О странных путях и судьбах литературных произведений …

Как оказалось, «Государь» Макиавелли был написан как своего рода развернутое «заявление на работу» — выкинутый со службы при перемене режима Макиавелли хотел понравиться новым властям родной Флоренции, и написал небольшой трактат как «наставление юному принцу», имея в Лоренцо ди Пьетро Медичи.

Форма сочинения была стандртной — примерно в это же время Эразм Роттердамский написал такой же по теме трактат, наставляя 16-летнего Карла Пятого, будущего императора. Его работа имела огромный успех, труд Макиавелли был проигнорирован.

Он остался забытым, без работы и без денег. Однако «Государь» стал расходиться в рукописных копиях — шел буквально как самиздат.

В итоге бедного и уже сильно немолодого Макиавелли стали принимать в кругу довольно-таки золотой молодежи Флоренции — его речи и шутки шли там как некое острое блюдо. И в итоге одна его работа — весьма неприличная комедия — попала к папскому двору, и ему, так уж и быть, дали мелкую государственную должность.

Прошло примерно 500 лет. Комедия его забыта, разумеется. Название трактата Эразма Роттердамского, что-то вроде «О воспитании христианского принца», вспомнит разве что специалист.

«Государь» Никколо Макиавелли первый раз попал в индех запрещенных книг в 1559 году. Через 400 лет, где-нибудь в конце 50-х, в России, стране очень далекой от Италии, тоже — не издавался, не обсуждался, не упоминался …

Собственно, и много позднее — тоже не приветствовался. Но книга жива и поныне.

 

15 комментариев для “О странных путях и судьбах литературных произведений …

  1. Я дал для Вас информацию, но, по ошибке, в каком-то старом Вашем посте.

  2. Спасибо, Борис, за то, что …так верите в мои интеллектуальные способности!-:)
    Обязательно попробую!

  3. Желаю Инне сдержать слово!
    — Думаю, мне такое чтение не по силам.
    Могу только искренне порадоваться за тех, кому — да!:)

    1. Елена, наверное, вы вскоре сможете почитать главу из «Маккиавелли» в «7 Искусств» — у Евгения Михайловича она уже есть. И уж тогда и решите … Вы же читаете романы — а чем жизнь Чезаре Борджиа не роман ? 🙂

    2. Елена, я ведь сказала «попробую», а это совсем не трудно.:)

  4. Вы знаете, книга все-таки написана 500 лет назад. Я прочел ее в первый раз лет 30 назад, и был страшно разочарован — скучно, непонятно, а что понятно, так уже давно известно, так, набор старых цитат — как сказал английский школьник, в первый раз посмотрев «Гамлета» 🙂
    В книжке «Макиавелли, Избранное» на 500 страниц обьема книги приходится предисловие в 127 страниц, и еще полсотни страниц примечаний, и все — очень мелким шрифтом, куда мельче основного текста.
    Книжка, которую я сейчас сочиняю, получается развернутым комментарием к «Государю». Пара глав будeт предложенa Евгению Михайловичу для «7 Искусств» — одна называется «Макиавелли как самиздат».
    Если коротко — он убрал из политики мораль. До него было множество авторов, от Платона и Аристотеля, и до столпов христиaнства вроде Фомы Аквинского, которые рассматривали вопрос правления с точки зрения этики. Эразм, кстати, сделал то же самое — он опирался на античную традицию.

    Макиавелли подошел к вопросу с «технологической» точки зрения — что следует делать, чтобы захватить и удержать власть. Любую власть, осуществляемую все равно во имя чего.

    Его положения использовали потом люди вроде Ришелье, или Меттерних, или Бисмарка во имя «reason d’etat», им пользовался Лойола во имя «торжества истинной веры» и Гегель во имя «примата идеи государства», и даже Антонио Грамши, который заменил слово «государь» на слово «компартия» — и все у ниx всех замечательно сxодилoсь и получилось.

    1. Вы меня еще больше заинтриговали. Да и до Вас я не раз слышала об этой книге и ее авторе. Я все-таки попробую. И Ваше, конечно, прочту обязательно.

      1. Цитата «из себя»:

        «… Ибо известно и от праведных христианских авторов, и от превозносимых гуманистами Платона и Аристотеля, что “… государь должен быть милостив к своим подданным …”.

        “Да ну ?” — спрашивает Макиавелли, и обьясняет:

        “… По каковому поводу уместно заметить, что людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести …”.

    2. Знаете, Борис, то что Вы изложили в этом комментарии, следовало включить в текст Вашей публикации, потому что именно этот комментарий проливает свет на суть и дух работы Макиавелли. С нетерпением жду Вашей публикации в журнале.

      1. Видите ли, Илья, то, что поставлено в блог — часть работы и есть. Так сказать, заметка из рабочего дневника 🙂

    3. «и все у ниx всех замечательно сxодилoсь и получилось.»

      Инструмент и технология его использования всегда нейтральны — принцип действия пилы не зависит от того, что, заради чего и кто пилит.

      1. Да. Собственно, в этом и была новизна «Государя» — политика как технология, учебное пособие. Другое дело, что есть границы, поставленные социумом. Английский министр уберет соперника, если сможет — но либо путем парламентской интриги, либо утечки информации в газеты, либо даже путем внутрипартийного заговора, как было проделано с Маргарет Тэтчер. Но нож в спину не воткнет, и в тюрьму на пытки не отправит. Общество, в котором он живет, такие вещи не потерпит. К сожалению, помимо «английского» типа общества, есть и другие — и Макиавелли как раз в таком и жил. Чезаре Борджиа говорил на 5-и языках, но мог удушить больного родственника в его постели, потому что он ему мешал.

Обсуждение закрыто.