Выживший в Собиборе

Это о восстании в лагере уничтожения евреев Собибор, организованном группой, возглавляемой советским офицером Александром Печерским, о судьбе бежавших и памяти.
Выживший — Товье( Томас) Блатт посвятил много времени, чтобы донести правду не только о самом восстании, но и последующих событиях.
На интернете можно найти несколько его интервью на английском ( Thomas Blatt)
*

Закончился цикл и удушены жертвы
В пути эшелоны — заряд в жерло смерти
Ретив Демьянюк — плётки свист, и рык брани
Забрызганы кровью ботинки охраны.

Вчера им казалось — надежда пустая
Сегодня отчаянье, сегодня восстанье
Прорыв за ограду — слепая рулетка
И с вышек эсэсовцы целятся метко.

Стрельба и собаки — судьба на росстанях
И многие с жизнью в побеге расстались
Чрез мины, по ямам, под пулями ливнем
Быть правды свиделем Б’г посулил им.

Всё дальше и дальше от этого ада
Где люди горели, вились клубы чада;
Последние жертвы от местных коварства
Немало Иуд и в католиков царстве.

И выжил еврей Товье Блатт из Избицы
Один из немногих. В нём память хранится.
Другую страницу тех мест мы откроем
Том Блатт не вернулся в местечко героем

Не очень приветливы в центре Европы
В Израиль и в Штаты ведут ныне тропы
Сюда, в лагерь смерти кого привозили?
Евреев из Польши, евреев России

Кому предназначены камеры смерти?
Всем миром, пожалста, ещё раз проверьте
Евреям Литвы и евреям австрийским
французским, голландским, евреям бельгийским.

Вот время прошло и туманны отчёты
И слово “евреи” убрали с отсчётов
На сцене истории низкие цены —
Живому еврею, еврейскому тлену.

О, Господи, память- церква в Собиборе,
С отцом-францисканцем приходится спорить
Ведь это неправильно, в чём ваша Вера?
В размене на истину — откуп химерам.

Она соответствует месту иному
Здесь надо бы быть поминальному дому
Где смог бы потомок прочесть скорбно кадиш
Немного утешить. Услугу окажешь?…

Но вот уж, в местечках могилы разрыты —
Клад ищут под памятником, что на иврите
В квартиры вселившись весь дом потрошили
В чём нас обвиняли, в том сами грешили

Сгорала мораль и взирали народы
Неважно в какой состояли породе
И в веке двадцатом Вы нас обобрали
Но Товье простит, лишь не трогай Израиль.

На Ближнем Востоке гремит канонада —
Кому-то опять сжить со свету нас надо…

2016

Share
Статья просматривалась 274 раз(а)

9 comments for “Выживший в Собиборе

  1. Александр Биргер
    16 февраля 2018 at 19:44

    Получил сегодня письмо из Тверии, хочу поделиться с Вами, на тот случай, если Вы не читали и, если Вы сомневаетесь, что
    В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЁ. Точнее, на греческих ост-ровах с восточнои стороны
    —————:::::::::::::————-
    Eдинственное место в мире, где не пострадал ни один еврей
    Когда цена жизни равна нулю, когда кровь на руках считается нормой, когда человечество теряет человечность, в этой мгле обязательно найдутся люди с большим сердцем — люди, которые перевернут представление о страхе, потому что приняли единственное правильное решение.
    http://newrezume.org/_nw/260/s66840523.jpg
    Командир немецкого гарнизона Пауль Беренц в 1943 г. на оккупированном греческом острове Закинф, пригласил к себе в кабинет мэра Закинфа Лукаса Каррера и… резко потребовал составить список всех еврейских семей острова. Каррер, не поведя глазом, попросил предоставить
    ему время для написания списка. …

    • Григорий Вольф
      17 февраля 2018 at 1:31

      Ну что тут сказать. Евреев из зон оккупации увозили в лагеря смерти. Самая большая община евреев была в Салониках — спаслись единицы. В моей памяти сохранился эпизод из фильма «Салах Шабати». Один из вновь прибывших в Израиль, перенесший Холокост, из Салоник. В фильме ШОА французского режиссера Клода Ланзманна есть и показания евреев острова Корфу, выживших в концлагерях на территории Польши.
      Да, при этом повезло нескольким сотням греческих евреев, благодаря храбрости и благородству двух греков!
      Знаю несколько случаев евреев, спасённых украинцами. Один из них, деталей не помню, очевидно был моим родственником. Кажется 1957 год, Киев. Мама привезла меня в гости к своим двоюродным сёстрам.
      Июль, тепло и вся родня, высыпала во двор. Кто-то из них привёл молодого парня лет 20. По русски, как остальные, он не говорил. До сих пор помню его реплику «Гарна дывчина». Отыскали его, спасённого ребёнком, в каком-то отдалённом украинском селе…
      А вот с первых страниц книги Яна Гросса «СТРАХ» выявляются ужасаюшие факты. Спасители евреев не желали, что б их имена становились достоянием печати. Боялись соседей. Такова была ситуация непосредственно после войны в Польше…

      • Александр Биргер
        17 февраля 2018 at 3:14

        Г.В.
        Знаю несколько случаев евреев, спасённых украинцами. Один из них, деталей не помню, очевидно был моим родственником…
        —————————
        Я знаю больше 2-х случаев спасённых украинцами, поляками, литовцами… «Спасители евреев не желали, что б их имена становились достоянием печати. Боялись соседей. Такова была ситуация непосредственно после войны в Польше… » — и это тоже правда.
        Мать жены моего кузена и её брата спасла верующая католичка, крестьянка
        из литовской деревни. Другого моего родственника спас поляк-врач в концлагере и т.д. А сегодня узнал о греках. Чуден мир Божий,
        Шабат шалом.

  2. Григорий Вольф
    14 февраля 2018 at 14:48

    Спасибо Вам за внимание и комментарий, уважаемый Александр
    и благодарность всем активным участникам блогов и гостиной за статьи и ссылки по этой тематике!

    Вот ещё несколько строчек из моего прошлого произведения:

    Поднял низости планку баварский пророк —
    Весь народ уничтожить уже не порок,
    Вторил местный народ, что евреев пора,
    И вчера… Страшно было вчера…
    ……
    «Коль xа олам куло
    Гешер цар меод» *
    Есть у евреев страна —
    Мой выживает народ

    * Слова эти сказаны Рабби Нахманом из Бреслава
    и означают/Иврит/:
    Коль xа олам куло гешер цар меод. / Весь этот мир – очень узкий мост/
    Вэ аикар ло лэфахед клаль / и главное — не бояться./

    • Александр Биргер
      14 февраля 2018 at 19:19

      Григорий Вольф
      ……
      «Коль xа олам куло
      Гешер цар меод» *
      Есть у евреев страна —
      Мой выживает народ

      * Слова эти сказаны Рабби Нахманом из Бреслава
      и означают /Иврит/:
      Коль xа олам куло гешер цар меод. / Весь этот мир – очень узкий мост/
      Вэ аикар ло лэфахед клаль / и главное — не бояться/.
      ::::::::::::::::::::::
      Уважаемый Григорий,
      м.б., в наши, запутанные разнообразными событиями времена,
      * Слова Рабби Нахмана из Бреслава:
      Коль xа олам куло гешер цар меод / Весь этот мир – очень узкий мост/
      и, также —
      Вэ аикар ло лэфахед клаль / и главное — не бояться/ — —
      — важны не меньше, чем во времена Рабби.
      Удачи Вам и благополучия, до встречи в Портале.

      • Григорий Вольф
        15 февраля 2018 at 17:03

        Спасибо, Александр, и взаимно!

        • Александр Биргер
          15 февраля 2018 at 20:34

          Уваж. Григорий,
          Решился, не предупредив Вас, поместить — из стихии РУ.
          Печатают ЖЕ здесь ЮМ, АЦ и др., почему бы не поместить ГВ?
          Надеюсь, Вы не против. Дайте знать.
          — — — —
          «Обещаний полон рай»
          Григорий Вольф
          По мотивам рецензии на
          http://www.stihi.ru/2017/12/29/234
          Михаила Яроховича

          Обещаний полон рай:
          Плохо? Переделать!
          Где клубка найти конец в нитях беспредела.

          Ежли старый матерьял
          и портной всё тот же
          Жди блестящий суррогат, заменитель кожи.

          Нужно б новое пальто
          Парень — кравец ловкий
          впарит старенький кафтан, но с перелицовкой.

          Клиентура — не горюй
          Что ты в самом деле
          Лишь бы дядя не одел в серые шинели
          ::::::::::::::::::::::::::::::
          До свиданья, клиент-ура!
          Мама, не горюй,
          Что найдёте в беспределе —
          сей ты или куй

          Если в серые шинели —
          всё равно ликуй,
          если твой кафтан худой
          маршируй и пой

          • Григорий Вольф
            17 февраля 2018 at 1:42

            Спасибо, уважаемый Александр, что эта публикация на стихи.ру Вас заинтересовала
            То, что там, уже достояние интернета. Наверно надо мне эти строки поместить и в свой блог.

  3. Александр Биргер
    14 февраля 2018 at 2:07

    «.. о восстании в лагере уничтожения евреев Собибор, организованном
    группой, возглавляемой советским офицером Александром Печерским, о
    судьбе бежавших и памяти.
    Выживший — Товье( Томас) Блатт посвятил много времени, чтобы донести правду не только о самом восстании, но и последующих событиях.
    Г.Вольф
    ***
    Выживший в Собиборе

    …Сюда, в лагерь смерти кого привозили?
    Евреев из Польши, евреев России

    …Евреям Литвы и евреям австрийским
    французским, и датским, евреям бельгийским.

    Засажено место, туманны отчёты
    И слово “евреи” убрали с отсчётов
    На сцене истории низкие цены —
    Живому еврею, еврейскому тлену.

    О Господи, память — церква в Собиборе,
    С отцом-францисканцем приходится спорить
    Ведь это неправильно, в чём ваша Вера?
    В размене на истину — откуп химерам.

    Она соответствует месту иному
    Здесь надо бы быть поминальному дому
    Где смог бы потомок прочесть скорбно кадиш
    Немного утешить. Услугу окажешь?…

    Но вот уж, в местечках могилы разрыты —
    Клад ищут под памятником, что на иврите
    В квартиры вселившись весь дом потрошили
    В чём нас обвиняли, в том сами грешили…

    На Ближнем Востоке гремит канонада —
    Кому-то опять сжить со свету нас надо…
    ————————
    Спасибо, дорогой Григорий, что возвращаете всех нас
    к этим строфам, к этим событиям, которые будут тревожить мировую совесть
    много-много веков…

Добавить комментарий