И мальчики кровавые в Саратове

Граф, а позже и князь, министр внутренних дел Перовский обратил особое внимание на еврейские общества, находящиеся в империи. По его распоряжению были собраны подробные сведения о еврейском населении, после чего были установлены весьма важные законоположения о евреях, (1844 г., № 18562), о коробочном сборе евреев (№ 18562) и о подчинении евреев общему губернскому, уездному и городскому управлениям и об уничтожении кагалов (1844 г., № 18546). В 1851 году Николай 1 утвердил «Временные правила о разборе евреев». По этим правилам всё еврейское население разделили на пять разрядов.
В 1844 году министерство внутренних дел Российской империи выпустило тиражом в сто экземпляров особую записку – «Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их» Экземпляры этой записки вручили Николаю I и наследнику престола, великим князьям и членам Государственного Совета. На ее обложке значилось – «по приказанию господина министра внутренних дел».
Слово «Саратов» состоит из двух еврейских слов (идиш): «Сара» (еврейское женское имя) и «тов» (здравствуй). Саратов в переводе с идиш звучит как «Сара, здравствуй».
В Саратове пропало два мальчика. Оба были найдены мёртвыми с признаками насильственной смерти. Один – на волжском льду, другой – на острове. Подозрение пало на евреев. Из Петербурга для разбирательства приехал чиновник Дурново. Кожевников направил ему в помощь ссыльного Костомарова, заведовавшего в канцелярии губернатора уголовным столом, как знающего историю и иностранные языки. У одного еврея нашли старую книгу с переплетёнными в ней печатными и рукописными листами: панские буллы, декреты разных королей, постановления сенатов и циркуляры министров. Преосвященный Афанасий принёс несколько исторических пособий. Из всего этого Костомаров сделал вывод, что обвинение евреев не лишено исторических оснований, так как до христианской веры подобные подозрения существовали у греков и римлян. Да и в самой еврейской истории есть примеры заклания детей: «И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы зарезать сына своего…» (Тора. Глава 22 Ваера). Однако губернатор Кожевников был против такого вывода, так как сам незаконно разрешил поселение евреев в великорусской губернии. Чуть позже Кожевников поплатился за это – он был смещён и заменён новым губернатором А.Д. Игнатьевым. А вице-губернатором стал Дурново. Так воспроизвел эту историю российский историк Н. И. Костомаров.
А еврейский историк Феликс Кандель в «Книге времен и событий. История российских евреев» видит ее несколько иной.
Весной 1853 года в окрестностях Саратова нашли тела двух пропавших мальчиков и на обоих трупах обнаружили признаки обрезания. Следователи решили, что это ритуальное убийство, и обвинение пало на всех евреев города – солдат местного гарнизона и нескольких торговцев. Арестовали солдата Михаила Шлифермана, который делал обрезание еврейским детям, арестовали тор¬говца мехами Янкеля Юшкевичера, его крещеного сына солдата Федора Юрлова и многих других. В городе не хватило мест в тюрь¬мах и полицейских участках, и пришлось нанимать помещения в частных домах. Вскоре объявились и «свидетели», которые сооб¬щали самые невероятные и противоречивые подробности этого де¬ла. Один из них рассказал, как он случайно зашел в еврейскую мо¬лельню и увидел, что евреи — при дневном свете и незапертых дверях – выкачивали кровь из христианского мальчика. А гарни¬зонная проститутка сообщила следователям, будто бы со слов жены Юшкевичера, что за бутылочку христианской крови ее муж получил два миллиона рублей, а солдат Шлиферман – четыре миллиона. «Пусть пятьдесят человек показывают, что мы резали мальчиков, – говорила на это жена Юшкевичера, – а все это ложь и клевета. Мы так же резали мальчиков, как вы их резали!» А ее муж во время допросов взывал к небу: «Боже мой, где же Ты? Что Ты там делаешь? Как это допускаешь?!..»
Слухи о ритуальном убийстве распространились в окрестнос¬тях Саратова и вызвали к жизни новые дела о «похищении маль¬чиков, – теперь уже не только евреями, но украинцами и немца¬ми-колонистами. Саратовское дело тянулось восемь лет; особая судебная комиссия сняла с евреев обвинение в убийстве и приговорила лжесвидетелей к каторжным работам, однако Государственный Совет пересмотрел дело, признал Шлифермана, Юшкевичера и его сына виновными в убийстве мальчиков и приговорил к каторжным работам на срок до двадцати лет. Но Государственный Совет не подтвердил ритуальный характер убийства и особо отметил, что вопрос об употреблении евреями христианской крови «остается неразрешимым». Старый Янкель Юшкевичер, пережил остальных осужденных, просидел в тюрьме пятнадцать лет, ослеп и был помилован Александром II по просьбе влиятельных французских евреев. Последние годы жизни он провел среди родных в Харькове, и на его могильном памятнике написали такие слова: «Голос плача моего да поднимется к небу!»

Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев.
Им кровушки надо! Они по запарке
Замучили, гады, слона в зоопарке. (В.Высоцкий. «Антисимит»)

2 комментария для “И мальчики кровавые в Саратове

  1. Добавлю малоизв. материал:
    1.Саратовское дело должно было фигурировать на пр-се Бейлиса и было запрошено след.Машкевичем, но оказалось что книги учета были уничтожены в 1886 г и найти его невозможно — и потому его нельзя было использовать на пр-се.
    2. Подробное его описание см. у Хвольсона, Гессена, антисем. версия — Замысловский

  2. Тов, г-н Валерий !
    «Впервые о существовании книги («Розыскание об убиении…») упоминается лишь в 1863 году в каталоге Чертковской библиотеки, причём указан автор этой книги — Владимир Даль» — так ли это? Сам В. Даль?

Добавить комментарий