КИНО:ЕЩЕ О «ПРАЗДНИКЕ»

Заметка о фильме неожиданно для меня оказалась читаемой, поэтому еще несколько замечаний.
Поводом послужили критические статьи (Сноб, Rupablic etc) — чего только там нет: и про «Летят журавли», и про соц.неравенство, и про деньги …
От этих критиков чокнуться можно! Конечно фильм не бином Ньютона, но и не таблица умножения! Профессионалы-то должны разбираться!
И объяснить, что сатира всегда современна — что Свифт, что Салтыков-Щедрин «как будто про нас» — так-то так, да не совсем — просто человечество за последние тысячелетия не больно изменилось.
Так вот, фильм сделан в строгом соответствии с классической теорией единства времени, места, действия — прямо скажу, выдержать это непросто, да еще «втиснуть» в него все ходульные сюжеты из до- и послевоенных фильмов.
Перечислять долго, остановлюсь только на одном эпизоде.
Песня в фильме — не о колхозном поле, как думают критики, а — выражаясь высоким штилем — о Родине, и написана она в 37-м году, когда, по словам Ю.Домбровского (цитирую по памяти) «никогда так не радовались и не пели столько песен» и — так думаю — именно потому и вставлена в фильм, чтобы столкнуть 37 год и гордость за Родину, которую смертельно боятся! Ее (обычно) поет домработница (одним словом, народ), но «в трудную годину все как один …» — и за рояль садится хозяйка, и само исполнение в фильме есть выражение верноподданических чувств! и — при этом — передразнивание сцен с «роялем в кустах» (скажем в предвоенных комедиях Орлова с поющими академиками или Серова с офицерами итд) да еще один из героев продолжает вкушать салат; кстати, особую пикантность вабраной песне придает то, что один из исполнителей (на советской пластинке) этой «Песни о Родине» (Соломон Хромченко) в годы перестройки уехал в Израиль!
Последнее. Ернически говорить о военных годах не в русской/советской традиции (культуре) — книг, похожих на «Весли Джексона» (кстати, 1946 г. издания!) или «Уловку» в СССР создано не было — да, такова традиция, но художник часто ломает ее, другой вопрос-насколько удачно.
Лягать авторов не хочется, но скажу — для развития действия им приходится непрерывно вводить новых лиц, новые ситуации, бросая только-только намеченные темы — и это рвет фильм на эпизоды, связанные между собой только местом действия и делая фильм набором этюдов.
Но как-бы то ни было, по Марксу «смеясь, прощаются с прошлым».
Смеясь не над войной, подвигом и страданиями, а над ложью и рукотворными мифами.

P.S. Вот оригинал этой песни, думаю довоенный.

Добавить комментарий