К православному Рождеству — о протоиереях — спасителях евреев


Протоиереи Александр Глаголев, Михаил Единский, Алексей Глаголев

 

Обычно, поздравляя своих православных френдов и  читателей  с Рождеством, я делаю это с помощью каких-нибудь прекрасных и, при этом, неизбитых поэтических творений. Что-нибудь из рождественских стихов Набокова, к примеру.

Но сегодня в предверии православного Рождества, в сочельник, захотелось мне  помянуть трех православных протоиереев. Они безоружными, ничем кроме веры не защищенными,  встали против сатанинской власти большевиков, за что она с ними и расквиталась по полной. Кроме того, они против самого дикого предрассудка своего народа — ненависти к евреям — тоже вышли с голыми руками, если не считать оружием хоругви, которые они несли, идя навстречу толпе погромщиков. В деле Бейлиса на подмогу была призвана энциклопедическая образованность одного из них — известного ученого-ветхозаветника. Его сын, тоже протоиерей, спасал евреев Киева во время нацисткой оккупации.
Пусть будет благословенна память Праведников

«Жили в Киеве два приятеля. Оба православных священника.
Один — протоиерей Александр Глаголев. Очень образованный. Профессор кафедры библейской археологии и древнееврейского языка Киевской Духовной академии. Считался одним из лучших ученых-ветхозаветников и специалистов по древнему еврейству. Автор многих трудов, знал 18 языков.
Подготовил научную экспертизу к делу Бейлиса, где доказывал, почему евреи не могли совершать ритуальное убийство.

В немалой степени благодаря экспертизам Глаголева, а также экспертов защиты – видных гебраистов-семитологов академика П. К. Коковцова, профессоров П. В. Тихомирова и И.Г. Троицкого – Бейлис был оправдан. Выступавший тогда свидетелем на процессе главный раввин Москвы Яков Мазе отметил, что согласен “по всем вопросам” с учеными, а адвокат Бейлиса Оскар Грузенберг заявил, что:
«говорил себе с гордостью — какое счастье, что среди православных священников, среди православных учёных не было ни одного, по крайней мере здесь на суде, который явился бы и своим именем священника или своим именем православного христианина или русского учёного, поддержал бы эти ужасные, мучительные сказки, этот кровавый навет: это счастье — ни одного не было… И в эти дни, когда многие испытывают те же страдания, что и я, пускай они знают, пускай они помнят, пускай они передадут своим детям, что Православная Церковь относится к евреям милостиво, что Православная Церковь знает об их законах, и ничего дурного в них не нашла, ничем не оскорбила, ничем не задела их религии. Это великое утешение гг. присяжные заседатели, и я горд, что могу высказать это христианам, могу сказать, что среди всего, что пережито мною, это был единственный светлый луч, единственная минута счастья».
Другой — протоиерей Михаил Едлинский. Он не занимался наукой, полностью посвятив жизнь церковному служению. Заботился о бедняках, напутствовал умиравших, боролся с пьянством, построил детский сад и приют. Как говорили, по его молитвам исцелялись. Советскую власть открыто называл «антихристовой» и «богоборческой».
Обоих очень почитали. Однажды это сыграло спасительную роль. Когда в 1905 году разъяренная чернь двинулась с Крещатика по Александровской улице к Контрактовой площади, к еврейским лавчонкам, чтобы устроить кровавый погром, ей навстречу двинулся небольшой крестный ход с хоругвями в руках и пением «Святый Боже…». Его возглавляли в полном облачении Александр Глаголев и Михаил Едлинский. Погромщики остановились. Священники потребовали прекратить злое, нехристианское дело. Кто-то поскидывал шапки, толпа поредела и разошлась.
Протоиерей Александр Глаголев был арестован 20 октября 1937 г. по обвинению в членстве в «фашистской организации церковников». Допрашивался 18 раз, его пытали. Он умер в тюрьме 25 ноября 1937 года.
Протоиерей Михаил Едлинский был арестован на следующий лень, 21 октября, по обвинению в «участии в контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией». Его тоже пытали. Был расстрелян 17 ноября 1937 года.
Оба похоронены в общей могиле на Лукьяновском кладбище. Как шли вдвоем против погромщиков, так и лежат вместе.
Добавим только, что сын протоиерея Александра Глаголева, протоиерей Алексей Глаголев, и его близкие спасали евреев во время войны. Он остался на Подоле вместе с укрываемыми им людьми, несмотря на требование немецких властей ко всем жителям покинуть эту часть Киева. Осенью 1943 был задержан немецкими властями, дважды избит и вместе с сыном отправлен в Германию, но сумел бежать. Последствия избиений привели к его преждевременной смерти.
В 1992 году Яд ва-Шем присвоил всей семье протоиерея Алексея Глаголева – ему, жене, дочери и сыну – звание Праведников народов мира.
Яблоко от яблони…
В прекрасном смысле этого выражения.»

Источник: http://vaadua.org/news/yuriy-tabak-protoierei-kotoryh-chtyat-evrei

Share
Статья просматривалась 365 раз(а)

1 comment for “К православному Рождеству — о протоиереях — спасителях евреев

  1. Соня Тучинская
    7 января 2018 at 4:18

    Обычно, поздравляя своих православных френдов и  читателей  с Рождеством, я делаю это с помощью каких-нибудь прекрасных и, при этом, неизбитых поэтических творений. Что-нибудь из рождественских стихов Набокова, к примеру.

    Но сегодня в предверии православного Рождества, в сочельник, захотелось мне  помянуть трех православных протоиереев. Они безоружными, ничем кроме веры не защищенными,  встали против сатанинской власти большевиков, за что она с ними и расквиталась по полной. Кроме того, они против самого дикого предрассудка своего народа — ненависти к евреям — тоже вышли с голыми руками, если не считать оружием хоругви, которые они несли, идя навстречу толпе погромщиков…

Добавить комментарий