ОТЦЫ И ИХ ДЕТИ

Л. Цальман

ОТЦЫ И ИХ ДЕТИ (определение еврейства и освещение темы в Библии)

Статья в сборник «Дом учёных. Гамбург». 31.12.18.

                                     Предисловие

Имеет ли этическое право человек, далёкий от богословия, комментировать библейские книги? Для меня положительный ответ на этот вопрос очевиден. Ведь Библия написана для людей. Каждый человек имеет право читать Библию. Комментарии к книгам Библии – это сопоставление человека своих мыслей с идеями, которые он находит в Библии. У человека есть своё разумение и твердое убеждение, что он находит ответы в Библии на интересующие его вопросы.

Следующие два обстоятельства позволили мне представить на  суд читателя своё исследование некоторых библейских текстов.

Первое — образование. Я учился в израильском ВУЗе – Открытом Университете Израиля. Получил сертификат – свидетельство о изучении темы и сдачи экзамена по теме курса ОУИ «Введение в библеистику». Суть науки «библеистика» – это получение знаний о том, кто был автором книг Библии и в каких исторических условиях создавались эти книги. Библеистика – молодая научная дисциплина, возникла в Германии двести лет назад. Немецкие корни «Библеистики» я изучал в 2013-2015 годах, будучи слушателем семинара «Практика и вопросы изучения Библии» при Либеральной еврейской общине Гамбурга. Читал лекции и проводил занятия д-р филологических наук профессор Исидор Левин (1919-2018). Основная идея И. Левина, которую он доводит до читателя (слушателя лекций профессора), проста: человеку нужны знания для получения правильного отношения к религии. Я принимаю такую точку зрения. Думаю, что выскажу свои комментарии текстов Библии, которые будут интересны читателю.

Второе условие – личный мотив. Тема определение еврейства и освещение этой темы в Библии меня сильно волнует. Мой отец был евреем, мать была не еврейка. С малых лет, с классного журнала первого класса школы я был записан на разных бумагах как еврей. Паспорт, военный билет офицера запаса – был выдан мне, еврею. И право приехать жить в Германию и здесь работать я получил по так называемой «еврейской линии».

У себя на родине я был евреем, и здесь в Германии власти меня считают евреем, и такое отношение не доставляло и не доставляет мне особых хлопот. Однако еврейская община Германии, неожиданно для меня, не признала во мне еврея. Мне предложили стать «членом кружка друзей еврейской общины». Для многих евреев, не принятых в общину по причине «мать не еврейка», такое отношение к ним не считается нормальным. Таким образом они отделены не только от религии евреев, но не могут чувствовать поддержку еврейской общины своего еврейства в непростой жизни на чужбине.

Убежден, что определение «еврея не по папе, а по маме» имеет не природный характер. Ведь плод определяется по зерну, а не по земле, в которой плод взращён. Мать-земля взращивает зерно, даёт ему размеры и силу к жизни, но сам плод земли определяется семенем. Библия, считаю, определяет еврея по отцу. Бог благословил семя праотца евреев – Авраама: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:18). Как быть сегодня еврею по «папе»? Как ему стать евреем, которого признает еврейское общество? Я позволил ответить на эти вопросы.

Введение в тему статьи

В статье изложены результаты изучения текстов двух библейских книг: Книга Ездры и Книга Неемии. События времен, описанные в этих книгах, являются по мнению некоторых богословов и комментаторов Библии, обоснованием одной важной религиозной традиции еврейского общества, которая существует до наших дней. А именно: еврейство ребенка определяется по религии его матери. Ребенок отца-еврея от жены иноплеменной не считается членом еврейской общины.

Однако исследования событий, изложенные в упомянутых книгах Библии, позволяют прийти к неожиданным, на первый взгляд, результатам. Еврейские мужи не позволили изгнать из еврейского общества иноплеменных жён, которые родили им детей. Они считали своих детей евреями. Еврейский мудрец Ездра поддержал их в таком решении.

                   Исторический фон. Книга Ездры и Книга Неемии

Вавилонский царь Навуходоносор (586 до н.э.) разрушил Храм Соломона в Иерусалиме. Царь и знатные люди Иудеи были уведены в плен в Вавилонию. Персидский царь Кир после завоевания Вавилонии (538 до н.э.) разрешил евреям вернуться на родину и отстроить свой Храм. В тот же год группа вавилонских евреев, возглавляемая духовным лидером Зоровавелем, которого царь назначил наместником Иудеи, отправилась в Сион. Переселенцы соорудили «жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия» (Ездра 3:2). Во второй год, пришедшие из плена в Иудею начали строительство Храма Бога (Второй Иерусалимский Храм). Преодолевая большое сопротивление местных царей Храм построили.

Спустя много лет (458 до н.э.) на родину в Иудею ушла другая группа вавилонских евреев. Во главе евреев был их духовный лидер Ездра. Через некоторое время после их прибытия в Иудею руководители еврейской общины пожаловались Ездре, что переселенцы, пришедшие с ним, взяли себе в жёны женщин иноплеменных. Собрание евреев-переселенцев, созданное по требованию Ездры, принимает постановление, болезненное для многих евреев, но необходимое, по мнению Ездры, для возобновления правильной религиозной жизни еврейского народа.

Вот об этом событиии стих Библии: «Когда так молился Ездра и исповедовался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин, и детей, потому что и народ много плакал. И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли, но есть еще надежда для Израиля в этом деле; заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, – и да будет по закону! (…) И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это было в девятом месяце, в двадцатый день месяца. (…) И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. Итак, покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных. (…) Все сии взяли за себя жен иноплеменных, и некоторые из сих жен родили им детей.» (Ездра 10:1-5, 9-14,17,44).

В Книге Неемии отражается реальная картина состояния дел в Иудеи по прошествии 13 лет после прибытия на родину переселенцев во главе с Ездрой. Эту книгу одни еврейские мудрецы полагали продолжением Книги Ездры, другие – отдельной книгой. В настоящее время учёные-библеисты эти книги считают сочинениями, написанными разными авторами с разными целями.

Из Книги Неемии известно, что до сановника персидского царя еврея Неемия дошли сведения о незащищенности Иерусалима перед многочисленными врагами и об отходе евреев Иудеи от религии отцов. Персидский царь Артаксеркс назначил Неемию, по его просьбе, царским наместником Иудеи. Сразу после прибытия в Иерусалим под руководством Неемии началось сооружение городской стены. Он восстановил службы в Храме, добился принятия закона о отделения евреев от иноплеменников. Через несколько дней после окончания строительства «книжник» Ездра (Неемия 8:1) на собрании народа начал читать и истолковывать закон Моисея.

                                       Разные взгляды

Изложим некоторые взгляды на вопрос определения еврейства человека еврейскими законами.

Мнение ортодоксального еврея. У народа Израиля еврейство передается по матери. Еврейские мудрецы установили этот закон на основе сказанного в Библии. Еврейство «по маме» записано в Моисеевом законе, но не напрямую, а косвенно, и выводится по 13 правилам толкования Пятикнижия, данного Богом евреям на горе Синай. В Талмуде однозначно дано определение, что евреями считаются дети, рожденные только еврейкой. Одно из доказательств такого правила изложено в Книге Ездры. Ездра потребовал отпустить всех иноплеменных жен – как бездетных, так и с детьми. В Книге Ездры этот эпизод является основанием для галахического правила о определении «еврейства по матери». При этом ссылка на Книгу Ездры с противоположным утверждением – есть пример передёргивания библейского текста.

Критическое мнение, в защиту определения еврейства по матери. У древних евреев, живших в собственном государстве, смешанные браки не содержали социальной опасности. Ребенок воспитывался в еврейской среде, и, конечно же, он признавался евреем. Нееврейки, родив еврейским мужьям детей, становились частью еврейского народа. Разумеется, еврейство так же, как и царские права, наследование имущества, передавалось «по отцу». Иная ситуация возникла тогда, когда евреи оказались в «галуте». Они жили в подчинении инородцев, поэтому возникла реальная опасность внесения через брак в их веру чужеродного элемента. Осознав опасность для еврейской веры, еврейские законодатели ввели галахическое правило о наследовании еврейства по матери, которое действует до сих пор. Это было нововведение, но отнюдь не нарушение законов Торы. Ничего подобного в еврейской истории ни до, ни после не было. Во времена Ездры еврейская община в Иудее была крайне малочисленна и окружена языческими враждебными евреям народами. Проект возрождения еврейского народа на его исторической родине был под реальной угрозой. Инородные жёны и их потомство могли привнести в еврейскую веру и культуру зёрна язычества. Это была социальная опасность. Во имя осуществления высшей задачи Ездра пошёл жёсткие меры. В той ситуации, в которой очутились переселенцы, представлялось куда важнее отсечь от истинной веры все чужеродные элементы, нежели воссоединить всякую еврейскую душу с народом Израиля. Всё инородное было тогда от народа Израиля отделено. Таким образом, «еврейство по матери» не исконное правило, а более позднее галахическое постановление еврейских мудрецов. Его надо выполнять, даже зная, что такого положения в древности не существовало».

                                         Мнение автора

Религиозные воззрения любого верующего человека вызывают уважение за открытость и его убежденность в своей правоте. Взгляды религиозные критике не подлежат, поэтому комментировать убеждения верующего еврея не следует.

Скажем своё мнение о распространенной позиции исследователей Библии, высказанные во взглядах «критика», см. выше. Он пробует соединить несовместимое. А именно, «критик» соглашается, что по Торе еврейство передаётся по отцу, однако …

Прервём изложение взгляда «критика». Скажем, что с выводом «критика»: «по Торе еврейство передаётся по отцу», необходимо согласится. В Библии отсутствует заповедь «Еврейство передается по матери». Все 12 сыновей Иакова, родоначальники колен израильских были женаты на иноплеменных женщинах. Сын Иакова, Иегуда взял в жёны ханаанеянку (Бытие 38:2), а другой его сын Иосиф был женат на египтянке (Бытие 41:45). Моисей имел две жены, одна жена была мидьянитка (Исход 2:21), а другая была эфиопка (Числа 12:1). Самсон выбрал в жёны филистимлянку (Книга Судей 14). Прабабушкой царя Давида была моавитянка Руфь (Книга Руфь). Иноплеменные жены были у царя Давида, царя Соломона и других библейских персонажей. Все дети от жён, которые не были еврейками, считались в Библии, как само собой разумеющими правилами и обычаями, евреями.

… Однако, после вывода, что еврейство по Торе передаётся по отцу, «критик» оправдывает существующую практику определения национальности «по маме». Своё утверждение он защищает неверными, на мой взгляд, выдуманными аргументами. Защиту своих взглядов критик в Библии найти не может.

Неверной представляется сказанная «критиком» причина, которая, по его мнению, послужила принятию решения собрания евреев об изгнании иноплеменных жён и их детей: «социальная опасность». Была ли социальные причины для первой группы переселенцев, наличие которых, по мнению критика, позволительно было принимать решения в духе «представлялось куда важнее отсечь от истинной веры все чужеродные элементы, нежели воссоединить всякую еврейскую душу с народом Израиля»?

Прочитаем в Библии о жизни евреев-переселенцев. Они строили Храм Бога, воевали с врагами, отказались сотрудничать с местными жителями, которые тоже считали себя евреями. У евреев-пришельцев были пророки Аггей и Захария, которые говорили «пророческие речи во имя Бога Израиля» (Ездра 5:1), поэтому мораль общества в Сионе была сильна. Враги Иудеи разбиты и посрамлены, сильные мира благоволили еврейскому народу, делали ему щедрые подарки. Храм отстроен, служба Божия возобновлена, священники и левиты «как один были чисты» (Ездра 6:20).

«Критик» сказал жестокие и несправедливые слова о мотивах действий Ездры! Ездра не принимал никаких самостоятельных решений о правилах жизни евреев. Ведь он был «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (Ездра 7:6). Задача мудреца Ездры хорошо известна из его книги: изучать закон Бога и «учить в Израиле закону и правде» (Ездра 7:10). Что он и делал, как будет показано дальше, в решении семейных дел евреев.

***

Изложим своё толкование текста библейских книг. При исследовании текста будем исходить из положения философа Б. Спинозы, который он применял в своём изучении Библии. Он писал в («Богословско-политический трактат»): «Познание (…) всего почти, что содержится в Писании, должно быть заимствовано только из самого Писания».

Из Библии мы узнаём, что Ездра надеялся, что в восстановленном Храме евреи будут изучать закон Бога и строить себе дома. Так случилось, что некоторые переселенцы решили устроить свою личную жизнь, женившись в Иудее на иноплеменных женщинах. Возможно, причина была богатство семей этих женщин. Или взяли в жёны иноплеменных женщин по любви к ним. В еврейском обществе возникла ситуация, которая многими посчиталась неприемлемой.

«И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим» (Ездра 10:7). На этом собрании «встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. Итак, покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездра 10:10-11).

«Бывшие в плену» – это вторая группа переселенцев, пришедшая в Иудею во главе с Ездрой. Сабры (евреи, которые родились в Иудее) в собрании могли не участвовать. Они не были «изгнанниками» или «переселенцами». Сабры были внуками и правнуками евреев, которые восемь десятилетий тому назад до описанных событий пришли из Вавилонии восстанавливать Храм. Они не знали плена, не были развращены Вавилоном, слушали своих пророков.

                      Что было на собрании евреев-переселенцев?

Житель Иудеи по имени Шехания на собрании, о котором сообщалось выше, предложил Ездре жестокое решение: изгнать из еврейского общества всех жен иноплеменных вместе с детьми, рожденными ими: «Заключим теперь завет с Богом нашим, (…) мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, – и да будет по закону!» (Ездра 10:3).

Эти слова сказал не Ездра, как многие думают. Сегодня также можно услышать призывы современных «шеханий»: выслать из Израиля одних, не считать евреями других жителей Израиля и так далее. Все такие призывы, конечно, объясняются «высшими целями». Шехания своё решение хотел провести даже как Завет евреев с Богом.

Что сказал Ездра на собрании? Вот его слова: «И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так. И они дали клятву» (Ездра 10:5). То есть вожди еврейского народа должны были поддержать решение Ездры, как бы сильно оно не отличалось от мнения какой-то части переселенцев. Затем Ездра после долгих мучительных размышлений (Ездра 10:6) принимает решение, которое и объявил народу: «вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. Итак, покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездра 10:10-11).

Отлучение «от народов земли и от жен иноплеменных» – это решение еврея не иметь детей от иноплеменной жены. Для этого с такой женой нужно развестись. Ездра посчитал, что предложение Шехания – не законно. Ездра – знаток Библии, принял решение, как я понимаю, такое: еврей-переселенец должен отпустить жену иноплеменную, если она не беременна. Если жена должна родить, то она остается в еврейском обществе. Основанием для такого вывода служат действия евреев-переселенцев. «Пришедшие из плена переселенцы» (Ездра 8:35), «дрожа как по этому делу, так и от дождей» (Ездра 10:9), приняли к исполнению суровое решение собрания о разводе со своими иноплеменными бездетными женами. Но не все переселенцы были уверены, что их жены не беременны. Нужно было время, чтобы им и еврейскому обществу «по этому делу» убедиться. Вот слова, которые сказали Ездре переселенцы на собрании: «Однако же народ многочислен и время теперь дождливое, и нет возможности стоять на улице. Да и это дело не одного дня и не двух; потому, что мы много в этом деле погрешили» (Ездра 10:13).

Как понимать слова: «много в этом деле погрешили»? Еврейские мужья, приняв решение собрания о разводе с иноплеменными жёнами, хотели убедится, что жёны их не будут рожать им детей.

В Книге Ездры и Книге Неемии часто приводятся даты событий из жизни переселенцев, что на первый взгляд кажутся излишними деталями тех событий. Но эти сведения из Библии позволяют делать важные выводы.

Вот действия участников собрания: «И сделали так вышедшие из плена. И отделены на это Ездра священник, главы поколений, от каждого поколения их, и все они названы поименно. И сделали они заседание в первый день десятого месяца, для исследования сего дела; и окончили исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца» (Ездра 10:16-17).

Почему столько времени (три лунных месяца) нужно «для исследования сего дела»?

Участники собрания, я понял, поступили следующим образом. Жёны иноплеменные, которые не были беременны ко дню сурового решения, должны были еврейское общество покинуть, мужья дали им развод. Вероятно, по обычаям Востока, эти женщины получили вознаграждение и были отправлены в свои прежние семьи. Женщина, которая должна была родить, не покидала дом мужа, она становилась частью общества Израиля. Беременность женщин тщательно проверялась судьями. Лучший критерий для принятия заключения по этому поводу – время.

Можно ли предположить, что старейшины народа по решению Ездры не допустили изгнания жён – иноплеменных, беременных?

Ответ: да, евреи не изгнали своих беременных жён. Есть две причины так считать. Первая – понимание текстов Библии. В ней – отсутствие ясных доказательств в защиту распространённого утверждения, что Ездра изгнал из народа Израиля всех иноплеменных жён и их детей. Наконец, вторая причина – верность утверждения: «Ничего подобного в еврейской истории ни до, ни после не было!». Надо ещё добавить к этим словам: и во времена Ездры тоже, ясно, такого не было.

Ведь младенцы с матерями, которые были бы изгнаны, как предлагали «шехании», были евреями. Они были защищены союзом с Богом: мальчики ведь были обрезаны по обычаю и по закону Торы в восьмидневном возрасте. Поэтому нелогичным выглядит утверждение некоторых исследователей библейского текста, что из еврейского общества, согласно Книге Ездры и Книге Неемии, были изгнаны жёны-нееврейки с детьми. Такое утверждение было бы неверным заключением о жестокости евреев к детям, нарушением евреями Завета с Богом.

Приведем доказательства о том, что беременные жены евреев – женщины иноплеменных народов развода не получили, изгнаны не были. Для этого обратимся к хронике событий, приведённых в библейских книгах.

Переселенцы во главе с Ездрой вышли из Вавилонии в первый день первого месяца седьмого года царствования персидского царя Артаксеркса (апрель 458 года до н.э.). Пришли в Иудею в первый день пятого месяца «на седьмом году царя» (Ездра 7:7-9). Пленники стали обживаться на Родине. Часть переселенцев, к негодованию руководителей еврейской общины в Иудее, «не отделились от народов иноплеменных … взяли дочерей их за себя и за сыновей своих» (Ездра 9:1-2). Руководители общины пожаловались Ездре на действия переселенцев, которые пришли с ним. Это обстоятельство послужило причиной собрания евреев. Всем евреям, «бывшим в плену» (Ездра 10:7), было объявлено, чтобы они через три дня прибыли в Иерусалим для принятия важных решений. Собрание случилось в «двадцатый день девятого месяца» (Ездра 10:9). Ездра потребовал от жителей Иерусалима, а затем и всей Иудеи развестись с иноплеменными женами (Ездра 10:1-14). Евреи-переселенцы приняли предложение Ездры об изгнании жён-иноплеменных: «И отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем. (Ездра 10:12).

Собрание переселенцев было через четыре месяца и 19 дней после прихода их в Иудею. Время достаточное для того, чтобы некоторые, из бывших пленников могли завести семьи, а в семьях переселенцев могли произойти важные события. Такое событие, например, как беременность жены.

Итак:

— началось заседание руководителей общины спустя пять месяцев со времени, когда переселенцы, по их словам, начали «в этом деле» грешить, а закончилось через восемь месяцев от этого времени;

— как видно по датам событий, переход евреев из Вавилонии в Иудею продолжался четыре месяца. Почти пять месяцев, до собрания евреев, бракам евреев с местными женщинами ничто не угрожало.

— потом, три целых месяца (10, 11 и 12 месяца седьмого года царя) продолжалось заседание «начальствующих» в Иерусалиме с участием старейшин и судей города, в котором проживала в смешанном браке конкретная семья.

Почему так долго продолжалось заседание старейшин?

Я думаю, что такое продолжительное время (12 недель) понадобилось для явного обнаружения у всех иноплеменных жён признаков беременности или отсутствия их. Книга Ездры свидетельствует, что еврейский мудрец Ездра и руководители общины не могли допустить изгнания из еврейского общества жену еврея, которая должна была родить. Вот причина нелогичной, на первый взгляд, длительности в три месяца заседания руководителей общины – страх еврейских отцов потерять будущего ребенка и нежелание еврейского мудреца Ездры потерять будущего еврея!

Вопрос «критика» на «засыпку»

Предположим, Ездра, в самом деле, решил сделать исключение для иноверных жен, родивших детей. Но почему об этом столь существенном моменте просто и прямо не сказано в его книге, а вместо этого даны детали, по которым исследователи будут толковать и восстанавливать «истинную картину» происшедших событий?

Действительно, Книга Ездры не содержит прямых ответов. Однако «просто и прямо» о судьбе детей, которых родили нееврейские жены своим мужьям-евреям, сказано не в Книге Ездры, а в другой библейской книге – в Книге Неемии. В ней также, как и в Книге Ездры, речь идёт о жизни евреев в Иудеи после их возвращения из вавилонского плена. Книги сочинены разными авторами, это два разных взгляда на жизнь еврейского общества во времена Второго Иерусалимского Храма. Выводы, сделанные на основе разных книг более достоверны в отличие от выводов, сделанных из одного письменного источника.

Неемия отправился из Вавилона в Иерусалим «в месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса» (Неемия 2:1). Нисан – первый месяц библейского и седьмой месяц гражданского года в еврейском календаре. Под руководством Неемии началось сооружение городской стены Иерусалима (444 год до н.э.). Через несколько дней после окончания строительства «книжник» Ездра (Неемия 8:1) начал читать и объяснять народу закон Моисея. Это было в 24 день седьмого месяца в двадцатый год царя Артаксеркса (Неемия 2:1, 9:1). Евреи приняли решение отделиться «от всех инородных» (Неемия 9:2). Группа евреев-переселенцев во главе с Ездрой, прошу помнить, пришли в Иудею в первый день пятого месяца на седьмом году царя Артаксеркса.

Итак, Ездра и Неемия собрали евреев (444 год до н.э.) через тринадцать лет и три месяца после прихода в Сион (458 год до н.э.) еврейских переселенцев во главе с Ездрой. Неемия был недоволен евреями. Он пишет о том времени: «Ещё в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Я сделал за это выговор, и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса» (Неемия 13:23-25).

Наместник Иудеи говорил о евреях, их жёнах и их сыновьях. Значит, что мальчики согласно еврейским законам, достигли совершеннолетия, то есть каждому из них исполнилось 13 лет. Можно сделать вывод,  что молодые неучи, о которых Неемия сказал горькие слова, были сыновьями вавилонских евреев, которые пришли в Иудею тринадцать лет назад во главе с Ездрой. Вероятно, на церемонии посвящения «во взрослые», где еврейские юноши читали текст Торы, Неемия мог обнаружить их плохое знание иврита.

Выводы

Конфликт в Иудее между вавилонскими переселенцами и руководителями еврейской общины по вопросу изгнания иноплеменных жён закончился по библейской заповеди: «Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию (…) приди к священникам, левитам и к судье (…) и спроси их, и они скажут тебе, как» (Второзаконие 17:8-10). Всё было сделано евреями по слову священника Ездры, знатока Торы. Во времена, описываемых в Книге Ездры и Книге Неемии из еврейского общества, как можно понять из библейских книг, были отлучены жены-иноплеменные, которые не рожали детей от своих мужей-евреев. Беременные жены-иноплеменные не были изгнаны из среды евреев. Мудрец Ездра принимал верные решения. Он был великим гуманистом и книжником – знатоком Торы.

Кто из иноплеменных жён своим еврейским мужьям родили ребенка, те стали частью народа Израиля. Иноплеменные жёны, которые не забеременели до собрания переселенцев, где было принято суровое решение о изгнании иноплеменных жён, были разведены со своими мужьями. По законам Востока, они получили, надо думать, хорошую компенсацию за развод и уход из дома бывшего мужа.

Иноплеменные жёны переселенцев, которые родили им детей в Вавилонии и вместе с детьми и мужьями пришли в Иудею, изгнаны из общества евреев не были.

Из библейской Книги Ездры нельзя сделать вывод, что беременные иноплеменные жёны евреев-переселенцев были изгнаны из еврейского общества.

Из библейской Книги Неемии следует понимание, что иноплеменные беременные жёны евреев из общества выгнаны не были. Они родили своим еврейским мужьям еврейских детей. Наместник персидского царя в Иудее Неемия мог в этом убедится лично. Нерадивые отцы, которые не могли дать своим сыновьям хорошее еврейское образование, Неемией за это были биты.

Страсти в еврейском обществе были накалены. Отцы были мужественны. Они не отказались от своих беременных иноплеменных жён и их детей. Так поступали благородные евреи во все времена до эпохи мусульманского и христианского пленения евреев (рассеяния, «галута»). Библейские книга Ездры и Книга Неемии об этом свидетельствует.

Заключение

У евреев после разрушения Первого Храма был Вавилонский плен. Надо признать историкам, что у евреев после разрушения Второго Иерусалимского Храма и создания христианских государств, а позже мусульманских государств, был не «галут» (проживание вне родины), а был Христианский плен и позже, Мусульманский плен. Евреи были рабами у христианских и мусульманских правителей. Поэтому евреи вынуждены были принимать условия своих господ под угрозой смерти. Условие для евреев было следующее: если женщина-нееврейка рожала ребёнка от еврея, то ребёнок не мог стать членом еврейского общества, не мог стать иудеем по вере. Даже при желании отца, если такое было у него. Такое отношение было во все времена к пленницам и рабыням: рожденные ими дети от господ получали национальность матери. Возможно, такое положение вызывало социальные потрясения.

Религиозные законы критике не подлежат. Национальность ребенка в иудаизме определяется по национальности матери. Эти постановления – не законы и не положения, которые изложены в Танах. Речь идёт об обычаях и о правилах, которые были установлены в тяжёлые времена для еврейского народа христианскими и позже мусульманскими правителями. Считать ребенка евреем только тогда, когда он рожден еврейской матерью – это правило велели принять евреям вожди христиан и мусульман. Это произошло во времена пленения евреев христианами и мусульманами. Еврейские мудрецы вынуждено были принять такие правила под страхом смерти своих единоверцев. «Плен» евреев у христиан и мусульман со времени исхода евреев из стран Европы в Палестину и создания своего государства Израиль закончился, а определение национальности ребенка в еврейском обществе «по маме» осталось.

Какие действия правильные для «евреев по отцу», которые хотят, чтобы евреи считали их составной частью еврейского народа? Сегодня такой путь – принять «гиюр», пройти посвящение в иудаизм. Однако, справедливо надо считать, что «евреи по отцу» должны стать полноправными членами еврейских общин. Какими «евреи по отцу» являются полноправными гражданами государства Израиль, а именно: голосуют, служат в армии, защищают свою Родину, занимают важные должности. Таким образом, своим желанием стать полноправными членами еврейских общин, «евреи по отцу» показывают еврейскому обществу своё отношение к еврейскому народу: они часть его. Достойная часть народа, по семени Авраама. Надо верить, что существующие религиозные постановления в иудаизме относительно определения национальности ребёнка будут изменены еврейскими мудрецами. Еврейское общество в лице еврейских мудрецов, думаю, должно подтвердить волю и желание еврейских мужей и их детей – «евреев по отцу» считаться полноправными членами еврейского общества и государства Израиль новыми галахическими постановлениями.

 

Share
Статья просматривалась 432 раз(а)

6 comments for “ОТЦЫ И ИХ ДЕТИ

  1. Ася Крамер
    27 января 2019 at 23:34

    Вы пишете: “Разумеется, еврейство так же, как и царские права, наследование имущества, передавалось «по отцу».

    Полностью поддерживая ваш призыв к реформе признания еврейства, тем не менее, хочу заметить, что утверждение ваше не на 100% правильное (если говорить об истоках). Это вопрос сложный и спорный.

    1. и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни … Где же тут по отцу?

    2. Тут уместно вспомнить шумерские и аккадские традиции, нередко стоявшие у истоков. Там было правило, довольно странное на первый взгляд. Преимущества в праве наследования получал тот, в ком было больше родственной, клановой крови.
    Т.е. то, что отец ребенка — член племени, рода, и чаще всего одной семьи, это не подвергалось сомнению. Но преимущества в наследовании имел тот, кто произвел детей от женщины из той же семьи, т.е. племянницы или даже сестры (единокровной, но единоутробной, то сестре по отцу, но не по матери).

    И Авраам, как мы помним, говорил о Сарре:”Она сестра моя”. Некоторые толкователи считают, что это он просто говорил под давлением обстоятельств. Другие же (и их большинство) относятся к его словам с большим доверием.

    Т.е. древнее наследование передавалось, не “по отцу” взамен “по матери”, а “по отцу плюс по матери”.

    Когда с течением времени человеческий геном претерпел мутации это правило, которое долгое время выполнялось, привело к генетическим болезням. Генетики сейчас считают, что жену надо выбирать “подальше”, чтобы избежать проблем.

    • Леонид Цальман
      30 января 2019 at 22:11

      Уважаемая Ася Крамер!
      2019-01-27 23:43:21(186)
      Вы полагаете, что «древнее наследование передавалось, не “по отцу” взамен “по матери”, а “по отцу плюс по матери”». Основанием, Вы считаете, могут служить «шумерские и аккадские традиции, нередко стоявшие у истоков» семейных отношениях народов древнего Востока.
      Думаю, что история браков Прародителей еврейского народа также может служить подтверждением Вашего правильного вывода.

      1. Авраам был женат на своей двоюродной сестре Сарре.
      2. Авраам говорит управляющему всеми делами его: не бери в жёны сыну моему Исааку из дочерей Ханаана, пойти к родне моей в Месопотамию, там возьми жену сыну. Исаак был женат на сестре своего дяди.
      3. Исаак благословил перед своей смертью не старшего сына Исава, а младшего сына Иакова. Жена Исаака Ревекка, мать Исава и Иакова, настояла на том, что жена Иакова не должна быть из дочерей Ханаана, а должна быть из родни Ревекки и Исаака в Месопотамии. У Иакова были жены Лея и Рахиль – дочери его дяди по матери.
      ***
      Однако после брака Иакова браки между близкими родственниками у Прародителей еврейского народа прекратились. Все двенадцать сыновей Иакова – родоначальники двенадцать колен Израиля взяли себе жён не из Месопотамии, а, видимо, из Ханаана и Египта.
      Как следует понимать такое отношение к бракам?

      Видимо, Тору можно понимать так. В планах Бога создания еврейского народа было первоначальное накопление генетического материала (родственники между собой Прародители Авраам, Исаак. Иаков; Прародительницы Сарра, Ревека, Лия, Рахиль).
      Позже, когда племя Израиля окрепло, пришло евреям время выполнять завет с Богом: стать многочисленным и сильным народом. То есть принимать браки евреев с красивыми чужеродными жёнами и наследование «по отцу». Так можно сделать сильным еврейский народ и его государство. Поэтому в Христианском плену евреям было запрещено под страхом смерти браки с иноплеменными и гиюр иноплеменных.

      Ваше заключение: «древнее наследование передавалось, не “по отцу” взамен “по матери”, а “по отцу плюс по матери”» вызывает мой ответ: по Торе древнее наследование передавалось у Патриархов еврейского народа “по отцу плюс по матери”, а со времен создания 12 колен Израиля – “по отцу”.

  2. Леонид Цальман
    27 января 2019 at 22:02

    У евреев Римской империи после создания христианских государств, был не «галут» (проживание вне родины), а был Христианский плен. Евреи были рабами у христианских правителей.

    Первые христиане в Римской империи терпели бедствия от язычников. Христиан обвиняли в страшных преступлениях, им ставили в вину природные катастрофы и эпидемии. После признания христианства в IV веке разрешённой, а затем господствующей религией в европейских странах, христиане обратили против иудеев такие же действия, какие были к христианам со стороны язычников. Христианство распространялось в Римской империи с невероятной быстротой. Новая религия с легкостью побеждала языческие культы. Однако евреи в христианских странах категорически отказались признать истинность христианской веры.

    По христианскому учению должно быть униженное существование евреев в среде христиан. Это бы свидетельствовало об истинности и победе христианства. Богослов Августин Блаженный (IV век) сформулировал такое правило: «Вот еврей – раб христианину, и это ясно и переполняет вселенную». Законодательство в Европе было основано на церковном праве, которое претворяло христианские идеалы в жизнь. Другой основой законодательства был свод законов римского права VI века, обработанной в христианском духе. В судопроизводстве места для законов еврейской общины не было.

    Свободные евреи Римской империи превратились в рабов в христианских государствах. Они потеряли право на ношение оружия, приобрели обязательство на унизительную для иудея клятву в суде, носили метку на одежде, потеряли право иметь несколько жён, евреям был запрещен брак с христианкой.

    Считать ребенка евреем только тогда, когда он рожден еврейской матерью – это правило велели принять евреям христиане. Эти постанов-ления – не являются законами, которые изложены в Танах. Такое отношение было во все времена к пленницам и рабыням: рожденные ими дети от господ получали национальность матери.

    Вот этапы совместной жизни евреев в христианской Европе: соприкосновение, контакт, диалог, конфликт, подчинение, унижение, притеснение, объявление евреев «рабами казны», обвинение евреев в ужасных преступлениях, изгнания, расизм, убийство мирных евреев.

    «Плен» евреев у христиан и мусульман со времени создания своего государства Израиль закончился. Евреи в своём государстве живут по Торе. Однако определение национальности ребенка в еврейском обществе «по маме» осталось по «плену», по традициям Галахи.

    Религиозные законы и традиции критике не подлежат.
    Какие действия правильные для взрослых «евреев по отцу», которые хотят, чтобы евреи считали их частью еврейского народа? Сегодня такой путь – «еврей по отцу» должен стать иудеем. Справедливости ради надо считать, что «евреи по отцу» до принятия «гиюра» должны стать полноправными членами еврейских общин. Ведь «евреи по отцу» являются полноправными гражданами Израиля, а именно: голосуют, служат в армии, защищают свою Родину, занимают важные должности. Таким образом, своим желанием стать полноправными членами еврейских общин, «евреи по отцу» показывают своё отношение к еврейскому народу: они достойная часть еврейского народа, по семени Авраама, которое благословил Бог.

    Многие еврейские мужчины строят свою жизнь по заповеди Торы еврею: если взял в плен красивую инородную женщину, сделай её своей женой!
    Будут сложности с доказательствами еврейского отцовства ребёнка? Любимые жены рожают детей похожих на своих мужей. А для недоверчивых людей и чиновников отец ребенка может представить справку с ДНК-анализом.

    Есть ли другой путь принятия ребёнка еврея в еврейское общество?
    Есть, надёжный! Еврей должен ложиться в постель с еврейкой! Для этого нужно показать серьезность своих намерений. Женщина показывает документ о еврейском происхождении своей матери.

    Вавилонский Талмуд отмечает: «Нет бейт-мидраша без хиддуша (нового толкования)». Еврейская религиозная община может подтвердить волю и желание «евреев по отцу» и их детей считаться полноправными членами еврейского народа обновлением традиций Устной Торы, о которой сказано мудрецами: нет ей конца.

    • Ася Крамер
      31 января 2019 at 0:16

      Именно так, согласна. Что-что, а роль семени в производстве потомста они зорошо знали! Достаточно посмотреть на все значения слова «зера», Особенно напрягает, что запрет на брак с не-еврейками, был введен, оказывается, в средневековой Европе, как проявление живодерского антисемитизма, преследований и унижений.

    • Ася Крамер
      31 января 2019 at 0:19

      Именно так, согласна. Что-что, а роль семени в производстве потомста они хорошо знали! Достаточно посмотреть на все значения слова «зера», Особенно напрягает, что запрет на брак с не-еврейками, был введен, оказывается, в средневековой Европе, как проявление живодерского антисемитизма, преследований и унижений.

  3. Леонид Цальман
    5 января 2019 at 20:04

    У евреев после разрушения Первого Храма был Вавилонский плен. Надо признать историкам, что у евреев после разрушения Второго Храма и после создания государства христиан и после государства мусульман был не «галут» (проживание вне родины), а был Христианский плен и Мусульманский плен. Евреи были рабами у христианских и мусульманских правителей. Поэтому евреи вынуждены были принимать условия своих господ под угрозой смерти. Условие для евреев было следующее: если женщина-нееврейка рожала ребёнка от еврея, то ребёнок не мог стать членом еврейского общества, не мог стать иудеем по вере. Даже при желании отца, если такое было у него. Если женщина еврейка рожала от нееврея вне брака, то ребёнок не мог принять веру нееврея.
    Отношение было во все времена к пленницам и рабыням: рожденные ими дети от господ получали национальность и социальный статус матери. Возможно, такое положение вызывало социальные потрясения в обществе.

    Религиозные законы критике не подлежат. Национальность ребенка в иудаизме определяется по национальности матери. Эти постановления – не законы и не положения, которые изложены в Танах. Речь идёт об обычаях и о правилах, которые были установлены в тяжёлые времена для еврейского народа христианскими и позже мусульманскими правителями. Считать ребенка евреем только тогда, когда он рожден еврейской матерью – это правило велели принять евреям вожди христиан и мусульман. Еврейские мудрецы вынуждено были принять такие правила под страхом смерти своих единоверцев.

    «Плен» евреев у христиан и мусульман со времени исхода евреев из стран Европы в Палестину и создания своего государства Израиль закончился, а определение национальности ребенка в еврейском обществе «по маме» осталось.

    Какие действия правильные для «евреев по отцу», которые хотят, чтобы евреи считали их составной частью еврейского народа? Сегодня такой путь – принять «гиюр», пройти посвящение в иудаизм. Однако, справедливо надо считать, что «евреи по отцу» должны стать полноправными членами еврейских общин. Какими «евреи по отцу» являются полноправными гражданами государства Израиль, а именно: голосуют, служат в армии, защищают свою Родину, занимают важные должности. Таким образом, своим желанием стать полноправными членами еврейских общин, «евреи по отцу» показывают еврейскому обществу своё отношение к еврейскому народу: они часть его. Достойная часть народа, хранители семя Авраама, передающие семя Авраама своим сыновьям.

    Надо верить, что существующие религиозные постановления в иудаизме относительно определения национальности ребёнка будут изменены еврейскими мудрецами. Еврейское общество в лице еврейских мудрецов, думаю, должно подтвердить волю и желание еврейских мужей и их детей – «евреев по отцу» считаться полноправными членами еврейского общества и государства Израиль новыми галахическими постановлениями.

Добавить комментарий