Грусть-тоска меня съедает

К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи.

 

Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо браться, потому что меня спровоцировали примером неверного его толкования.

Из письма мне:

«Как читатель, я не исключение, и, наверняка, не разобрался во многом.

“…И хотя Багрицкий заканчивает, будто спохватившись, свою поэму словами:

Будут ливни, будет ветер с юга,

Лебедей влюблённое ячанье.

Читатель понимает ничего этого не будет. Впереди – мрак.

Так воспринял я поэму Багрицкого «Февраль»… Где же тут воспевание революционной романтики?” (Р. Маргулис-Мендель)

… вижу, что Рафаил М-Мендель, автор заметки о “Феврале” Э.Багр-ого, подтверждает — 33 года не зря потрачены».

Это в ответ на жалобу на 33-хлетнее одиночество меня, как искусствоведа, во мнении, что художественный смысл нецитируем.

Написал это Маргулис (по крайней мере, поставил на сайт «Стихи.ру») в 2013 году. И ему совсем невдомёк, что полвека назад, среди левых шестидесятников (считающих, что построили не социализм, а лжесоциализм, и надо срочно преобразовывать строй в настоящий социализм-всё-увеличивающееся-самоуправление, как и Багрицкий призывал образно в с20-х и 30-х), — Маргулису невдомёк, что Багрицкий был вполне революционным романтиком. Только что ярость образа торжества самоуправления в 1933-1934 (когда написана поэма «Февраль») доходит до крайности (герой при облаве на грабителей насилует ту дворянскую дочь, которую когда-то безответно любил, а теперь она проституткой обслуживает бандитов в Одессе).

Но зачем, скажете, Багрицкий закончил (в 1934-то году!) поэму оптимистической нотой?

Затем же, зачем и Высоцкий через треть века пел про солнце: вот-вот и взойдёт.

Киров был застелен 1 декабря 1934 года. А им ведь чуть не сменили Сталина на съезде победителей в январе-феврале того же года. Могла прекратиться сталинщина!..

Багрицкий (как и Высоцкий) был певцом идеала трагического героизма. Потому его и любили левые шестидесятники. (Я сам был из них, жена была из них.)

Вопрос лишь, насколько мы и тот же Багрицкий или Высоцкий осознавали, что настоящий социализм – это ежедневное увеличение самодеятельности за счёт государства.

Я так точно не осознавал. Я был просто граждански активным, какими большинство вокруг не были. А гражданская активность официально, хоть и лживо, поддерживалась. И в ходу была шутка: инициатива – наказуема. Даже Солженицын заграницей признавал, что в СССР, если поднять большой шум, можно добиться всего (в отличие от Запада).

Так что оптимизм Багрицкого понятен.

Не понятно (мне), почему у меня устойчивое чувство, что у Багрицкого это идейное устремление (исправить социализм) было осознанным, а у Высоцкого – подсознательным. Неужели это самообман, проистекающий из того, что понятие о социализме как о растущей самодеятельности, было естественным для тех, кто лично прожил 1917-1918 годы, когда в России было 30 независимых областных советов. И сами советы были предметом творчества народа.

Из-за этого самообмана-не-обмана мне произведения Багрицкого представляются относящимися к прикладному искусству (второсортному, призванному усиливать знаемые переживания), а Высоцкого – к неприкладному (первосортному, происходящему от подсознательного идеала).

 

5 июля 2019 г.

Share
Статья просматривалась 222 раз(а)

3 comments for “Грусть-тоска меня съедает

  1. Александр Биргер
    5 июля 2019 at 18:54

    «Маргулису невдомёк, что Багрицкий был вполне революционным романтиком. Только что ярость образа торжества самоуправления в 1933-1934 (когда написана поэма «Февраль») доходит до крайности (герой при облаве на грабителей насилует ту дворянскую дочь, которую когда-то безответно любил, а теперь она проституткой обслуживает бандитов в Одессе)…» —
    Красиво написано, дорогой С.В. Но это вам так мечтается, как и многим 60-ам мечталось. С изнасилований (вместо снятия с креста) началось в 17-ом, в 20-ых — продолжилось, в 37-ом катарсис. Или — в 39-ом? — или в 41-45-ом? Не знаю, однако — один за другим.
    «Но зачем, скажете, Багрицкий закончил (в 1934-то году!) поэму оптимистической нотой?» — Р.Маргулис об этом написал — спохватился романтик Э.Б. и добавил несколько строчек, попытался стереть изнасилование своей мечты.
    «Киров был застелен 1 декабря 1934 года. А им ведь чуть не сменили Сталина на съезде победителей в январе-феврале того же года. Могла прекратиться сталинщина!..» — — Могла, да не вышло. А если бы вышло, считаете что «мальчик из Уржума» обошёлся бы без катарсисов? Сомнительно.
    Что касается Высоцкого, то при всей привязанности и уважении к барду Владимиру В., «по рыбам, по звёздам» — менее прикладное, чем «Вертикаль»
    певца и барда (и — поэта) Высоцкого. Исправлять социализм, феодализм, империализм — это несерьёзно. Исправлять можно человеков, школьников,
    студентов, а не формацию. ПОчву можно уДОБРЯТЬ, Уральский хребет — не получится.

    • Александр Биргер
      5 июля 2019 at 22:00

      https://www.youtube.com/watch?v=HBOJqVUO_e8
      «Владимир Высоцкий. И, улыбаясь, мне ломали крылья».
      Документальный фильм… Звучит голос Аллы Демидовой.

    • Соломон Воложин
      7 июля 2019 at 11:10

      Надо б у вас спросить, чтоб вы не вслух, а себе ответили: я могу признать свою неправоту. На людях это трудно. Это трудно даже и под давлением неоспоримого довода.
      Вопрос к себе: могу ли я предоставить неоспоримый?
      Но начну не с этого.
      Был такой колосс – Бахтин. Он пустил в науку очень вредную теорию, называемую большое время.
      Она, да, описывает имеющее место быть явление: каждое время по-своему прочитывает произведение искусства. (Для Бахтина не существовало теории Выготского, хоть «Психология искусства» впервые была опубликована в 1965, а умер Бахтин в 1975). По Выготскому вечность произведению приносит тончайшее переживание подсознанием восприемника подсознательного идеала автора (художественного смысла). И, если суметь адекватно перевести подсознательное в осознаваемое, то художественный смысл окажется единственным навсегда. То есть, когда каждое новое время по-своему понимает произведение, то время ВИНОВАТО в извращении художественного смысла. Лишь случайно, получается, возможно какому-то времени попасть с художественным смыслом в истину.
      Что и случилось с шестидесятниками (что и вы признали: «как и многим 60-ам мечталось»).
      А Бахтин считает (ошибочно, а вы не согласитесь, ибо не освоили Выготского), что это – ценность, что произведение даёт возможность себя по-разному толковать (абсурдные варианты не в счёт).
      Вы и Маргулис (это ваше «Сомнительно»), отягчённые знанием, что и шестидесятники провалились (лжесоциализм не исправили), и что лжесоциализм этот превратился в капитализм, а не социализм, ЕСТЕСТВЕННО переиначиваете Багрицкого под себя, мол, и ему в 1934-м «Сомнительно».
      ПОД СЕБЯ! Понимаете?
      Это очень удобно. И уже за то кажется верным. Если вы сами и были левым шестидесятником в 60-х, а от левизны отказались (как Окуджава и многие-многие, не отказавшихся меньшинство, знаю по своим знакомым), то вам теперь ЕСТЕСТВЕННО Багрицкого переиначивать. А Бахтин вас теоретически оправдывает.
      Вам-тепрешнему (и Маргулису) в голову не может поместиться, что Багрицкий мог не пессимистически отнестись к тому, что Сталина не сместили, а всё-таки ещё на что-то надеяться.
      Вам-теперешнему (и Маргулису) не сообразить, что нюанс «трагический» в словосочетании «идеал трагического героизма», не означает пессимизм, а означает оптимизм, присеем наивный! «вот-вот и взойдёт».
      Вы (вопреки здравому смыслу) навешиваете на Багрицкого (за последние две оптимистические строчки поэмы), если не клеймо притворщика, то что-то невообразимое: «стереть изнасилование своей мечты».
      Теперь о неоспоримом.
      Зачем Багрицкий в поэме, написанной четверостишиями, закончил её двустишием?
      Отвечаю оспоримо (для вас): для оборванности наивного оптимизма, ибо это – образ трагического нюанса идеала трагического героизма.
      Как вы не сумели принять адекватность моего объяснения крайности образа торжества самоуправления – изнасилования женщины, так вы не примете адекватности моего объяснения образа двустишия на фоне четверостиший. – Угадал?
      Вы почитайте «Психологию искусства». Она есть в интернете.

Добавить комментарий