Раввин (венок сонетов)

 

Сюжетный план:

притча Мартина Бубера «Ошибка»: рабби Элимелекл, ужиная с учениками, неожиданно пролил похлёбку, и один из учеников в ужасе воскликнул: теперь всех нас отправят за решётку! — Не бойся, сын мой, успокоил рабби…

Вскоре стало известно, что в тот день императору подали на подпись указ против евреев и он после колебаний его подписал. Однако, потянувшись за песочницей, чтобы просушить чернила, он по ошибке взял чернильницу и залил свою подпись. Тогда он велел никогда больше не приносить ему этот указ.

Авторские комментарии к сонетам в конце  венка.

1

По имени назвав, запрет нарушив, Б-га — 

забавным показалось бы уму,

в гордыне склонном отрицать с порога,

во что почти уверовал… Кому

не повод для раздумья, скажем, связь

судеб второго Храма и Помпеи?

В повествовании Эстер событий вязь

как парафраз навета на врачей?

И в прошлом собственном, отнюдь, немало

черт странных, словно радужные гало… 

Истории присуща пестрота,

которой суть божественный порядок,

включая еле видимый остаток —

что скажет нам людская простота.

 

2

Что скажет нам людская простота,

в том, знаю я, судьёю мне не быть.           

Пред нею я теряюсь: пустота

и простодушье будут говорить

безумолку, не слыша возражений,

пока не обнаружу вдруг в самом

себе, увы, усталость и сомненья,

чтоб оправдать почти что и Содом

или «Догвилль», когда б не К.Николь,

как с Библией  сошедшая на роль

и тем нам послужить уроком.

Боюсь толпы, быть в ней всегда претит,

она же мне за этот страх и мстит.

Ей априори выглядеть убого.      

3

Ей априори выглядеть убого —      

той жизни, что навязана. Ничьё       

суждение не защитит от шока          

перед Иудою, что выбрал смерть. Чутьё

толпы на запах своего: в капкане

ты чувствуешь себя, когда в тебе

дефект, что обнаруживают в бане.

К народу ближе быть, живя в избе?

Довольствуясь, как все, ничтожно малым,

и в будущее сказкам верит старым?

Лишь совесть утешает, что чиста,

лишённая иллюзии порока,

и ты перед петляющей дорогой

в попытке замысел Творца понять с листа.                                

4

В попытке замысел Творца понять с листа —                                

сегодня чаще слышится on line,

когда живёт картина вне холста

иль музыка вне нот. Так полных тайн

деяний Музы в творческом процессе

ты не поймёшь без веры  в аксиомы

астрального — от СИ-бемольной мессы

до пастбища божественной коровы.

В концертном зале в бархатном сиденьи,

застать себя в пришедшем озарении

о замысле Его, вплоть до последней точки

в мелодии души, хотя б в антракте,

когда тебя в живом контакте

читает музыкант,  добавив строчки…

5

 

Читает музыкант, добавив строчки,

изменит музыку, но есть оригинал…

Так словно б зритель попросил отсрочку,

пред Чеховым сняв шляпу, за провал,

и так, Вишнёвый сад не спасший, Гаев,

найдёт в спасенье Елисейские поля,

где Лебединую дождётся стаю,

где много раньше был убит Золя.

«А был ли мальчик», был ли эталон —

священный текст, иль это только сон?

Иль от отцов в наследство каждый сын

не получил его?… По чьей вине ?

Кто воссоздаст?… Скорей уже и не

поэт с подсказки Музы, а раввин…

6

Поэт с подсказки Музы, а раввин

в раздумии над Книгой по прочтенью,

в словах придут к гармонии, чтоб сплин

в душе твоей рассеять иль сомненья.

Шекспира воссоздать простой  рецепт

известен, без участья Музы даже:

не в шутку кибернетики адепт

мартышек усадил как слова стражей

к компьютеру по клавишам стучать,

чтоб позже некто мог  сортировать

мартышкин труд весь до последней точки,

как моют золото, ища в лотке осадок.

Не так раввин, слов уяснив порядок,

изменит смысл, тасуя букв цепочки

7

 

Изменит смысл, тасуя букв цепочки —

когда не против Б-г, — колдун и тот,

к примеру, Валаам. Так знаком почки

Джойс наделил 4-й эпизод

как парафраз Гомерова Уллиса,

Так, уходя за образ зазеркальный,

себя находит девочка Алиса,

так отражает судьбы мир астральный:

 сегодня, кто не верит в гороскоп,

тот, как Фома не верящий, как сноб

из Андерсена сказки — гусь Мартин…

Скрывают груз наивных представлений,

духовных поисков, смешений и смещений

собрания божественных картин.

  

8

 

Собрания божественных картин.

что ждут нас в будущем, как ждали в прошлом,

где в памяти наследует их сын,

чтоб также сыну передать. Дотошный

историк в каждом сыне рад бы жить,

неся в себе свидетельство прямое.

Об Атлантиде так свидетельств нить,

где не нашлось ни Лота и ни Ноя,

порвалась и распалась связь времён.

Возможно, карканье зловещее ворон.

трагедий голос, сыгранных всерьёз,.

где зритель и актёр в одном лице (билет

для них судьбой  хранился сотни лет!),

от коих по спине бежит мороз.

9

 

От коих по спине бежит мороз —

ошибок ключевых. Там словно рок

срывается с цепи — беснующийся пёс —

преследует как будто знает срок,

что задан головной программой свыше…

и, кажется, нет выхода порой…

Скрипач же, знай своё, играть на крыше

по вечерам, когда спадает зной,

и растворяет вечер дня детали,

чтоб в голову их попросту не брали.

Нелепость кажется, игра, курьёз —

перешагнуть и думать-то не стоит,

но в страхе сердце вдруг заноет,

когда в детали всмотришься всерьёз.

10

 

Когда в детали всмотришься всерьёз

поступка, мысли иль взглянул в окно,                         

то иногда захочется  до слёз,

стать как и все! — Иначе, — лечь на дно,

как некогда Высоцкий пел и как

вещал Лука под Горького сурдинку:

стремиться к простоте, работать за пятак,

где можно и нельзя — тянуть волынку.

Так Дулитл, служивший при отбросах,

когда-то проповедывал, философ.

А если долг: Сусанин  Михаила,

простой крестьянин, спас, сомнений вроде нет…

Откуда ж силы брать, кто может дать совет? —

В стереотипе жизненная сила.

11

 

В стереотипе жизненная сила

нести бессменно и безропотно свой крест,

как долг несёт свой стёртое точило,

как не меняет курица насест.

Беда невелика пролить кому-то суп.

К примеру, мог сказать под руку кто-то:

«Будь осторожен, кто-то видел труп,

где на учении солдат стояла рота!»

А он: «Указу следуя?… Который

на подписи?…  Тот, на решенья скорый,

уж подписал к печати свой трактат

о выеденных яйцах Фаберже?

Стереотипа – чувство в неглиже —

и я в пролитом супе видел факт…

12

 

И я в пролитом супе видел факт,

как видит Борхес с Бубера подачи,

сознательной раввина воли акт, 

повидимому, он не мог иначе.

В рассеянности был, как никогда,

о чём-то думал, в руку взяв тарелку,

была ли в голове его еда,

её вдруг опрокинул, словно сделку

он с кем-то заключил — всё делать невпопад

иль выполнить в любое время рад

абсурдным действием абсурдный акт —

подписанный указ похлёбкою залить!

Не стоит в обяснение входить

неловкости, царя здесь усмотревши такт..

13

 

Неловкости, царя здесь усмотревши такт,

двору в глазах не скрыть, их долу опустить…               

Поможет ли, как знать: сибирский тракт

не то, что полу, стенам, не застить.

Ветвится мир — теория Э.Хью:

испытываешь, чувствуя  одно:

с тобой такое было — дежа вю,

проверена и в песнях и в кино,

подтверждёна в теории движенья,

что в рамках волнового уравненья.

В себе уверен тот,  кто у кормила,

кто, скажем, Рим поджёг. Как не решать ему,

как было или как казалось самому,

что на указ решил пролить чернила.

14

 

Что на указ решил пролить чернила,

почти никто не стал бы утверждать.

Ужели в миг последний осенило

залить, песком его не промокать?

Сомнительно… В истории не раз

толпу пугали образом Химеры,

расправы учиняли напоказ —                                                  

на взгляд все кошки ночью серы.

 Всегда венчало дело царско слово —

ведь запретил указ представить снова!

Признаем всё ж – игра возможна рока:

что диктовал царю и долг его и чин,

подписанное им, — всё отменил раввин,

по имени назвав, запрет нарушив, Б-га

 

15

 

По имени назвав, запрет нарушив, Б-га —

Что скажет нам людская простота? —

Ей априори выглядеть убого.      

В попытке замысел Творца понять с листа 

                                

 читает музыкант, допишет строчки

поэт с подсказки Музы, а раввин

изменит смысл, тасуя букв цепочки,

собрания божественных картин…

 

от коих по спине бежит мороз,

когда в детали всмотришься всерьёз.

В стереотипе жизненная сила —

и я в пролитом супе видел факт

 

неловкости, царя здесь усмотревши такт,

что на указ решил пролить чернила.

 

—————————————————— 

 

Комментарии автора

 

Сонет 1

«в гордыне часто склонном к отрицанью…»: имеется в виду латинское изречение — «что познали из любопытства, то утратили из-за гордыни».

«…судеб второго Храма и Помпеи»: некоторые раввины полагают, что извержение Везувия, уничтожившее Помпеи и Геркуланум, было ответом  Б-га на разрушение Титом Иерусалимского храма.

«…повествовании Эстер …как парафраз навета на врачей»: навет на евреев и намеренье всех их уничтожить имел место и в Сирии времён Артаксеркса, и в СССР времён Сталина ( в СССР — это так называемое «дело врачей»). В обоих случаях и в один и тот же день Пурима был повешен Аман и при неясных обстоятельствах умер Сталин, планировавшие расправу.

 

Сонет 2

«…«Догвилль», когда б не К.Николь» фильм датского режиссёра Ларса фон Триера, где главную роль исполняла Николь Кидман. В определённом смысле Догвилль подобен Содому, оставаясь при поверхностном взгляде, к примеру, туриста, полным патриархального духа нравственности и мира.  

 

Сонет 3

«..перед Иудою, что выбрал смерть»:  в ряде апокрифических сочинений утверждается, что Иуда намеренно принёс себя в жертву, донеся на Иисуса, чтобы в мире утвердилось христианство. Толпа приняла «предательство» Иуды всерьёз, в то время, как оно было лишь символическим, тем самым подтверждая своё убожество.

 

«..наткнёшься на горшок с цветком как Мышкин»: известный эпизод из «Идиота» Достоевского, как одна из характеристик быть «не от мира сего».

Сонет 4

«СИ-бемольной мессы»: имеется в виду «Большая СИ-бемольная месса» И.С.Баха.

Сонет 5

«…Лебединая стая»: поэма М.Цветаевой, посвящённая Белой Гвардии;

«..где много раньше был убит Золя»: косвенные улики подтверждвют, что Золя был убит антисемитами, когда выступил публично в защиту Дрейфуса.

«А был ли мальчик?»: ставший риторическим вопрос из романа Горького «Жизнь Клима Самгина», характерен для очевидно абсурдных ситуаций.

 

Сонет 6

 

«кибернетики адепт»: Норберт Винер, его мысленный эксперимент с обезьянами он проводил не с компьютером, а с пишущей машинкой.

Сонет 7

«..к примеру, Валаам»: кудесник, пророк (Числа (Бмидбар) 22 1:36),  пытавшийся наслать проклятье на евреев по просьбе моавитского царя Валака.

 «…Так знаком почки»: в романе Д.Джойса «Уллис» каждый эпизод соответствует (адресован) определённому органу, в частности 4-й эпизод – почке.

Сонет 8

 «…об Атлантиде так свидетельств нить..»: нет достоверных сведений об Атлантиде и её гибели (лишь упоминанье у Платона). Автор предполагает, что свидетелей могло не остаться, например, из-за отсутствия кого-либо, подобного Ною или Лоту.

Сонет 9

«..Скрипач … на крыше»: герой бродвейского мюзикла, поставленного

на основе «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема

 Сонет 10

«Дулитл»: мусорщик, «Пигмалион» Бернарда Шоу, по пьесе Дулитл — автор собственной оригинальной философии жизни. 

Сонет 12

«..Борхес с Бубера подачи»: Х.Л.Борхес включил притчу Мартира Бубера «Ошибка» в составленную им «Анталогию фантастической литературы», где её и прочитал автор этого венка.

Сонет 13

«..теория Э.Хью»: Эверетт Хью, американский физик, предложил и обосновал теорию ветвления волновых функций, согласно которой теоретически возможно одновременное физическое существование, например, одного и того же человека, в нескольких параллельных мирах.

дежа вю (Déjà vu, франц): ощущение, что ты словно  когда-то и где-то в подобной ситуации находился (о чём-то слышал), но при этом уверен, что это всё происходит с тобой впервые.  

«кто, скажем, Рим поджёг»: император Нерон

Сонет 14

«запрет нарушив, Б-га.»: иудаизм запрещает произносить имя Б-га.