Комментарий к статье Э. М. Рабиновича «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев»

В статье  Элиэзер М. Рабинович. «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев» проводится, по моему мнению, неверная мысль, что, во-первых, готовилась депортация еврейского народа и, во-вторых, что писатель и публицист И. Г. Эренбург знал о будущей депортации евреев.

Статья, пишет автор, посвящена памяти Ильи Григорьевича Эренбурга. Эпиграфом к статье автор выбрал слова книги И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь»:

«События должны были развернуться дальше. Я пропускаю рассказ о том, как пытался воспрепятствовать появлению в печати одного коллективного письма. К счастью, затея, воистину безумная, не была осуществлена. Тогда я думал, что мне удалось письмом переубедить Сталина, теперь мне кажется, что дело замешкалось и Сталин не успел сделать того, что хотел. Конечно, эта история — глава моей биографии, но я считаю, что не настало время об этом говорить».

На мой взгляд, автор статьи считает, что фразы книги «затея, воистину безумная», «дело замешкалось и Сталин не успел сделать того, что хотел» имеют отношение к теме депортации еврейского народа, которой посвящена, как следует из названия, статья «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев».

И. Эренбург, думаю, никогда и мысли не допускал о депортации еврейского народа.

Не вызывает сомнения, что в своей книге И. Эренбург рассказывает читателю о том, как он хотел убедить И. Сталина не публиковать некое письмо, написанное партийными идеологами от имени представителей еврейского народа. Это письмо, в случае его публикации, открывало преследования государством сотен, а может тысячи евреев за их связи с сионистами и за поддержку государства Израиль. По-моему, И. Эренбург выполнил свою цель: письмо не было публиковано.

Как смог И. Эренбург убедить И. Сталина?

И. Эренбург подписал ненавистное ему письмо представителей еврейской общественности (проект письма в редакцию газеты «Правда» от 29 января 1953 г.), как просили и требовали от него партийные идеологи, видимо, по указанию И. Сталина.

Воспользуюсь словами, принадлежащими Г. Костырченко, объясняющие этот поступок И. Эренбурга:

«писатель скептически воспринял представленный ему текст. Сказалось, видимо, то, что он еще в 1945 году демонстративно дистанцировался от еврейства, став потом главным проповедником антисионизма. (…) И вот теперь ему, идейному ассимилятору, предлагалось участвовать в национально окрашенном пропагандистском действе, да еще включиться в общий хор, требовавший «самого беспощадного наказания» людям, в преступлениях которых он весьма и весьма сомневался. Столь неожиданный оборот дела так встревожил Эренбурга, что он уже в день получения проекта письма, то есть где-то в конце двадцатых чисел января, обратился к Сталину».

Выскажу догадку, основанную на документах, помещенных в статье Э. М. Рабиновича: И. Эренбург передал И. Сталину кроме своего письма, в котором он изложил свои мысли о пагубности существующего проекта статьи, также текст проекта газетной статьи (письмо представителей еврейского народа), написанный, лично им, И. Эренбургом.

Мужественный поступок И. Эренбурга и содержание его письма вызвал решение Сталина отменить, не публиковать первое явно провокационное в отношении евреев письмо в газету «Правда» (версия письма от 29 января 1953 г.), которое требовало расправы над десятками, сотнями а может быть тысячами евреев, которых хотели объявить преступниками за сионистские взгляды и за симпатии к государству Израилю. Партийным идеологом было дано задание И. Сталина подготовить новый вариант письма представителей еврейского народа в газету «Правда» с учётом текста письма, составленного И. Эренбургом.

Этот текст послужил, видимо, основой статьи «Письмо в редакцию газеты «Правда» представителей еврейской общественности» от 20 февраля 1953 года. В этой статье, в отличие от проекта статьи от 29 января 1953 года с жесткими формулировками, имеются взвешенные мудрые слова, уважительное отношение к евреям, как составной части советского народа, предложение к властям о издании печатного органа на еврейском языке, которое несло бы слово идеологии руководства страны. (Вот фраза из статьи: «Евреи-труженики кровно заинтересованы в том, чтобы вместе со всеми трудящимися, со всеми прогрессивными силами укреплять дело мира, дело свободы и демократии. Мы знаем, что в лагере борцов против поджигателей войны активную роль играют также представители еврейских трудящихся». Вот заключительные слова: «Мы уверены, что наша инициатива встретит горячую поддержку всех трудящихся евреев в Советском Союзе и во всем мире»). Такие слова в статье мог написать лауреат международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» И. Эренбург.

Публикации статьи в газете не было, так как И. Сталин умер.

***

Комментарий к статье Элиэзера М. Рабиновича.

Предположение о равной возможности депортации евреев после войны с осуществлённой депортацией народов в военное время не выдерживает критики.  Тысячи евреек и евреев были, соответственно, замужем за мужчинами или женаты на женщинах других народов, в первую очередь, русского, беларусского и украинского. Были евреи «на половину». «на четверть». Указаний властей «кто есть еврей» не существовало. Евреи были, таким образом, скрепляющим «веществом» для разных народов СССР, которые партийные власти хотели образовать в единый советский народ. Тысячи евреев были на государственных, партийных, советских должностях, важных должностях в науке, производстве, медицине, образовании. Такого положения у представителей депортированных народов во время войны не было.

Тысячи евреев были основой духовной культуры советского народа. Советский народ любил евреев – деятелей искусства и культуры: артистов, музыкантов, композиторов, режиссёров фильмов и театров, художников, скульпторов, поэтов и писателей.

Еврейский народ в СССР после войны, после участия наряду с другими народами в победе над нацизмом, после создания с помощью СССР государства Израиль представлял могущество, которое определялось общественным положением многих тысяч, десятков тысяч его представителей. Такое заключение может составить, просматривая подписи под проектами статей представителей еврейской общественности, даже человек не знакомый с условиями жизни евреев в СССР. Никакая сила, надо признать некоторым историкам, после войны в стране не могла осуществить депортацию еврейского народа.

Предположение, как я понимаю, косвенно высказываемое в статье Элиэзера М. Рабиновича, что перечисленные в письмах в газету достойные люди могли просить власти депортировать свой народ, является проявлением неуважения к памяти этих людей, в том числе, непочтительности к памяти И. Эренбурга.

 

 

13 комментариев для “Комментарий к статье Э. М. Рабиновича «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев»

  1. И.Эренбург — «Рыцари справедливости» — «Таким рыцарем XX века стала Красная Армия. Её победа — это не только победа военного гения, это победа Человека»…в военное время 1945 года, надо полагать, бесстрашно выражено убеждение И. Эренбурга, что Победа принадлежит «не только военному гению» И. Сталина, но является победой, согласен, уважаемый Александр с Вашей мыслью, советского Солдата, шире – советского народа.
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Советские полковники от литературы (а И.Эренбург, возможно, генерал-майор :)) никогда не забывали, что военные гении, фельд-маршалы и генералиссимусы (они же — “гениалиссимусы” — см. В. Войновича) – Пётр 1-ый, А.В. Суворов, М. Кутузов… и тов. Сталин И.В. Последний подымал тост за терпеливый русский народ, однако, вместе со своими героями-маршалами укладывал советских солдат штабелями с 1941 по 1945-ый; последний “подвиг” — сотни тысяч погибших за взятие Берлина в назначенный срок. Продолжение последовало в Венгрии (1956), Праге (1968), Афганистане (80-е), во время 2-х военных компаний в Чечне, в Сирии…. Если это «рыцарство», то Илье Григорьевичу повезло, — он этого больше не наблюдает.
    Желаю Вам, Л.Ц., много удач в этом «прекрасном и яростном мире.»

  2. Фраза в комментарии автора статьи : «Илья Григорьевич Эренбург был рыцарь» в статье имеет продолжение: «Может быть, не «рыцарь без страха и упрёка», но — рыцарь».
    Первое предложение не дает определение. Рыцарь – кого, чего?
    Два предложения противопоставлены друг другу. Ведь рыцарь – это человек без страха и упрёка.

    Илья Эренбург действовал в своих убеждениях без страха и упрёка. Его называли рыцарем справедливости.

    Давайте я соглашусь с оппонентом в том, что Эренбург был — «без страха и упрёка». Но я несогласен с тем, что рыцарь обязательно — «без страха и упрёка».

    Александр Биргер приводит пример наиболее известных рыцарей — дон Кихота, д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса. Первый был попросту глуп, а обращение последних с Миледи (например, переворачивание её вверх ногами в какой-то момент) совершенно не соответствыет тому, как должен вести себя рыцарь. Если он — «без страха и упрёка».

  3. уважаемому Модератору: проверив свой 2-ой коммент, сократил цитату из Курсора, чтобы не идти по ложному пути и не нарушать

    5 comments for “Комментарий к статье Элиэзера М. Рабиновича
    «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев»”
    Александр Биргер 8 июня 2018 at 19:35
    Две тысячи извинений, — «третий — образец по сей день для коллег («что сказал бы Атос?») — «посей»- опечатка , однако, по Ф(рейду).
    — На всякий случай: если Вы, г-н Л.Ц. — верующий иудей, пусть даже галутник, вроде меня, — из Курсора: «Невозможно предположить, что религиозный иудей откажется от подарка Всевышнего, нарушит хотя бы одну его заповедь… Тем не менее, и сегодня большое количество людей в пейсах, шляпах и лапсердаках продолжают жить в изгнании (в галуте), делая вид, что глава «Шлах» написана как будто не для них…
    Все 12 разведчиков — «вожди колен Израилевых» — были людьми опытными, хорошо знавшими законы психологии и умевшие манипулировать «челядью». Они знали о том, что простые евреи, в основной своей массе, хотят жить в Эрец-Исраэль и понимают, что только на своей земле еврейский народ может жить гордо и достойно, занимаясь производительным трудом. Однако «вожди народа» уже привыкли бездельничать, получая все материальные блага «на блюдечке с голубой каемочкой». Их страшила новая жизнь, когда нужно будет работать на Святой земле и защищать ее от врагов. То есть не только изучать заповеди Торы, но и выполнять их «на местности».Поэтому 10 из 12 разведчиков совершили тяжелое преступление перед Богом и перед людьми. Они оклеветали Святую землю, утверждая, что она «пожирает всех, кто на ней живет»… К счастью, среди ноющих и стонущих, трусливо-прагматичных вождей галута нашлись диссиденты — Иегошуа бин-Нун и Калев бен-Иефуне. Они не подчинились «диктату большинства» и открыто провозгласили, что заповеди Творца необходимо выполнять даже в том случае, если они не совпадают с «житейской логикой» трУсов в раввинских одеждах…» — К чему этот 2-ой комментарий, за который, надеюсь, уважаемый Элиэзер Рабинович, меня простит. А всё к тому же — если б замечательный прозаик (и поэт) Илья Эренбург был еврейским, а не космополитическим литератором, то, конечно ЖЕ, вызвался, вместе с другими добровольцами-халуцим и убедил тов. Сталина послать его в Эрец-Исраэль до написания своих убедительных очерков. Вместо «Бей немца», талантливый литератор И.Г.Эренбург придумал бы нечто другое, не менее убедительное — для своего Ишува и — для Израиля.

  4. ЛЦ:»Первое предложение не дает определение. Рыцарь – кого, чего? Два предложения противопоставлены друг другу. Ведь рыцарь – это человек без страха и упрёка.
    Илья Эренбург действовал в своих убеждениях без страха и упрёка. Его называли рыцарем справедливости…»
    ________________________________________________
    Рыцарями были, полагаю, Дон-Кихот, Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис.Первый был рыцарем печального образа, второй соблазнил (влюбившись!) чужую жену, третий — образец посей день для коллег («что сказал бы Атос?»), четвёртый был весёлый обжора и мистификатор (см. ТРИ мушкетёра), пятый был ловелас-рыцарь, ставший аббатом…
    А рыцарь справедливости Илья Гр. Эренбург, написавший Хулио Хуренито, умница, прекрасно понимавший, что происходит в России (и — Франции) — у с е р д н о — служил. Кому?
    — — Тысячу извинений, уважаемый Л.Ц., — Ваш субботний коммент служит памяти И.Г.Э. или же — памяти того, кому служили многие «рыцари справедливости» в те незабываемые годы рыцарства? Шабат шалом, хаверим.

    1. Две тысячи извинений, — «третий — образец по сей день для коллег («что сказал бы Атос?») — «посей»- опечатка , однако, по Ф.
      На всякий случай: если Вы, г-н ЛЦ — верующий иудей, пусть даже — галутник, вроде меня, — из Курсора:
      «Невозможно предположить, что религиозный иудей откажется от подарка Всевышнего, нарушит хотя бы одну его заповедь…
      Тем не менее, и сегодня большое количество людей в пейсах, шляпах и лапсердаках продолжают жить в изгнании (в галуте), делая вид, что глава «Шлах» написана как будто не для них.
      Между тем, именно в этой главе перечислены главные «отмазки» так называемых «трезвомыслящих евреев», не желающих выполнять заповедь жить в Эрец-Исраэль.
      Все 12 разведчиков — «вожди колен Израилевых» — были людьми опытными, хорошо знавшими законы психологии и умевшие манипулировать «челядью». Они знали о том, что простые евреи, в основной своей массе, хотят жить в Эрец-Исраэль и понимают, что только на своей земле еврейский народ может жить гордо и достойно, занимаясь производительным трудом. Однако «вожди народа» уже привыкли бездельничать, получая все материальные блага «на блюдечке с голубой каемочкой». Их страшила новая жизнь, когда нужно будет работать на Святой земле и защищать ее от врагов. То есть не только изучать заповеди Торы, но и выполнять их «на местности».
      Поэтому 10 из 12 разведчиков совершили тяжелое преступление перед Богом и перед людьми. Они оклеветали Святую землю, утверждая, что она «пожирает всех, кто на ней живет». Им поверили 600 тысяч боеспособных мужчин — ядро будущей еврейской армии… К счастью, среди ноющих и стонущих, трусливо-прагматичных вождей галута нашлись диссиденты — Иегошуа бин-Нун и Калев бен-Иефуне. Они не подчинились «диктату большинства» и открыто провозгласили, что заповеди Творца необходимо выполнять даже в том случае, если они не совпадают с «житейской логикой» трУсов в раввинских одеждах.
      Именно поэтому вождь еврейского народа Моисей назначил Иегошуа Бин-Нуна своим преемником. Под его руководством еврейская армия с боями вошла в Землю Ханаан и завоевала ее для народа Израиля. «Оккупировала» силой и кровью, по приказу Всевышнего. На вечные времена…»
      — К чему этот 2-ой комментарий, за который, надеюсь., уважаемый Элиэзер Рабинович, меня простит. А всё к тому же —
      если б замечательный прозаик (и поэт) Илья Эренбург был еврейским, а не космополитическим литератором, то, конечно ЖЕ, вызвался в добровольцы-халуцим и убедил тов. Сталина послать его в Эрец-Исраэль до написания своих убедительных
      очерков, и вместо «Бей немца» придумал бы нечто другое, не менее убедительное.

    2. Александр Биргер:
      Тысячу извинений, уважаемый Л.Ц., — Ваш субботний коммент служит памяти И.Г.Э. или же — памяти того, кому служили многие «рыцари справедливости» в те незабываемые годы рыцарства?..
      ===
      Вот то-то и оно!

    3. Александр Биргер (8 июня 2018 at 19:06) написал: «Тысячу извинений, уважаемый Л.Ц., — Ваш субботний коммент служит памяти И.Г.Э. или же — памяти того, кому служили многие «рыцари справедливости» в те незабываемые годы рыцарства? Шабат шалом, хаверим».

      Уважаемый Александр,
      мой пятничный комментарий (8 июня 2018 at 17:24) к статье Элиэзер М. Рабинович «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев» служил, как я понимаю, правилам публицистики: публикация предположений о существовании призыва к власти достойных и известных в народе и государстве людей страны депортировать народ, представителями которого эти люди являлись, есть не достойное дело, не служит уважению памяти этих людей, в том числе, есть проявление непочтительности к памяти Ильи Эренбурга.

      Кому служил рыцарь справедливости И. Эренбург?

      Вот фрагменты статьи И. Эренбурга «Рыцари справедливости», написанная в годы войны.

      «… Офицер Борис Антонович Курилко погиб на немецкой земле, защищая свободу и честь нашей Родины. … Вот что писал накануне смерти офицер Красной Армии: «Огонь ненависти поддерживал нас в самые тяжелые дни. Теперь мы в Германии. … Мы будем суровы, но справедливы …». … Злодеи не найдут у нас ни снисхождения, ни отсрочки. Мы суровы и справедливы. … Мы горды тем, что Сталин не только величайший полководец, но и первый воин свободы, первый рыцарь справедливости. … Наша ненависть — высокое чувство, оно требует суда, а не расправы, кары, а не насилия. Воин Красной Армии — рыцарь. … Он пришел в Германию за справедливостью. … Слово «рыцарь», как все слова, в разные времена и в разных устах звучало по-разному. «Рыцарями» называли себя и прадеды гитлеровцев, которые терзали мирные народы. Но в нашем понятии рыцарь — это ревнитель справедливости, защитник обиженных, враг обидчиков. О лучших людях издавна говорили: «Это рыцарь без страха и упрека». Таким рыцарем XX века стала Красная Армия. Её победа — это не только победа военного гения, это победа Человека». (конец цитаты).

      Илья Эренбург писал о своих взглядах без страха и упрёка.
      Илья Эренбург был рыцарем Красной Армии. Он служил Красной Армии.

      1. Л.Ц. — «Таким рыцарем XX века стала Красная Армия. Её победа — это не только победа военного гения, это победа Человека».
        Илья Эренбург писал о своих взглядах без страха и упрёка.
        Илья Эренбург был рыцарем Красной Армии. Он служил К. Армии.
        :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
        Уваж. Леонид Ц., прошу извинить, образовалась недопустимая пауза, виноват. Постараюсь ответить на Ваш «рыцарский» коммент так подробно, как смогу.
        а) во-первых, хочу отметить железную логику вашего обширного комментария;
        б) во-вторых, хочу поблагодарить за внимание, кот. не избалован
        в) в-третьих, совершенно искренне, без всяких прово-кац-ионных мыслей отмечу, что такого идеалистического отклика, как Ваш, теперь днём с фонарём не отыскать; не ожидал, правда.
        г) в-четвертых, хотел бы уточнить один трогательный момент:
        «Её победа — это не только победа военного гения, это победа Человека»… — Человек, полагаю (и — надеюсь) — советский Солдат, а кто «военный гений» — вот в чём вопрос, дорогой Леонид.
        p.s. У Вас, тысячи извинений, отец (или — дед) погиб не в 1941-ом? Где провели 4 военные года? Вы — израильтянин?
        На вопроси из p.s. отвечать не обязательно. Впрочем, — как и на все вопросы комментаторов. Спасибо.

        1. Александр Биргер 15 июня 2018 пишет о Красной Армии:

          «Хотел бы уточнить один трогательный момент:
          «Её победа — это не только победа военного гения, это победа Человека» … — Человек, полагаю (и — надеюсь) — советский Солдат, а кто «военный гений» — вот в чём вопрос, дорогой Леонид».
          ……..
          Уважаемый Александр Биргер,
          в заключительной фразе статьи И. Эренбурга «Рыцари справедливости»:

          «Таким рыцарем XX века стала Красная Армия. Её победа — это не только победа военного гения, это победа Человека»,

          написанная в военное время 1945 года, надо полагать, бесстрашно выражено убеждение И. Эренбурга, что Победа принадлежит «не только военному гению» И. Сталина, но является победой, согласен, уважаемый Александр с Вашей мыслью, советского Солдата, шире – советского народа.

  5. Комментировать почти нечего. В первой половине автор просто повторяет информацию из моей статьи. Во второй он сообщает сведения о положении евреев, которые совершенно противоречат опыту большинства из нас, кто то время переживал.

    Предположение, как я понимаю, косвенно высказываемое в статье Элиэзера М. Рабиновича, что перечисленные в письмах в газету достойные люди могли просить власти депортировать свой народ, является проявлением неуважения к памяти этих людей, в том числе, непочтительности к памяти И. Эренбурга.

    Не косвенно, а прямо разбираются все версии писем, и версия о прямой просьбе о депортации отвергается. Странно, как статья, столь апологитичная по отношению к Эренбургу («Илья Григирьевич Эренбург был рыцарь…»), могла показаться комментатору неуважением к его памяти

    1. В комментарии к статье Элиэзер М. Рабинович «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев» я писал:
      «Предположение, как я понимаю, косвенно высказываемое в статье Элиэзера М. Рабиновича, что перечисленные в письмах в газету достойные люди могли просить власти депортировать свой народ, является проявлением неуважения к памяти этих людей, в том числе, непочтительности к памяти И. Эренбурга».

      Автор статьи отозвался на мой комментарий:
      «Не косвенно, а прямо разбираются все версии писем, и версия о прямой просьбе о депортации отвергается. Странно, как статья, столь апологитичная по отношению к Эренбургу («Илья Григорьевич Эренбург был рыцарь…»), могла показаться комментатору неуважением к его памяти» (конец цитаты).

      Должен сказать, что в статье говорится о возможном существовании предшествующих черновых версий писем, и автор статьи ясно излагает свою мысль:
      «Не зная их, мы не можем исключить, что они содержали страшные предложения».

      Фраза в комментарии автора статьи : «Илья Григорьевич Эренбург был рыцарь» в статье имеет продолжение: «Может быть, не «рыцарь без страха и упрёка», но — рыцарь».
      Первое предложение не дает определение. Рыцарь – кого, чего?
      Два предложения противопоставлены друг другу. Ведь рыцарь – это человек без страха и упрёка.

      Илья Эренбург действовал в своих убеждениях без страха и упрёка. Его называли рыцарем справедливости.

      Смысл приведённых полных фраз статьи Элиэзера М. Рабиновича не изменяет вывод, получаемый при чтении статьи: достойные и известные в государстве люди, могли просить власти депортировать свой народ. Такое предположение является проявлением неуважения к памяти этих людей, в том числе, непочтительности к памяти Ильи Эренбурга.

  6. В статье Элиэзер М. Рабинович «Возвращаясь к 1953-му: страна была готова к депортации евреев» проводится, по моему мнению, неверная мысль, что И. Эренбург знал о будущей депортации евреев.
    Предположение, как я понимаю, косвенно высказываемое в статье Элиэзера М. Рабиновича, что перечисленные в письмах в газету достойные люди могли просить власти депортировать свой народ, является проявлением неуважения к памяти этих людей, в том числе, непочтительности к памяти И. Эренбурга.

Добавить комментарий