кроме очевидного образа «война бесчеловечна и безумна» я всегда ощущал тут очень сильное УТЕШЕНИЕ умирающему: твоя смерть имеет смысл и даже умирая ты продолжаешь помогать в том деле, ради которого ты был готов рисковать жизнью раньше
===
Inna B. — Маститый поэт Ю.Колкер пишет о стихотворении И. Дегена:
«Оно, это стихотворение, — о мародерстве в годы второй мировой войны…
У меня нет слов. Как можно понимать все так буквально! Вообще это стихотворение я всегда избегала читать, особенно эти строчки:
« Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей».
Меня брала оторопь: разве можно так писать?….
Но то, что понял юноша-танкист, невдомек умудренному жизнью поэту Колкеру. И это поразительно.
******
Поразительно, с какой молниеносной скоростью произошла в Мастерской…
КАК БЫ — п е р е с т р о й к а.
Выпускающий редактор заметил (справедливо): “Полемическая заметка Льва Мадорского,
опубликованная 11 лет тому назад, вызвала не дискуссию, но шквал осуждений и обсуждений личности автора статьи”… Всем читателям/писателям Портала известно, что это — грубейшее нарушение Правил.
И нарушители тут же нашли новые слова. Это понятно: бан – штука неприятная.
Мне ли не знать, — банили неоднократно…
[p.s. Kстати, кто из вас, г-да и лэди («других не вижу здесь» :)) встречал Хулигана?]
…Не хотелось бы переходить на ПОЗИТИВ сразу же после “перестройки”…однако, продолжу.
ПрАвы были (imho — и з н а ч а л ь н о) в своих откликах Владимир Янкелевич и Э. Bormashenko.
Многие коллеги осознали свои промахи и поместили новые отклики — “до перестройки”.
Это – правильно и вызывает уважение, imho.
Вызывает (несмотря ни на что) уважение и финальный комментарий Инны Беленькой
от 7 октября 2019-повторюсь: “Маститый поэт Ю.Колкер пишет о стихотворении И. Дегена: «Оно, это стихотворение, — о мародерстве в годы второй мировой войны… У меня нет слов. Как можно понимать все так буквально! Вообще это стихотворение я всегда избегала читать…” —
Как видите, Инна, можно, так написать. Но для этого надо пройти через многое, как Иона Деген.
А если «…избегать читать, особенно эти (приведенные выше -аб) строчки, — всё возможно.
Вы, дорогая Инна, прАвы вот в чём:
“..то, что понял юноша-танкист, невдомек умудренному жизнью “маститому” поэту Ю.К”.
Но поразительного здесь, тысяча извинений, н е т.
Поэт Юрий К. может понять то, что многим не снилось. Однако, не смог (и не сможет-imho) принЯть того, что стихи молодого человека, простого, не очень образованного (тогда, после войны, в сороковых) танкиста-фронтовика Ионы Дегена стали известны миллионам читателей в разных странах, что его
— ч и т а ю т. И почитают. А Юрия Колкера, у которого несколько сборников прекрасных стихов и любопытнейшая проза, не читают и не почитают. Разве что,- дюжина знакомых, коллег, друзей, сослуживцев… Вот КАК БЫ — загадка.
(не кстати: Ю.К. — далеко не единственный из весьма заметных, известных… но — нечитаемых поэтов).
… Совсем другое дело с каперангом Владимиром Янкелевичем. Он “не был в такой обстановке. Но был иной случай — столкновении подводной лодки с другой в подводном положении. После доклада командира первого отсека о поступлении воды в первый отсек, он был немедленно загерметизирован. Те, кто там оказались заперты, должны бороться за живучесть… Их чисто человеческое желание — выскочить оттуда, но я (В.Я.), командир второго отсека им такой возможности не дал…
А можно было и посочувствовать им, каково это остаться в отсеке, куда поступает вода, а потом
всем утонуть… Нет, я не считаю статью Колкера грязной, я считаю ее некомпетентной.
Надеюсь, что за нее ему когда-нибудь будет стыдно.”
Это, дорогие коллеги, — исповедь Командира, морского офицера, единственного (полагаю) из нас, который по-настоящему знает, о чём написал в своём стихотворении юноша-танкист, воин И. Деген.
p.s. а) Иона Деген умер 28 апреля 2017 года в Израиле. Вечная ему память.
б) Александр Левковский: Эх, забываем мы классику нашей молодости!
в) Григорий Быстрицкий- Алекс, принято. Отвечаю:
1) вашими словами: “Может ли достаточно умный и талантливый (в своём деле) человек проявить несусветную глупость?” — Может, легко…» Но это ответ ЧАСТичный, недостАточный
2) взгляните на даты написания и возраст поэтов на эти даты. А теперь включите воображение и попытайтесь представить места, где это написано, обстановку, обстоятельства и состояние Дегена и Колкера..”
3) OтвеЧАЮ: Включил, увидел “разницу космического масштаба. В том состоянии усталости, опустошения, но и надежды молодой Деген предстает великаном по сравнению с критикующим Колкером…”
4) — Принято. С темой пигмейства (в статье про Рихтера) – буду рад ознакомиться.
Как вам известно, Александр Локшин много работал по этой теме, защищая честь своего отца.
5) Надеюсь, вы согласны, что даже “великанам” ТИПА Рихтера не прилично и не дОлжно топтать пигмеев.
6) В с е м – хорошей Записи, — обывателям, воинам, великанам, пигмеям, олимам и ватикам, аборигенам-индейцам, пришельцам-протестантам и евреям – ортодоксам, консерваторам и атеистам. Ш а л о м!

5 комментариев для “«Не зови понапрасну друзей…»

  1. https://proza.ru/diary/natasha10/2015-09-12 (продолжение, о Л. Лосеве)
    «…В стихах Лосева утверждается достоинство человека и культуры, постоянно испытываемое острым словцом и пристальным взглядом:
    XVIII ВЕК
    Восемнадцатый век что свинья в парике.
    Проплывает бардак золотой по реке,
    а в атласной каюте Фелица
    захотела пошевелиться.
    Офицер, приглашенный для ловли блохи,
    вдруг почуял, что силу теряют духи,
    заглушавшие запахи тела,
    завозилась мать, запыхтела.
    Восемнадцатый век проплывает, проплыл,
    лишь свои декорации кой-где забыл,
    что разлезлись под натиском прущей
    русской зелени дикорастущей.
    Видны волглые избы, часовни, паром.
    Все сработано грубо, простым топором.
    Накорябан в тетради гусиным пером
    стих занозистый, душу скребущий.
    *
    Говоря о себе, Лосев особенно непочтителен. Вот один из его автопортретов, в котором тема литературоведческой деятельности разрабатывается подробно, как в анкете или Curriculum vitae…
    *
    ЛЕВЛОСЕВ
    Левлосев не поэт, не кифаред.
    Он маринист, он велимировед,
    бродскист в очках и с реденькой бородкой,
    он осиполог с сиплой глоткой,
    он пахнет водкой,
    он порет бред.
    Левлосевлосевлосевлосевон —
    онононононононон иуда,
    он предал Русь, он предает Сион,
    он пьет лосьон,
    не отличает добра от худа,
    он никогда не знает, что откуда,
    хоть слышал звон.
    Он аннофил, он александроман,
    федоролюб, переходя на прозу,
    его не станет написать роман,
    а там статью по важному вопросу —
    держи карман!
    Он слышит звон,
    как будто кто казнен
    там, где солома якобы едома,
    но то не колокол, то телефон,
    он не подходит, его нет дома.
    На поверхностном уровне содержание текста больше похоже на донос, чем на анкету. Слово бродскист звучит почти как «троцкист», фонетическое подобие слов усилено портретным сходством: в очках и с реденькой бородкой. Слово осиполог (т. е. исследователь творчества Осипа Мандельштама) порождает синонимическую игру, и в описании появляется деталь с сиплой глоткой…
    *
    Почти каждое слово в стихах Лосева оказывается на перекрестке нескольких образов, тем, аллюзий. Персонажи его текстов, которые появляются в сюжетах, обращениях, цитатах и намеках, — Симеон Полоцкий, Кантемир, Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Булгарин, Л. Н. Толстой, Гоголь, Достоевский, Фет, Тютчев, Чехов, Блок, О. Мандельштам, Ахматова, Гиппиус, Цветаева, Маяковский, Льдов, Чуковский, Евг. Шварц, Бродский, Шекспир, Кальдерон, Сведенборг, Т. Манн, Хейзинга, Пропп, М. Бахтин, Ю. Лотман, Р. Якобсон и многие другие писатели, исследователи, художники.
    Тексты Лосева становятся пространством столкновения идей.
    При этом его позиция постоянно уточняется….»

  2. АБ — Элиэзеру Р. — по материалам Гостевой.
    ——————————————————————
    Элиэзер Рабинович – (601) Два последних комментария «уважаемого
    Элиэзера Рабиновича» в Гостевую не попали.
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Грехи наши тяжкие… “Два комментария не попали в Гостевую…”
    Как говорят в Бобруйске: А гиз ин паравоз…
    Дорогой Элиэзер Р., когда-то, извините, подсчитывал и я свои непопавшие
    комменты… А потом считать надоело и перестал. Не попадают мои постики в Гостевую, так что же — “прикажете плакать?.. Нет так нет…”
    Если кто-то захочется прочесть “мои перлы” , так зайдёт в Мастерскую или – в Блоги. Это проще пареной репы, если — захотеть. И точка.
    Но не “ша”. Пишу новые, стараюсь. Может быть и этот мой постИК не попадёт в Гостевую. И что же? — в Блоге-то он имеется, и если (вдруг) кто-то захочет, то найдёт и прочтёт.
    А не захочет, тоже хорошо. Турбоваться/беспокоиться меньше: не надо отвечать, время переводить понапрасну.
    Разве можно кого-нибудь из наших соплеменников в чём-то убедить?
    Так что пишем, скорее и чаще всего — по инерции. Примерно, как на деревню —
    дедушке, как Ванька Жуков. Вот такие дела, — через Блоги в гости к дедушке.
    Спасибо, как говорится , за внимание. ОБ понимании пусть беспокоится Дм.Льв. Быков или другой властитель ненаших дум.

  3. Inna Belenkaya- 2019-10-21
    Очень напоминает:
    Если спросите — откуда
    Эти сказки и легенды
    :::::::::::::::::::::
    Я скажу вам, дорогая
    и отвечу — не переча —
    Эти ЧУдные комменты
    Вы достали из пар-одий

    Не ходили ни к Лонг-фелло
    Не гуглили в ПИкадилли
    Не заглядывали в сайты
    что послал вам не читали

  4. «Не зови понапрасну друзей…»
    by Александр Биргер • 8 октября 2019 • 1 Commen
    Вызывает (несмотря ни на что) уважение и финальный комментарий Инны Беленькой
    _____________________________
    Это в каком- таком смысле — «несмотря ни на что», дорогой Алекс? Что-то я не поняла. Вы вот дока в поэзии. Может, вы поймете, о чем я сейчас скажу, Рассудите меня. Я, наверное, выскажу крамольные мысли и вызову неодобрение, негодование, а то и чтО похуже со стороны читателей Иона Лазаревича. Одни(Евтушенко и др.) пишут о том, что это стихотворение – о жестокой правде о войне. И равного ему нет по своей силе. Тогда это ничем не отличалось бы от прозы. А другие видят в стихотворении только отвратительное мародерство, а герой представляется «ликующим зверем»(Колкер) от сознания того, что не он на месте агонизирующего приятеля. Ни то, ни другое мне не по душе. Да, правда о войне, жестокая правда. Но если бы только это!
    Ведь стихотворение от прозы отличается не только рифмами. Прав Ю.Колкер: «… прозой и не такое сказано, пострашнее». Правда, дальше он пишет: «Говорят: великолепные стихи. Это, с позволения сказать, вздор… Говоря о фактуре, можно отметить, что их несколько оживляет дактилическое окончание, нечастое в русском анапесте после Некрасова; оно сообщает этим стихам напевность, подкупает читателя. Народ именно на это и откликнулся инстинктивно — потому что больше (если отстранить содержание) откликнуться тут не на что: стихи как стихи».
    «Дактилическое окончание», «напевность», «анапест»… Может, на взгляд профессионала, все так. Но, по-моему, главное в стихотворении другое – это его юродствующий тон. Вот это ощущение меня не оставляет. Ведь автор юродствует, когда пишет, «дай-ка лучше согрею ладони я над дымящейся кровью твоей». По-другому это нельзя воспринимать. Это не умильно-жалостливый тон. И то же самое ерничанье, когда ему надо снять валенки. Разве не так? Вот в этом-то весь и ужас, безумие расчеловечения, о чем я уже раньше говорила. Вот что отличает это восьмистишие от прозы. Но это чисто мое восприятие.

  5. ИОНА ДЕГЕН
    …Дай-ка лучше согрею ладони я
    Над дымящейся кровью твоей…
    Декабрь 1944 г.
    . . . . . .
    (по материалам Мастерской Портала “7 ИСКУССТВ”)
    Поразительно, с какой молниеносной скоростью произошла в Мастерской…
    КАК БЫ — п е р е с т р о й к а.
    Выпускающий редактор заметил (справедливо): “Полемическая заметка Льва
    М., опубликованная 11 лет тому назад, вызвала не дискуссию, но шквал осуждений и обсуждений личности автора статьи”…
    Всем читателям/писателям Портала известно, что это — грубейшее нарушение Правил.
    И нарушители нашли новые слова. Это понятно: бан – штука неприятная.
    Мне ли не знать, — банили неоднократно…
    …ПрАвы были ( imho — и з н а ч а л ь н о) в своих откликах Владимир Янкелевич, Э. Bormashenko, Александр Л.
    Поозже многие коллеги осознали свои промахи и поместили новые отклики
    — до и после «перестройки”. Это – правильно и вызывает уважение, (imho).
    … Поэт Юрий К. может понять то, что многим не снилось. Однако, не смог
    (и не сможет-imho) — принять того, что стихи молодого человека, простого, не очень образованного (тогда, после войны) танкиста-фронтовика Ионы Дегена стали известны миллионам читателей в разных странах, что его читают и
    … почитают. А Юрия Колкера, у которого несколько сборников прекрасных стихов и любопытнейшая проза, не читают… Разве что, — дюжина знакомых, коллег, друзей, сослуживцев… Вот, КАК БЫ — загадка.
    (.. кстати: Ю.К. — далеко не единственный из весьма заметных, известных… но — нечитаемых поэтов).
    … Совсем другое дело с каперангом Владимиром Янкелевичем. Он “не был в такой обстановке. Но был иной случай — столкновении подводной лодки с другой в подводном положении. После доклада командира первого отсека о поступлении воды в первый отсек, он был немедленно загерметизирован …
    Их чисто человеческое желание — выскочить оттуда, но я (В.Я.), командир
    второго отсека им такой возможности не дал… А можно было и посочувствовать им, каково это остаться в отсеке, куда поступает вода…
    Нет, я не считаю статью Колкера грязной, я считаю ее некомпетентной.
    Надеюсь, что за нее ему когда-нибудь будет стыдно.”
    Это, дорогие коллеги, — исповедь Командира, морского офицера, единственного (полагаю) из нас, который по-настоящему знает, о чём написал в своём стихотворении юноша-танкист, воин И. Деген.
    а) Иона Деген умер 28 апреля 2017 года в Израиле. Вечная ему память.
    б) Александр Левковский: Эх, забываем мы классику нашей молодости!
    в) Григорий Быстрицкий- Алекс, принято. Отвечаю:
    1) вашими словами: “Может ли достаточно умный и талантливый (в своём деле) человек проявить несусветную глупость?” — Может, легко…» Но это ответ ЧАСТичный, недостАточный
    2) взгляните на даты написания и возраст поэтов на эти даты. А теперь включите воображение и попытайтесь представить места, где это написано, обстановку, обстоятельства и состояние Дегена и Колкера..”
    3) OтвеЧАЮ: Включил, увидел “разницу космического масштаба. В том состоянии усталости, опустошения, но и надежды молодой Деген предстает великаном по сравнению с критикующим Колкером…”
    4) — Принято. С темой пигмейства (в статье про Рихтера) – буду рад
    ознакомиться. Как вам известно, Александр Локшин много работал по этой теме, защищая честь своего отца.
    5) Надеюсь, вы согласны, что даже “великанам” ТИПА Рихтера не прилично и не дОлжно топтать пигмеев.
    6) В с е м – хорошей Записи, — обывателям, воинам, великанам, пигмеям, олимам и ватикам, аборигенам-индейцам, пришельцам-протестантам и евреям – ортодоксам, консерваторам и атеистам. Ш а л о м!

Добавить комментарий