СЛОВО – ЭТО ОБРАЗ

 Что такое «слово», спросил меня школьник 4 класса. Я ответил мальчику, что возможность сказать слово или произнести мысль в уме есть главное отличие человека от животного.

Автор научных статей о словах И. Беленькая[1] считает: «Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова». «Почему же не знаем? – легкомысленно отвечал я, – мысли и слова человека определяются его мышлением. Мысли – это слова, созданные человеком, но не произнесённое им вслух».

Своим возражением маститому учёному, я не ответил на вопрос мальчика: что такое «слово».

Я выразил, считаю, верное утверждение, что мысль и слово понятия тождественные. Мысли – это слова, не произнесённое человеком вслух. Слова – это мысли, произнесённые человеком вслух. Об этом речь будет идти в разделе «Выводы».

Но я сделал утверждение, что слово и мысль есть продукт мышления. Сейчас я так не думаю, я ошибался. Профессор Исидор Левин(1919-2018) сказал: « Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть» [4].

Произнесённое слово вслух или слово про себя (мысль) определяет действие мозга человека, которое мы называем «мышление». Мышление (мозг) даёт команды для совершения поступок человека, его тела, в том числе горловым связкам произносить слова. Поэтому создаётся обманное впечатление, что слова создаются мышлением. Слово или слово про себя (мысль) — понятия, думаю, связано с душевной природой человека. Секрет слова — в секрете души. Действие слова на сознание является не мистического свойства, а физического свойства, само слово — понятие мистическое.

 Толкование библейского текста о слове

В Библии говорится, как Бог создал человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (…) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26-27).

Как можно понять это библейское выражение?

Мысль о физическом сопоставлении человека и Бога абсурдна. Ведь человек является животным по строению организма, он разделён по половому признаку, и не сильно выделяется от животного своими природными инстинктами.

Философ Барух Спиноза писал: «Познание (…) всего почти, что содержится в Писании, должно быть заимствовано только из самого Писания». Правильный смысл вышеприведенного библейского выражения должен быть нам известным из текста Библии. Мы должны последовательно читать текст. Логичным будет предположение, что смысл библейского выражения «по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт 1:26). должен быть сообщен нам в части Библии, которая предшествует рассказу о создании Богом человека.

Выскажем предположение, что сообразность человека Богу заключается в наличии у человека некой творческой способности, дарованной ему Богом. Этот дар позволяет человеку создавать творчески образы, идеи и открытия подобно известным нам из библейского текста творчеству Бога в создании мира.

Утвердить высказанную догадку позволяют ответы на два вопроса.

Первый вопрос. Как можно понимать совершенство (возможность) Бога, сообщенной нам в части Библии, которая предшествует рассказу о создании Богом человека?

Ответ. Бог говорил слова и появлялись в своём развитии и в отношении друг другу составные части природы, материальные вещи: вода, земля, небо, животные, человек.  В Библии написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:3). В отличие от античной идеи творения мира из первичного вещества, иудаизм и христианство объясняют, что мир сотворен Богом из «ничего» Своим словом.

Вот библейские слова:

«Словом Господа сотворены небеса (…) ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32:6, 32:9).

«Все сотворил Бог из ничего» (2 Мак 7:28).

«Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Апостол Павел «К евреям»).

Ислам также объявляет, что мир сотворен Богом Своим словом: «Ведь для всего, что мы желаем есть Слово, сказанное Нами: «Будь! – И вот оно уж есть» (Коран 16, 40).

Авторы книг Библии ясно показали нам одно из совершенств Бога: мир создан словом, которое было сказано Богом, словом Бога сотворено всё материальное из небытия.

Второй вопрос. Какой дар Бог передал человеку?

Ответ. Автор Торы рассказывает: «И сформировал Господь Б-г человека – прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Бер 2,7). Имеется другой перевод этого выражения Танаха.

В Талмуде есть упоминание о том, что в конце I века н. э. Тора, написанная на древнееврейском языке, была переведена еврейскими мудрецами на арамейский язык, разговорный язык евреев на Ближнем Востоке. В переводе выражение «стал человек живым существом» звучит «стал человек душой говорящей» (Таргум Онкелос ב ,ז ). Еврейские мудрецы ясно говорят, что человек получил дар Бога: возможность сказать слово.

Дар Бога людям такой: принимать слова, создавать слова, произносить слова.

В Библии рассказывается как Бог призвал человека говорить. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт 2:19-20). Человек своим словом довершил произведения Бога, и сдал тем самым экзамен на творчество.

В словах языка «как бы изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом, в котором не повторяется уже готовая истина, но рождается новая» (А. Потебня). Слово или мысль человека – это не материальная вещь (слово Бога есть материя), но творческое действие, создание образа в сознании человека.

Слово человека создаёт в сознании человека образ, воображение. Такое утверждение о слове можно увидеть в библейских словах: «произведением уст своих он насыщается» Притчи (18:20).

Если не сказать слово (мысль), то ничего в сознании человека, воображение, образ, план не появится. Все какие-нибудь образы, воображения с вещами и действиями в человеческом сознании, включая такие, которые называются фантазиями, осуществимы человеком. Достижение цели определяется только в продолжительности во времени метаморфозы образа в материальную действительность, а также способностями и духовными качествами человека. Вся деятельность человека даёт непрерывные, ясно (особенно на примерах жизни гениальных людей) видимые примеры этих утверждений.

Понятие «слово Бога», возможно, связано с библейской «Премудростью», которая заявляет о себе:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;

От века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,

Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи Соломоновых 8:22-31).

Можно сделать предположение, что библейское понятие «премудрость» – это творчество Бога, Вселенная, образ мира, непонятный для человека. «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых» (Иов 28:12-13).

Слово Бога можно образно сравнить со светом, с помощью которого невидимое и неизвестное «нечто», связанное с Его творчеством («премудростью»), для человека мгновенно делается видимыми элементами материального мира, которые человек непрерывно изучает.

Библейская «премудрость» проникает в сознание человека через слово. Слово человек вслух или про себя в уме произносит непрерывно, если он в сознании: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Пс 48:4).

Выводы

  1. В Библии есть слово Бога и слово человека. Бог говорит слово (на иврите «давар»), и появляются физические вещи (на иврите «давар»), нечто (на иврите «давар»). Человек говорит слово, и это творческое действие создаёт образ, план действия в его сознании.
  1. О слове человека в Библии сказано: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка» Притчи (18:20-21). Возможен ли взгляд на слово, как физическое действие человека, как, например, движение руки, которое имеет цель? Можно предположить, что слово человека обладает физическими свойствами, нам не известными.
  2. В Библии говорится о решении Бога образовать разные народы и расселить их друг от друга по всей земле. Началась человеческая история: гибель и возникновение народов во времени и на земных пространствах. Знаем о способе решения такой проблемы. Бог, чтобы получить разные народы, смешал у людей не цвет кожи, разрез глаз, формы скул. Он слова в их речи перемешал. В Библии читаем: «На всей земле был один язык и одно наречие. (…) И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. (…) Сойдем же, и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:1, 6-7). Были смешаны слова одного существующего языка. Люди одни и те же предметы и одни и те же явления стали называть разными словами. Одно и тоже слово стало обозначать разные понятия, и люди стали отделятся друг от друга. А. Потебня[2] считал, что «человек, высновывая из себя язык, тем же актом вплетает себя в его ткань; каждый народ обведен кругом своего языка и выйти из этого круга может, только перешедши в другой». То есть, можно сказать, что народ – это люди, которые говорят думают на одном языке. Слова языка общие для группы людей, определяют этих людей как народ.
  3. У людей до строительства вавилонской башни был один язык. После вмешательства Бога в дела людей появилось много новых языков. В этот момент наука под названием «этимология» не родилась. Эта наука родилась, когда языки стали разделятся, языки стали быть не похожими друг на друга, или наоборот, проникать друг в друга. Этимология не является наукой о словообразовании. Эта наука о связи, родстве разных слов одного языка или о родстве, связи слов из разных языков. История слова языка позволяет постигать историю народа, носителя и создателя этого языка.
  4. Есть видимая связь слов одного языка и связь слов разных языков (этимология). И есть часто неясная история рождения слова (генезис слова). Всегда будут попытки «проникнуть в словообразование, в эту самую глубокую и загадочную сферу языка» (В. Гумбольдт[3]). Под словами учёного «загадочная сфера языка» можно понимать неизученные свойства восприятия слова?
  5. Человек имеет органы чувств, которые формируют восприятие окружающего мира: зрение (глаза), слух (уши), вкус (язык), обоняние (нос), осязание (кожа), ощущение равновесия, ускорение и веса (вестибулярный аппарат). Человек, вероятно, имеет орган чувств, который воспринимает слова, не как звуковые колебания воздуха (для этого имеется орган слуха), а как некую информацию, объём и значение которой для человека невозможно определить. Возможно, у человека существует такой орган чувств, который принимает слова, может образовывать слова, может выдавать слова вслух (слова) или слова про себя (мысли). Такой «языковый аппарат» человека, возможно, называется «душа».
  6. Язык образует мышление. Мышление – это работа мозга, как пищеварение – есть работа желудка. Мышление не может быть древним или современным. Мышления – природное качество человека, является простыми характеристиками его ума (объём, скорость). Мышление может быть быстрым или медленным, это известный факт. Продукт мышления человека – действия мускулов тела человека.
  7.  Выговоренные в уме мысли или произнесённые слова в слух задерживают мышление.  Например, мысль «упадет на меня дерево или не упадет?» или произнесённые вслух  эти слова, задерживают мышление, то есть, замедляя решение «что делать» у одного  человека на мгновение, а у другого человека на 2-3 секунды.
  1. Возглас (проявление страха, радости, опасности) генетически вложен в мозг животного и человека. Возгласы, рыки и разнообразные звуки, одинаковые у животных и человека, объясняются природными рефлексами, присущих уму человеку и животному. Но слово человека не только возглас разной громкости и музыкальности. Возглас – это только тень слова. Возглас может передать величину, но не определённость слова.
  1. Как через произнесённое слово возникает в сознании человека воображение, образ, идея, план, схема – непонятно. Но природным образом устроено так, что для создания воображения в сознании человека, слово должно быть произнесено вслух или про себя – как мысль.
  2. Слово (мысль про себя) вызывает образ, воображение в сознании человека. Сознание – это состояние человека, который понимает, что он существует. Воображение в сознании человека возникает всегда, машинально, когда слово произносится вслух или слово произносится как мысль в уме.
  1. Считаю верным утверждение, что мысль и слово понятия тождественные. Мысли – это слова, не произнесённое человеком вслух. Слова – это мысли, произнесённые человеком вслух. Данное утверждение легко проверить. Надо прислушаться к мысли, к её звучанию в уме и станет ясно, что любую мысль человек проговаривает словами про себя, не в слух. Мысль, если её не выговорить про себя словами, не существует. Если слово, например, название предмета, не произнести вслух или не подумать о этом предмете, то воображение предмета в сознании человека не возникнет. Данное утверждение легко испытать. Невозможно начертить на бумаге что-то, не называя вслух или мысленно предмет (например, квадрат). Пока мысленно или вслух не будет сказано слово «квадрат», то эту геометрическую фигуру вообразить и изобразить невозможною.
  1. Вывод из п.10. Родной язык – когда слово автоматически вызывает в воображении образ. Слова чужого языка образ в сознании человека, обычно, не вызывает.
  2. Слова языка есть творчество народа. Он отражает историю совместного проживания разных народов, например, славян и евреев, западноевропейских евреев и хазарских евреев. Толкование слов языка народа – это изучение истории народа.
  1. Язык является народной собственностью у человека. Тело его – от родителей, а язык – от его народа. Что позволяет людям выразить себя и быть понятными в таких высоких понятиях, как: любовь, дружба, отношение к семье, народу, стране? Что позволяет людям создавать и дарить людям своё творчество? Ответ очевиден: не сила, не знания, не опыт, а слова язык. Язык – это способ передачи родителями правил жизни своим детям. Язык – это забор из слов, которым огораживается народ от иноязычных лазутчиков. Язык – это парольные слова, по которым народ узнает своих родичей и оказывает им помощь. Из языка родится человек как личность.
  1. Родина человека – это не страна, где он родился, не государство, в котором он живет, а язык, на котором он говорит и думает.
  2. О словах родного языка желательно как можно больше знать, так как «любящие его вкушают от плодов его» (Притчи 18:22).

 

[1] Инна Беленькая. Статьи. Портал Е. Берковича. Интернет.

[2] Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) – российский языковед, философ. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, теоретик лингвистики.

[3] Вильгельм фонГумбольдт (1767-1835) – немецкий филолог, философ, языковед.

[4] Исидор Левин. «Еврейские знания начинающим (для иммигрантов из бывшего СССР)». Издательство «Haus der Wissenschaftler e. V.». Гамбург, 2014.

 

 

Share
Статья просматривалась 411 раз(а)

1 comment for “СЛОВО – ЭТО ОБРАЗ

  1. Леонид Цальман
    21 августа 2019 at 20:08

    Язык образует мышление. Мышления – природное качество человека, является простыми характеристиками его ума (объём, скорость). Мышление может быть быстрым или медленным, это известный факт. Слова или мысли определяют скорость мышление человека. Профессор Исидор Левин сказал: «Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть» .
    Как воображение, образ, идея, план, схема возникает в сознании человека через произнесённое слово – непонятно. Но слово должно быть произнесено вслух или про себя – как мысль. Слово (мысль про себя) вызывает образ, воображение в сознании человека. Воображение в сознании человека возникает всегда, машинально, когда слово произносится вслух или слово произносится как мысль в уме.
    Мысль и слово понятия тождественные. Мысли – это слова, не произнесённое человеком вслух, а выговоренные «про себя». Слова – это мысли, произнесённые человеком вслух. Данное утверждение легко проверить. Надо прислушаться к мысли, к её звучанию в уме и станет ясно, что любую мысль человек проговаривает словами про себя, не в слух. Мысль, если её не выговорить про себя словами, не существует. Если слово, например, название предмета, не произнести вслух или не подумать о этом предмете, то воображение предмета в сознании человека не возникнет. Данное утверждение легко испытать. Невозможно начертить на бумаге что-то, не называя вслух или мысленно предмет (например, квадрат). Пока мысленно или вслух не будет сказано слово «квадрат», то эту геометрическую фигуру вообразить и изобразить невозможною.

Добавить комментарий