Возвращение в Итаку

“Земля гудит метафорой” О. Мандельштам.
****
Инна Б. — Есть и такое мнение, что “только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнения.” (Мандельштам).
“Метафора – “троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов (говор волн, бронза мускулов)”. Б.В. Томашевский, классифицируя метафоры, пишет о языковых метафорах, традиционных, стершихся и авторских. “Языковые метафоры (т. е слова с метафорическим происхождением значения- особый класс таких метафорических слов, вошедших в язык- это слова, вторичное значение которых вызвано необходимостью назвать новое бытовое явление. Обычно в таких случаях значение старых слов распространяется на новые понятия”. В качестве примера он приводит слово «лист»:»когда появилась бумага, тo слово «лист», обозначавшее только древесные растительные листья, распространено было также и на бумажные листы” “
http://www.hintfox.com/article/metafori-i-ih-rol-v-stihotvorenijah.html
“В поэзии Мандельштама метафора – это сама ткань стихотворения…” Лада Г.Панова (Москва)
http://www.staroeradio.ru/audio/8476 Мандельштам О. — Сегодня дурной день (читает Автор)
Сегодня дурной день,
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень —
Мрачней гробовых плит.

Мелькающих стрел звон
И вещих ворон крик…
Я вижу дурной сон,
За мигом летит миг.

Явлений раздвинь грань,
Земную разрушь клеть
И яростный гимн грянь —
Бунтующих тайн медь!

О, маятник душ строг,
Качается глух, прям,
И страстно стучит рок
В запретную дверь к нам…
1911 год
https://www.beesona.ru/stihi/mandelshtam/23759/
*******
Я буду метаться по табору улицы темной
За веткой черемухи в черной рессорной карете,
За капором снега, за вечным, за мельничным шумом…

Я только запомнил каштановых прядей осечки,
Придымленных горечью, нет — с муравьиной кислинкой,
От них на губах остается янтарная сухость.

В такие минуты и воздух мне кажется карим,
И кольца зрачков одеваются выпушкой светлой,
И то, что я знаю о яблочной, розовой коже…

Но все же скрипели извозчичьих санок полозья,
B плетенку рогожи глядели колючие звезды,
И били вразрядку копыта по клавишам мерзлым.

И только и свету, что в звездной колючей неправде,
А жизнь проплывет театрального капора пеной;
И некому молвить: «Из табора улицы темной…»
1925
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=17864
Aлександр Галич. Возвращение на Итаку
Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама
«…в квартире, где он жил, находились он, Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая приехала его навестить из Ленинграда. И вот они сидели все вместе, пока длился обыск, до утра, и пока шел этот обыск, за стеною, тоже до утра, у соседа их, Кирсанова, ничего не знавшего об обыске, запускали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой…»
«И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной,
И некому молвить
Из табора улицы темной…»
(О.Мандельштам)
**************************
Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед-прощелыга крутил юбилей,
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.

И жирные пальцы с неспешной заботой
Кромешной своей занимались работой,
И две королевы глядели в молчании,
Как пальцы копались в бумажном мочале,
Как жирно листали за книжкою книжку,
А сам-то король — все бочком, да вприпрыжку,
Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица!

А пальцы искали крамолу, крамолу…
А там, за стеной все гоняли «Рамону»:
— Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, и в целом мире мы одни.

«…А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной…

И глядя, как пальцы шуруют в обивке,
Вольно ж тебе было, он думал, вольно!
Глотай своего якобинства опивки!
Глотай своего якобинства опивки!
Не уксус еще, но уже не вино.

Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!
На что ты истратил свои золотые?!
И скушно следили за ним понятые…

А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили —
За лень, за небрежный кивок на вокзале,
За все, что ему второпях не сказали…

А пальцы копались, и рвалась бумага…
И пел за стеной тенорок-бедолага:
— Рамона, моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты…

«…И только и света,
Что в звездной, колючей неправде…»

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!

Но песня останется, псня осталось!
Не к песне, а к сердцу подходит усталость,
И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи!

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Где, выпив ханжи, на потеху вагону,
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
— Рамона, ты слышишь ветра нежный зов,
Рамона, ведь это песнь любви без слов!..

«…И некому, некому,
Некому молвить:
«Из табора улицы темной…»

Один комментарий к “Возвращение в Итаку

  1. “Земля гудит метафорой”
    О. Мандельштам.
    ****
    Инна Б. Есть и такое мнение, что “только через метафору раскрывается
    материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнения” (Мандельштам).
    “Метафора – “троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на
    другой на основании признака, общего или сходного
    (говор волн, бронза мускулов)”.
    :: ::
    Александр Галич. Возвращение на Итаку
    Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама
    ****
    И жирные пальцы с неспешной заботой
    Кромешной своей занимались работой,
    И две королевы глядели в молчании,
    Как пальцы копались в бумажном мочале,
    Как жирно листали за книжкою книжку,
    А сам-то король — все бочком, да вприпрыжку,
    Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
    Чтоб рядом не видеть безглазые лица!
    http://dompisatel.ru/?p=1631
    :: ::
    Борис Орлов отметил, что Андрей Вознесенский создавал
    «депо метафор», он, безусловно, талантлив
    с точки зрения метафор:
    Художник первородный — всегда трибун,
    В нём дух переворота и вечный бунт.
    Вознесенскому свойственна плакатная афористичность метафор:
    Какое время на дворе —
    Таков мессия.

Добавить комментарий