ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ В СИРИЙСКОМ РАСКЛАДЕ

 

Основные события мая, в ожидании которых все последнее время находился Ближний Восток, произошли. США вышли из ядерного соглашения с исламистским Ираном, американское посольство переехало из Тель-Авиа в Иерусалим и в СМИ стали поступать отдельные контуры трамповской “сделки века” по палестино-израильскому урегулированию.
В результате переноса посольства США в Иерусалим проявилось несколько важных моментов в региональном раскладе сил. Прежде всего, стало очевидным, что Россия Ближний Восток проиграла.
Начатая президентом Путиным сирийская военная кампания имела целью усиление роли Москвы на Ближнем Востоке через военное присутствие в регионе. Ставка была сделана на Асада, на Иран и Турцию как главных стратегических союзников в войне за влияние. В политическом смысле стратегия проигрышная, так как выстроена на временных союзах и не способна привести к расширению политического влияния Москвы в регионе. В военном смысле такой союз, безусловно, был правильным и обеспечил военную победу России в Сирии, но никак не политическую.
Политическая составляющая оказалась темным пятном. Даже если целью Кремля была только Сирия и выход к Средиземному морю, а не усиление позиций в регионе в целом, то и здесь все не так просто. Нынешние союзники Кремля-Иран и Турция имеют совершенно другие планы. И если Россия им была необходима в качестве стратегического союза для военной победы, то теперь Россия все больше становится помехой их планам и в первую очередь планам иранского режима. У Ирана и Турции политические позиции на Ближнем Востоке в отличие от России всегда были сильными.
Теперь, когда война в Сирии практически завершена противоречия между тремя главными союзниками будут только обостряться. И прежде всего противоречия между Москвой и Тегераном. Тегеран стремится распространить шиитское влияние в регионе и наращивает свои военные базы в Сирии.
Усиление позиций Ирана в Сирии совсем не в интересах Москвы. Россия не может позволить себе оказаться заложницей аятолл. России нужен выход к Средиземному морю и дополнительные рычаги влияния в нефтедобывающем регионе. Россия не собирается распространять православие среди арабов и не примеряет на себя роль главной силы в мусульманском мире.
В Москве прекрасно осознают, что в скором времени Иран начнет теснить Россию. Поэтому в Кремле не возражают против израильских ударов по иранским военным объектам на территории Сирии.
В Москве в той же мере, что и в Иерусалиме не желают военного столкновения российской армии с ЦАХАЛом в Сирии. Случись такое столкновение, и позиции будут подорваны, что автоматически означает усиление Ирана. Это не выгодно ни Иерусалиму, ни Москве.
Главный просчет Москвы состоит в том, что следовало продвигать политическую составляющею кампании, а не только военную. И такие возможности у Москвы были.
США не имеют в Сирии такой крупной военной группировки какая, есть сегодня у России, но влияние Америки в регионе только усилилось за последнее время.
Трамп перенес посольство США в Иерусалим и тем самым не только признал реальность, но и четко определил стороны ближневосточного противостояния. США, Израиль, суннитские страны Залива с одной стороны и Иран с другой.
Новое посольство США располагается теперь в Западном Иерусалиме. Но вот российский МИД официально признал Западный Иерусалим столицей Израиля еще в апреле 2017 года. Раньше, чем это сделали американцы. Заявление Белого Дома о признании Иерусалима в качестве израильской столицы последовало только в декабре. Но в отличие от России США в тот же день объявили о переносе своего посольства.
После признания Западного Иерусалима столицей еврейского государства ничто не мешало России первыми перенести свое посольство в Иерусалим. Но сделано этого не было. Стоило еще тогда в 2017 году сделать этот шаг и Россия многократно укрепилась бы в статусе важнейшего игрока на Ближнем Востоке. Игрока признающего реальность и влияющего на политический расклад в регионе. Игрока во многом определявшего расстановку сил на Ближнем Востоке. А это и есть политическое влияние.
Теперь, когда военная фаза сирийской войны подошла к концу выяснилось, что политическое положение России на Ближнем Востоке чрезвычайно шаткое. И такое положение усиливает союз с Ираном.
Ни Россия определяет ближневосточную повестку дня, а США. Ни одна арабская страна не выступила против переноса американского посольства в Иерусалим и признания Иерусалима столицей Израиля. Стратегический просчет Кремля, в конце концов, будет стоить России потери своих позиций в этом регионе планеты.
Но и сегодня не все потеряно. Однако Россия продолжает все тот же провальный политический курс. С переносим американского посольства и в преддверии начавшихся региональных перемен, обострилась исламистская реакция.
ХАМАС, если называть вещи своими именами, начал против Израиля войну. Ну а как еще можно назвать ситуацию, когда границу суверенного государства пытаются прорвать десятки тысяч купленных бандитов, среди которых сотни вооруженных головорезов?
В Москве всегда принимали хамасовских главарей. Используя свое влияние на ХАМАС, российское руководство могло бы повлиять на бандитов и утихомирить их пыл. Если бы Москва предприняла, такую попытку-Россия заявила бы о себе как о реальной политической силе Ближнего Востока. Но ничего этого по-прежнему не происходит. Со всеми своими военными базами в Сирии, Москва не сумела добиться главной цели-реального политического влияния на Ближнем Востоке.

2 комментария для “ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ В СИРИЙСКОМ РАСКЛАДЕ

  1. Сэр, Вы помещаете свои посты быстрее, чем их прочитывают
    8-6 %% akтИвных читателей. Статья просматривалась 82 раз(а) и по (тайной) бухГАЛтерии должно быть не менее 7-ми откликов.
    А они — — в Караганде, откуда до Сирии долетает редкая птица, так же, впрочем, как и до СЕРЕдины Днепра.
    «У Ирана и Турции политические позиции на Ближнем Востоке в отличие от России всегда были сильными…» — согласен, но — в своё время, у бриттов — сильнее. Других возражений/добавлений нет. Спасибо за лаконичный и точный ПОСТ.

Добавить комментарий