Берлинская Staatsoper

Берлинская Staatsoper является одной из самых демократичных оперных и балетных площадок Европы. Билеты в партере здесь стоят от 80 до 100 евро (для сравнения в Венской Staatsoper билеты в партере стоят не менее 200 евро), хотя здесь, в Берлине, есть билеты даже по 5 евро, однако с проданных по этим билетам мест ничего не видно, их вообще продают только при большом аншлаге.
Музыкальным руководителем и дирижером Берлинской Staatsoper является Даниэль Баренбойм.
Из Википедии: «Баренбойм родился в Аргентине в еврейской семье выходцев из России. Занимался музыкой с пяти лет, его первыми учителями были мать и отец. Он дал свой первый концерт в Буэнос-Айресе в возрасте семи лет. В 1952 году семья переехала в Израиль. В 1954 году Даниэль приехал в Зальцбург учиться дирижёрскому искусству у Игоря Маркевича. С тех пор он концертировал в разных странах мира. В 1975 году Баренбойм возглавил Оркестр Парижа, сменив на этом посту Георга Шолти и занимая его до 1989 года. С 1991 по 2006 годы он руководил, опять-таки вслед за Шолти, Чикагским симфоническим оркестром, а кроме того, с 1992 года стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы. С 2006 года — приглашённый руководитель оркестра миланского театра «Ла Скала». Основное место жительства Баренбойма — Берлин. Он имеет гражданство Аргентины, Испании и Израиля».
Из Электронной еврейской энциклопедии: «В 2002 г. в программе Фестиваля Израиля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской оперы под управлением Баренбойма акта из оперы Вагнера «Валькирия», но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе, после чего музыка Вагнера в Израиле по-прежнему не исполнялась».
Главным балетмейстером Берлинской Staatsoper работает ведущий танцовщик мира, наш московский Владимир Малахов.
Из Википедии: «Владимир Анатольевич Малахов, родился в 1968 году на Украине. В 1986 году закончил Московское академическое хореографическое училище у педагога П.А.Пестова. Совершенствовался у педагога Н.М.Азарина с 1987 по 1992 годы. Работал в Московском государственном театре балета, в репертуаре которого был первым исполнителем партий в балетах: «Лики любви» — Ваятель (1987), «Поцелуй феи» — Руди, «Сотворение мира» — Адам, «Волшебный камзол» — Бальтазар (1988, балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), «Бахиана» — Солист (1987, балетмейстер Альберто Алонсо), а также ведущие партии классического репертуара: Зигфрид в «Лебедином озере» , Альберт в «Жизели», Базиль в «Дон Кихоте», Меркуцио в «Ромео и Джульетте». В 1991 году подписал контракты в различных балетных компаниях мира, работал в Штутгартском театре, с 1995 года в АВТ (Нью-Йорк), в Берлинской государственной опере, в Венской государственной опере)».
Баренбойм, как было сказано, – еврей. Иногда он пользуется этим своим положением еврея. Так, когда государство из-за кризиса решило урезать субсидии трем берлинским оперным труппам, Баренбойм поднял большой шум о своем притеснении по национальному признаку, в результате чего двум труппам субсидии урезали, а Баренбойму прибавили.

Баренбойм рассказывает об отличиях немецкой, итальянской и российской школ хорового пения при постановках опер. Российская школа пения похожа на итальянскую, недаром многие российские певцы учились в Италии. Здесь поют четко и громко. Состав итальянского и российского оперного хора относительно небольшой, может быть около 50 человек. В немецком же хоре очень берегут людей. В нем поют тоже четко, но негромко, поэтому в немецком хоре могут стоять целых 120 человек.
Приглашенный в Берлинскую Staatsoper главным балетмейстером Владимир Малахов значительно обновил и омолодил балетную труппу театра. Этим он навлек на себя большие упреки, в частности в симпатиях к русским танцовщикам и балеринам. На эти упреки Малахов отвечает, что они несправедливы, ведь когда танцовщики проходят этап просмотра, они выступают под номерами, он даже может не знать имени представляемого к просмотру танцовщика.
Целью широко объявленной демократичности Берлинской Staatsoper является откровенное заманивание в театр молодых зрителей, ради которых руководители оперной и балетной трупп театра идут часто на весьма рискованные эксперименты с классическими произведениями, часто модернизируя и искажая их до неузнаваемости. Ради заманивания молодежи Баренбойм и Малахов идут, по их же словам, на откровенную провокацию, считая эту провокацию большим привлекающим в театр фактором, могущим удержать на плаву архаичные, по мнению некоторых молодых людей, жанры балета, и, в особенности, оперы.
Теперь то я знаю, какие режиссеры являются истинными учителями нашего московского Дмитрия Чернякова и др., поставивших в Большом театре «нового» «Евгения Онегина» с Татьяной, поющей свое письмо, стоя на столе. Кстати, в балете такие модернизации, на мой взгляд, более оправданы, чем в опере, из-за большей консервативности оперного жанра, и, напротив, большей абстрактности балетного.

3 комментария для “Берлинская Staatsoper

  1. Спасибо, Елена! Баренбойм и Саид, конечно, негодяи. Я хотел написать пару слов о Берлинской опере и я не мог не упомянуть о Баренбойме, но я указал на его двуличие в эпизодах с субсидиями и Вагнером. Еще раз спасибо! Ваша ссылка — отличная.

  2. http://www.israelshamir.net/ru/essay27.htm — вот одна из ссылок — на всякий случай — о том, кто такой — с российской точки зрения — Эдуард Саид. Вернее, кем он был…
    ברוך שפטרנו…

  3. … Баренбойм в компании с Эдуардом Саидом… — не могу стряхнуть с сетчатки глаз эту картинку на обложке одной популярной, давно изданной книги — на английском… Раз в несколько лет он, похоже, сам себе организует подобный пиар. —
    Еврей, желающий соскрести с себя все признаки ненавистной ему национальности. —

Обсуждение закрыто.