Дэвид Ранан написал книгу о мусульманском антисемитизме в Германии

 Дэвид Ранан написал книгу о мусульманском антисемитизме в Германии

  • http://www.spiegel.de/international/germany/david-ranan-wrote-a-book-about-muslim-anti-semitism-in-germany-a-1199942

 Зависть и предубеждение в Германии: Авторское

исследование мусульманского антисемитизма

Свен Беккер и Доминик Петерс

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Израильский автор Дэвид Ранан провёл год в Германии, разговаривая с тамошними мусульманами об антисемитизме, с целью понимания предрассудков и их коренных причин. Он превратил свои выводы в книгу, в которой сделаны удивительные выводы о масштабах проблемы.

В летний вечер 2016 года Дэвид Ранан взглянул на берлинскую «Зигессёйле» («Колонну Победы») и покинул свой офис на восьмом этаже Берлинского политехнического университета, отправившись в городской район Нойкёльн, чтобы поговорить с четырьмя мусульманами о антисемитизме. Его коллега из Центра исследований антисемитизма спросил, не стоит ли ему идти одному, учитывая, что никто не знал, какой оборот может принять такой разговор. Но Ранан, 71-летний еврей, пошел сам.

Один из этих мужчин подвёз его до станции метро. Ранан купил баклаву: ближневосточные сладости продавались в Нойкёльне практически на каждом углу и вошел в квартиру довоенного здания.  Четверо мужчин, примерно 40 лет, поставили на стол фрукты, торт и сосуд с чёрным чаем. После того, как один из них закончил молиться, они начали разговаривать.

– «Я знаю, что очень мощные экономические державы в мире управляются евреями», – сказал один из мужчин. Другой утверждал: – «Евреи в Германии придумали все изобретения – «Даймлер-Бенц», «Тиссен», «Боск», я без понятия… Они также основали всю банковскую систему».

Это происходило в середине февраля: Ранан сидит в берлинском ресторане и рассказывает о той встрече в Нойкёльне. На первый взгляд он выглядит как пенсионер, наслаждающийся своими немолодыми годами. Он одет в бежевые вельветовые брюки, розовую рубашку и красный свитер. Но в разговоре Ранан боевит.  – «Антисемитизм и мусульмане – это уже, по отдельности, –легковоспламеняющиеся проблемы», – говорит он. – «Взятые вместе, они взрывоопасны».

Ранан взял интервью у более 70 мусульман и превратил этот опыт в замечательную книгу, которая вскоре будет опубликована в Германии. «Мусульманский антисемитизм. Угроза общественной безопасности в Германии?» Израильтянин с немецкими корнями беседует с мусульманами в Германии об антисемитизме. Практически в каждой беседе он должен был выслушивать описания стереотипов и теорий заговора об евреях. И всё же эта книга, написанная Рананом, – не что иное, как паникёрский фолиант о мусульманском антисемитизме.

– «Я знаю, что есть протесты, когда люди вопят: – «Евреев – в газовые камеры!», что есть проповедники ненависти, но мне также было ясно, что вы не можете причислить к ним 1,6 миллиарда мусульман, основываясь на нескольких экстремистах. Делать это нелепо», – считает Ранан. – «Я хочу навести какой-то порядок в этой дискуссии».

С декабря в Германии в очередной раз всё чаще говорят об антисемитизме среди мусульман. В это время президент США Дональд Трамп объявил, что он перенесёт посольство своей страны из Тель-Авива в Иерусалим. Тысячи мусульман опротестовали эти новости на улицах Германии. На протесте в Берлине молодые люди сожгли израильский флаг.

Исследователи антисемитизма, раввины и представители еврейских общин проявили свою озабоченность. Канцлер Ангела Меркель сказала через своего пресс-секретаря, что «нужно стыдиться, когда антисемитизм так открыто демонстрируется на улицах немецких городов». – «Свобода мнений и собраний в Германии», – заявил представитель пресс-службы, – «не является карт бланшем для антисемитских выступлений, агитации и насилия».

Правоцентристские христианские демократы Меркель (ХДС) и левоцентристские социал-демократы (СПД), которые правят вместе в коалиции на национальном уровне, хотели бы создать должность нового правительственного комиссара, ответственного за борьбу с антисемитизмом.

Однако была одна группа, чей голос редко включался в эту дискуссию: мнение мусульман.

Кража органов и другие конспирологические теории

Ранан провёл долгие беседы с участниками своих интервью. Около половины из них были женщины, и большинство из них закончили среднюю школу или учились в колледже. – «Я не хотел беседовать с гормональными 15-летними мальчиками, которые видели ночью накануне, как Израиль бомбит Газу, и которые повторяют свои бессмысленные лозунги».

Но это не помешало интервьюеру услышать какие-то тревожные мнения. Например, два 21-летних студента были одержимы выяснением того, где бы они могли ходить по магазинам со спокойной душой.

– «Но многие брэнды принадлежат вам! Я слышал, что «Aldi» (дискаунтная сеть магазинов) принадлежит еврею … но это только то, что я слышал, – я точно не знаю».

– О «Starbucks» я слышал, … но это не мешает мне отправиться туда, выпить кофе или пойти в «Aldi».

– «Но есть, конечно, люди, которые больше не занимаются шопингом! Владелец фармацевтической сети «Rossmann», также, должно быть, еврей…»

«Откуда мне знать это? То же самое говорят люди, среди которых есть немецкие националисты. Мы не знаем никого из них, но мы знаем, что они существуют».

В стенограммах интервью обнаружилось несколько шаблонов.  Например, большинство читало что-то о предполагаемом еврейском глобальном заговоре или слышало об этом от друзей или семьи. Женщина-инженер, выросшая в турецкой семье в Германии, рассказала: – «Люди говорят о том, что мир управляется несколькими семьями, их – около 120. Они – еврейские, и так или иначе контролируют правительства. Все эти хвори, вирусы, которые распространяются повсюду в мире, предположительно, также происходят оттуда, что означает всю систему в мире! Я действительно думаю, что евреи очень, очень манипулируют миром, а также контролируют его».

Люди, с которыми говорил Ранан, редко ссылались на Коран или на религиозные вопросы. Для большинства из них Ближний Восток был гораздо более важным.

Одна из историй, о которой они поведали Ранану, отразила сюжет иранского телешоу «Голубые глаза Зары», в котором ведущий израильский политик похитил палестинскую девочку, чтобы пересадить её голубые глаза своему слепому сыну. Посол Палестинской автономии в Соединённых Штатах Рияд Мансур сделал аналогичное заявление в 2015 году. Он написал генеральному секретарю ООН, что Израиль пересаживает органы убитых палестинцев, и что «эти тела были возвращены с отсутствующими роговицами и другими органами».

Один из субъектов интервью Ранана был твердо убеждён в том, что кража органов действительно происходит. Он сказал, что получил сообщения от своей семьи. – «Вы действительно думаете, что мои родители, мои тётя и дядя, которые испытали это, моя свекровь, все мои родственники, вы действительно думаете, что они лгут мне?» – спросил он. Он даже утверждал, что лично видел людей, у которых «вырезали их внутренности».

Центральной темой в его беседах, пишет Ранан, был израильско-палестинский конфликт. По его словам, многие из его собеседников говорили «еврей», когда они имели в виду «израильтянина». Как говорит Ранан: – «Когда кто-то кричит: – «еврей, еврей, трусливая свинья!» –  в знак протеста в ответ на израильскую бомбардировку сектора Газа, он не имеет в виду лондонских или нью-йоркских евреев, а – израильтян. Это вовсе не успокаивает сторонних наблюдателей, а особенно тяжело – для евреев».

Беря интервью в Берлине, Ранан неоднократно возвращается к этой мысли. – «Я не утверждаю, что нет антисемитов, я только говорю, что должна быть какая-то дифференциация».

Это клише, будто евреи владеют немецкой сетью дискаунтных супермаркетов «Aldi» или аптечной сетью «Rossmann», явно антисемитское. Но это не должно сочетаться с критикой политики оккупации Израиля. Многие мусульмане солидарны с палестинцами. – «Это настоящая битва между соседями», –  полагает Ранан. – «Я не хочу умалять её значение, но если в Аргентину приедет миллион датчан, то всколыхнётся антидатское движение. Будут сжигаться датские флаги. Необходимо это иметь в виду».

Извилистая биография

Ранан не является сторонником жёсткой линии. Он на самом деле стремится лучше понять своих партнёров по интервью. Может быть, это связано с его нетрадиционным происхождением. Ранан является гражданином Израиля, Германии и Великобритании. Он родился Дэвидом Абрахамом Томасом Розенцвейгом в Тель-Авиве в 1946 году. Его родители приехали из Германии. Он утверждает, что они не были страстными сионистами, когда они бежали в Палестину под Британским мандатом в 1933 году.

Дома в Тель-Авиве его семья говорила по-немецки. Томас, своё третье имя, он получил в честь Томаса Манна. – «Мои родители любили немецкую культуру», – рассказывает Ранан. Его семья вернулась в Западную Германию в 1950-е годы – в страну преступника Гитлера, где многие ещё были живы. Его отец работал финансовым директором израильской миссии в Кёльне и вёл переговоры о репарации израильскому государству.

В то время Ранан жил в школе-интернате в Нидерландах. На вопрос, почему он интересуется мусульманским антисемитизмом, он рассказывает одну историю того времени. Ранан был не единственным еврейским мальчиком в школе-интернате. Вместе они отмечали еврейский праздник Лаг Ба омер, в котором куклы, представляющие врагов, сжигаются в костре в виде чучел.

– «Гитлер», – говорит Ранан, – «конечно, часто бывал среди них».  Однажды один ученик сжёг куклу, похожую на египетского президента Гамаля Абделя Насера. В то время Израиль воевал с Египтом. – . «Для этих мальчиков было вполне естественно сжечь эту куклу Насера», – говорит он. – «Я тогда думал, что это неприемлемо. Мне было стыдно».

В 1959 году, когда Ранану исполнилось 13 лет, его отец умер от сердечного приступа. Он вернулся в Израиль со своей матерью.

Позже он переехал в Лондон, где он всё ещё живёт в квартале Мэрилебон. Он работал в банке в качестве бизнес-консультанта, пока не решил попробовать свои силы в чём-то новом. Ранан изучал культурные исследования, получил докторскую степень и начал писать книги научного содержания. Он интервьюировал израильских солдат, служивших на оккупированных палестинских территориях, и внуков поколения Холокоста в Германии.

А теперь – о беседах с немецкими мусульманами. Это деликатный вопрос, но, возможно, та дистанция, которую он испытывал к собеседнику как сторонний наблюдатель, оказалась полезной для Ранана. – «Это был замечательный вечер, я был в восторге», –  рассказывает он о своей встрече с мусульманами в Нойкёльне. – «Я хотел найти людей, которые могли бы объяснить, о чём они думают. Это то, что я получал в подобные моменты».

Коренная проблема:

В Германии постоянно растёт число антисемитских преступлений. В прошлом году полиция зарегистрировала 1453 антисемитских правонарушения, в среднем – по четыре в день.  Из них 1337 преступлений можно отнести к крайне правым экстремистским случаям. Только 58 правонарушений были классифицированы как результат «религиозной идеологии» или «иностранной идеологии». По мнению исследователей антисемитизма, велико число незарегистрированных преступлений. Критики также жалуются, что судебная система на немецком языке не классифицирует многие преступления, которые, как таковые, являются антисемитскими по своему характеру.

Тем не менее, Ранан считает, что обеспокоенность по поводу антисемитизма в Германии преувеличена. – «Мне странно, что люди утверждают, что существует большая проблема с мусульманским антисемитизмом», –  полагает он. –  «Состояние паники, особенно в еврейской общине, не может быть оправдано». Он отмечает, что женщины-мусульманки в хиджабах часто получают неодобрительные взгляды, но это редко обсуждается в немецких

Ранан критикует еврейские организации и немецких политиков.  Он говорит, что Центральный совет евреев в Германии не смог дистанцироваться от израильского правительства, которое использует антисемитизм как «политическое оружие». Он называет Американский еврейский комитет (AJC) в Берлине, который борется с антисемитизмом и антисионизмом, «еврейской лоббистской группой».

По его словам, с времени послевоенного основания Федеративной Республики Германии, германское правительство рассматривало еврейскую жизнь как лакмусовую проверку: если евреи готовы жить в Германии, то они верят, что наша страна снова станет демократической. Ранан утверждает, что такие группы, как AJC, злоупотребляют этим. – «Конечно, ясно, что все будут стараться, чтобы сложившаяся ситуация изменилась», –  заключает он.

В своих интервью Ранан – провокатор, который энергично дебатирует, но в своей книге он остаётся объективным. Он позволяет услышать много голосов, включая некоторые примирительные. 22-летний араб говорит, что хотел бы иметь еврейских друзей, «потому что я хотел бы сидеть с ними и общаться». Один палестинец размышляет о ненависти к евреям, которую он чувствовал, будучи подростком. – «Но какая польза от этой ненависти для меня, – насколько я оправдываю свою ненависть?» Тем не менее часто возникают зависть и предрассудки. Один молодой человек, например, выражает свой гнев, что синагоги в Германии обеспечены большей защитой и безопасностью со стороны полиции, чем мечети.

Ранан провёл больше года, слушая аргументы, надежды и желания своих собеседников в интервью, а также их предрассудки и опасения. Он говорит, что крылатые выражения касались антисемитизма и ближневосточного конфликта, но если вы чуть соскоблите поверхность, возникнут другие проблемы: иммиграционное общество Германии, его напряжённость и вопрос о том, насколько справедливо они распределены в этой стране.

Ранан в конечном счёте делает отрезвляющий вывод: – «Проблема не в исламе, а в том, что интеграция всё еще не работает».

 

 

Добавить комментарий