В Версале

Накануне вечером в том же «Опен-Туре», о котором я уже писал, мы купили путевку в Версаль по цене 34 евро с каждого. Мы долго обсуждали с администратором «Опена» различные варианты осуществления этой поездки, но, в конце – концов, остановились на том варианте, о котором я буду рассказывать.

Назавтра мы встали пораньше и подошли к Гранд-Опера, точнее к офису «Опена». Из офиса вышел молодой человек, блондин. Он сделал небольшую перекличку и пересчитал нас. Затем он куда-то исчез. Через некоторое время к нам подошла симпатичная молодая африканка; потом я узнал, что ее зовут Гейла. Она опять сделала перекличку и тоже пересчитала. Результаты переклички блондина и Гейлы совпали. Из офиса опять вышел блондин. Он расцеловал Гейлу в обе щеки, как это принято у французов. Нас разбили на две группы – англоязычных и испаноязычных. Мы с дочкой оказались в группе англоязычных. Гейла взяла в руку большую искусственную ромашку, высоко подняла ее, и мы, англоязычные, пошли за ней, как ходят в Париже, я видел, группы японцев. А испаноязычные пошли вслед за блондином, не знаю была ли у него своя ромашка.

Мы подошли к станции метро. Здесь Гейла немного отлучилась. Через некоторое время она вышла с билетами для нас. Эти билеты были действительны как для прохода в метро, так и для поездки на поезде RER, станция которого совмещена со станцией метро. Проехав несколько остановок в метро, мы пересели в электричку RER, которая привезла нас на станцию Версаль.

Далее был небольшой переход вслед за Ромашкой — Гейлой через город Версаль, и вот мы около главного дворца Версаля. Около дворца какой-то предприимчивый француз в глухом золотистом халате изображает из себя не знаю кого, но с ним можно фотографироваться, за деньги, конечно. Гейла по одному провела нас к администратору дворца, которая выдала каждому из нас план дворца и парка, нам с дочкой – на русском языке, а также обратные билеты для возврата в Париж. Затем мы оказались в руках экскурсовода — девушки, приехавшей в Париж из Мексики. Некоторое время мы провели в ожидании входа во дворец. У нас было время поговорить с мексиканкой. Она рассказала нам, что жила в Мексике в небольшом городке недалеко от г. Акапулько, это чуть южнее Мехико, на берегу Тихого океана. «Но там было опасно, — сказала она, — и наша семья уехала». Примерно через полчаса нашу англоязычную группу пригласили во дворец. Другие члены нашей группы были природные англоязычные – из Америки, Канады, Австралии, Южной Африки. Эти люди пошли на экскурсию с мексиканкой, а мне с дочкой выдали по говорящей машинке – гиду на русском языке. Так мы расстались с нашей мексиканкой и стали автономными туристами.

Идея этого места принадлежит Людовику 13. В 1632 году он решил построить здесь небольшой охотничий домик. Его сын, Людовик 14 в 1660 году захотел превратить охотничий замок в дворцово-парковый ансамбль. С 1682 года Версаль стал постоянной резиденцией этого короля. Сюда переводится весь королевский двор. Кареты Париж – Версаль курсировали каждый день туда и обратно, перевозя почту и съестные припасы. Дорога в 24 км занимала примерно 2 часа, но один придворный сказал, что он успеет за 1,5 часа. Как он это сделал? По своему пути он расставил «почтовые станции» и стал часто менять лошадей.

Начало экскурсии по дворцу мне не совсем понравилось. Первые комнаты, в которые мы вошли, были с гладкими белыми потолками. Я сказал дочке, что когда-то жил на Петроградской стороне (Питера) в комнате, где на потолке была лепнина, ангелочки разные и т.п. Но через несколько комнат все изменилось. Потолки пошли не только лепные, но и расписные. Мне пришлось замолчать и молча и с восхищением слушать свою говорящую машинку.   Что и говорить – хорошо жили короли, если они советовали бедным крестьянам, когда нет хлеба, есть печенье. Но и работа у них была опасная, им могли и голову отрубить. Пересказывать все, что я слышал, нет смысла. Многие из читателей были в Зимнем дворце, например, или в Петродворце. Экскурсия прошла великолепно. На выходе из дворца мы сдали свои говорилки и вошли в парк Версаля.

Мы перекусили в одном из кафе парка и решили отдохнуть на природе, правда довольно искусственной и приукрашенной. Не все люди любят такие хорошо спланированные, французские регулярные сады. Английские парки не такие, они более естественные. Итак, мы присели на бережку четкого, прямоугольного французского прудика, здесь меня немного разморило, и я чуть-чуть, под неусыпной охраной дочери, соснул. Затем, как говорится, у нас с собой было, и мы снова перекусили. Как не хотелось, но надо было возвращаться в Париж.

Мы сели в электричку. Народу в ней было много. Места наши были недалеко друг от друга, но врозь. В вагоне было жарко. В окна вагона беспощадно светило косое вечернее солнце. Рядом со мной сидели латиноамериканцы, они говорили по-испански, я мало что понимал, но часто слышал название их страны — Аргентина. Я повторюсь, было очень жарко от беспощадного косого солнца, проникавшего через стекла окон. Я раскрыл свой большой мужской зонт и закрыл им окно. Стало сумрачней и прохладней. Раздались аплодисменты.  Так пассажиры купе оценили мою еврейско-русскую находчивость.

Приехав в Париж, мы по билетам, полученным у администратора дворца Версаля, прошли в метро и вскоре оказались в нашем отеле. Почему я уделяю такое внимание билетам? Потому, что все это оттеняет отличную организацию экскурсионного дела в Париже. Об этом я писал, когда описывал экскурсии на крыше автобуса в наши первые парижские дни, и хочу повторить это снова сейчас. Система «Опен-Тур» работает без сбоев и безукоризненно. Говорю это с благодарностью и совершенно бескорыстно.

2 комментария для “В Версале

1. «Так мы расстались с нашей мексиканкой и стали автономными туристами».
    Мы были совершенно автономны, плюс у нас была говорильная машинка — гид, рассказывавшая нам определенный сюжет. «Чего же боле?»

2. А мы сели на электричку и поехали. Я, в целом, не люблю быть пересчитанной и ходить за гидом.