Адам — человек Вселенной

Два различных слова в первоисточнике, в Торе «эрец» и «адома» в СИ Библии переведены одним словом: «земля». Даже, если слова «эрец» и «адома» в первоисточнике находятся в одном стихе, перевод этих двух различных слов иврита в СИ Библии звучит одинаково: «земля» (Бытие 2:6, 4:12, 4:14, 7:4 и др.).
Приведем стихи Пятикнижия СИ Библии со словом «земля». В скобках рядом со словом «земля» и «человек» помещено печатными буквами в русской транскрипции переводимое слово иврита из первоисточника.

Бытие, 1 глава
1:1. «В начале сотворил Бог небо и землю (ЭРЕЦ)».
1:2. «Земля (ЭРЕЦ) же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
1:10. «И назвал Бог сушу землею (ЭРЕЦ), а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо».
1:11. «И сказал Бог: да произрастит земля (ЭРЕЦ) зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле (ЭРЕЦ). И стало так».
1:12. «И произвела земля (ЭРЕЦ) зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо».
1:15. «И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю (ЭРЕЦ). И стало так».
1:17. «И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю (ЭРЕЦ),»
1:20. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею (ЭРЕЦ), по тверди небесной. [И стало так.]»
1:22. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле (ЭРЕЦ)».
1:24. «И сказал Бог: да произведет земля (ЭРЕЦ) душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных (ЭРЕЦ) по роду их. И стало так».
1:25. «И создал Бог зверей земных (ЭРЕЦ) по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных (АДАМА) по роду их. И увидел Бог, что это хорошо».
1:26. «И сказал Бог: сотворим человека (АДАМ) по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею (ЭРЕЦ), и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (ЭРЕЦ)».
1:27. «И сотворил Бог человека (АДАМ) по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
1:28. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (ЭРЕЦ), и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (ЭРЕЦ)».
1:29. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, (ЭРЕЦ). и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;»
1:30. «А всем зверям земным (ЭРЕЦ), и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, (ЭРЕЦ). в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Бытие, 2 глава
2:1. «Так совершены небо и земля (ЭРЕЦ) и все воинство их».
2:4-9. «Вот происхождение неба и земли (ЭРЕЦ), при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю (ЭРЕЦ) и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле (ЭРЕЦ), и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю (ЭРЕЦ), и не было человека (АДАМ) для возделывания земли (АДАМА), но пар поднимался с земли (ЭРЕЦ) и орошал все лице земли (АДАМА). И создал Господь Бог человека (АДАМ) из праха земного (АДАМА), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек (АДАМ) душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека (АДАМ), которого создал. И произрастил Господь Бог из земли (АДАМА) всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
2:11-13. «Имя одной Фисон: она обтекает всю землю (ЭРЕЦ) Хавила, ту, где золото; и золото той земли (ЭРЕЦ) хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю (ЭРЕЦ) Куш».
2:15. «И взял Господь Бог человека (АДАМ), [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
2:19. «Господь Бог образовал из земли (АДАМА) всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Бытие, 3 глава
3:17. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля (АДАМА) за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей».
3:19. «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю (АДАМА), из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
3:23. «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю (АДАМА), из которой он взят».

Бытие, 4 глава
4:2. «И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец (АДАМА)».
4:3. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли (АДАМА) дар Господу,»
4:10. «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (АДАМА);»
4:11. «И ныне проклят ты от земли (АДАМА), которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;»
4:12. «Когда ты будешь возделывать землю (АДАМА), она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (ЭРЕЦ)».
4:14. «Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли (АДАМА), и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле (ЭРЕЦ); и всякий, кто встретится со мною, убьет меня».
4:16. «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле (ЭРЕЦ) Нод, на восток от Едема».

Бытие, 5 глава
5:29. «И нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли (АДАМА), которую проклял Господь [Бог]».
Бытие, 6 глава
6:1. «Когда люди (АДАМ) начали умножаться на земле (АДАМА) и родились у них дочери».
6:4. «В то время были на земле (ЭРЕЦ) исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим (АДАМ), и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
6:5. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле (ЭРЕЦ), и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».
6:6. «И раскаялся Господь, что создал человека (АДАМ)на земле (ЭРЕЦ), и восскорбел в сердце Своем».
6:7. «И сказал Господь: истреблю с лица земли (АДАМА) человеков (АДАМ), которых Я сотворил, от человека (АДАМ) до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».
6:11. «Но земля (ЭРЕЦ) растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля (ЭРЕЦ) злодеяниями».
6:12. «И воззрел [Господь] Бог на землю (ЭРЕЦ), и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле (ЭРЕЦ)».
6:13. «И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля (ЭРЕЦ) наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (ЭРЕЦ)».
6:17. «И вот, Я наведу на землю (ЭРЕЦ) потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, (ЭРЕЦ). лишится жизни».
6:20. «Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле (АДАМА) по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]».

Бытие, 7 глава
7:3. «Также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли (ЭРЕЦ),»
7:4. «Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю (ЭРЕЦ) сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли (АДАМА)».
7:6. «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю (ЭРЕЦ)».
7:8. «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле (АДАМА)».
7:10. «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю (ЭРЕЦ)».
7:12. «И лился на землю (ЭРЕЦ) дождь сорок дней и сорок ночей».
7:14. «Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, (ЭРЕЦ). по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые».
7:17.-19 «И продолжалось на земле (ЭРЕЦ) наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею(ЭРЕЦ); вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, (ЭРЕЦ). и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле (ЭРЕЦ) чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом».
7:21. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, (ЭРЕЦ). и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, (ЭРЕЦ). и все люди;»
7:23. «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли (лицо АДАМА); от человека (АДАМ) до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли (ЭРЕЦ), остался только Ной и что было с ним в ковчеге».
7:24. «Вода же усиливалась на земле (ЭРЕЦ) сто пятьдесят дней».

Бытие, 8 глава
8:1. «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю (ЭРЕЦ), и воды остановились».
8:3. «Вода же постепенно возвращалась с земли (ЭРЕЦ), и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней».
8:7. «И    выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля (ЭРЕЦ) от воды».
8:8. «Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли (АДАМА),»
8:9. «Но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли (ЭРЕЦ); и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег».
8:11. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (ЭРЕЦ)».
8:13 «Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле (ЭРЕЦ); и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли (лицо АДАМА)».
8:14. «И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля (ЭРЕЦ) высохла».
8:17. «Выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле (ЭРЕЦ): пусть разойдутся они по земле, (ЭРЕЦ). и пусть плодятся и размножаются на земле (ЭРЕЦ)».
8:19. «Все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле (ЭРЕЦ), по родам своим, вышли из ковчега».
8:21. «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю (АДАМА) за человека (АДАМ), потому что помышление сердца человеческого (АДАМ) — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:»
8:22. «Впредь во все дни земли (ЭРЕЦ) сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Бытие, 9 глава
9:1. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (ЭРЕЦ) [и обладайте ею];»
9:2 «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные (ЭРЕЦ), [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле (АДАМА), и все рыбы морские: в ваши руки отданы они».
9:7. «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле (ЭРЕЦ), и умножайтесь на ней».
9:10. «И со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными (ЭРЕЦ), которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными (ЭРЕЦ);»
9:11. «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли (ЭРЕЦ)».
9:13. «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею (ЭРЕЦ)».
9:14. «И будет, когда Я наведу облако на землю (ЭРЕЦ), то явится радуга [Моя] в облаке;»
9:16. «И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле (ЭРЕЦ)».
9:17. «И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле (ЭРЕЦ)».
9:19. «Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля (ЭРЕЦ)».
9:20. «Ной начал возделывать землю (АДАМА) и насадил виноградник»
28:12-15. «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле (ЭРЕЦ), а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю(ЭРЕЦ), на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной (ЭРЕЦ); и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные (АДАМА); и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю (АДАМА), ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

Исход
3:2. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает».
3:5 «И сказал Бог (Моисею): не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля (АДАМА) святая»

Числа
16:28-34 «И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди (всякий АДАМ), и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей (всякому АДАМ), то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля (АДАМА) разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля (АДАМА) под ними; и разверзла земля (ЭРЕЦ) уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля (ЭРЕЦ), и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля (ЭРЕЦ)».

Комментарии
Согласно религиозной традиции планета Земля и человек по образу Бога были созданы (евр. «бара» – творение) Богом из «ничего». Тело человека было сформировано (евр. «йацар», означающий переделывание из материала, что уже есть) из праха земли. Бог сказал, что из земли взят Адам, и в землю он возвратиться.
В Торе два разных слова иврита «эрец» и «адама» в СИ Библии переводятся как «земля».
Земная поверхность, пространство, обозначение стран и местности, где проживают народы – так в Торе называется земля-ЭРЕЦ.
В Торе понятие земля-АДАМА появляется перед стихом о создании человека – Адама. Далее сказано, что в начале в просторах земли- ЭРЕЦ не было травы и не было человека (АДАМ), чтобы обрабатывать землю-АДАМА. И следует один стих, в котором два слова библейского иврита переведены В СИ Библии одним словом: «Но пар поднимался с земли (ЭРЕЦ), и орошал все лице земли (АДАМА) (Быт 2:6).
Далее следует стих, где говорится, что человек-АДАМ создан из земли (АДАМА).
Что это за субстанция: АДАМА? Из праха, частиц субстанции земля-АДАМА, которое имеет лицо, то есть личность, создал Бог человека-АДАМА. На созданной планете Бог поместил Рай. Земля (АДАМА) – так в Торе называется райская субстанция, из которой были созданы живые существа и человек. Земля-АДАМА взрастила в Раю дерево добра и зла и дерево жизни. Из земли-АДОМА были сформированы первые пары животных и человек.
Человек-АДАМ сделан не из земли, которая нас окружает, не из глины, а из праха земли-АДАМА.
Бог проклинает землю-АДАМА из-за поведения Адама и Евы.
Господь не принял дар Каина из-за того, что земля-АДАМА была проклята. Но после потопа Бог снял проклятие с земли-АДАМА.
Каин обрабатывал землю-АДАМА. Потом он был наказан за убийство своего брата Авеля: он был проклят от лица земли-АДАМА.
Допотопный человек Лемех, отец Ноя знал, что Ной своим поступком и действиями сделает землю-АДАМА плодородной, снимет с неё проклятие Бога. В первоисточнике написано, что Ной – мужчина (иш) земли-(АДАМА. Бог принимает решение не проклинать землю-АДАМА из-за человека-АДАМА.
Субстанция земля-АДАМА – святая (в первоисточнике «кадэш»), она произрастила на горе Бога (Хорив) куст, который горит, но сгорает, из среды которого говорил Бог с Моисеем.
В истории о божьем наказании отступников (они провалились сквозь землю) о земле-АДАМА говорит Моисей, который знает о могуществе Бога. О земле-ЭРЕЦ говорится, как о земной поверхности. Так, как видит народ явление, которое происходит перед его глазами.
Земля-АДАМА принимает участие в божеских делах.
Земля-АДАМА в Раю вырастила чудесный плод, который пленил Еву. Вкусив этот плод Ева получила знание и осведомлённость о своём предназначении: рожать людей. Бог в этой истории Змея – помощника земли-АДАМА только наказал, землю-АДАМА – проклял.

Заключение
Земля-АДАМА сказал Бог Моисею – святая. То есть, для человека тайная субстанция, непостижимая для понимания.
Мы не знаем, что такое земля-АДАМА, но можно, оглянувшись вокруг, понять, что библейская земля АДАМА – это одухотворенная природа! Вот слова поэта-философа Фёдора Тютчева (1803-1873) об этом, о природе и людском непонимании и непринятии роли природы:

«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах».

Но не понимание какого-то явления не является причиной неприятия его действий и изучения его видимых свойств.
Для создания необходимого заключения о сказанном можно предположить, что библейская земля-АДАМА – не физическая субстанция, а понятие планетного, космического разума.
Адам и Ева – наши прародители не были первыми людьми (библ. ивр. «то-ЛеД» – «рожать» будешь, слова Бога к Еве). После потопа Бог благословил людей и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю-Эрец.
Земля-АДАМА не обладает известными свойствами планеты. Тело Адама сформировано этой субстанцией. Адам имел образ и подобие Бога. Поэтому, можно, сказать, что библейский Адам – человек, созданный из материала не планеты Земля, а неизвестной субстанции Вселенной.

 

 

Share
Статья просматривалась 469 раз(а)

4 comments for “Адам — человек Вселенной

  1. Инна Беленькая
    13 октября 2017 at 17:40

    Леонид, ваши наблюдения достаточно интересные и интерпретировать их можно, наверное, по-разному, с разных точек зрения. Например, у Штейнберга такая дифференциация объясняется по-другому. Интересно для сравнения, а как в других языках? В мифах других народов? Как, к примеру, у шумеров? Ведь вот этот словесный ряд адам (человек) — адом(красный) — адама(земля) явно несет отпечаток архаических представлений о происхождении человека. Во многих языках человека так и называют «рожденный от Земли». Причем самые разные мифы говорят о создании человека из глины и только красного цвета. Так что Земля предстает в образе Великой Матери. Но и ваша точка зрения тоже правомерна. Но нужно наряду с этим привести и другие мнения. Это уж так водится. Тогда более полновесными будут ваши выводы.

    • Леонид Цальман
      8 декабря 2017 at 9:20

      Интересный комментарий Инны Беленькой касается вопросов мифотворчества. В записи речь идёт о другом предмете исследования. История слова, его толкование позволяет коснуться тайных вопросов познания мира человеком в древности. Я показал эту мысль на примере толкования библейского слова «адомаh». Словотворчество тождественно познанию мира. Толкование слова – это история познания мира, а не оценка во времени процесса мышления человека. Термин «древнее, архаическое мышление» вызывает недоумение. Ведь не может быть древним, например, кровообращение тела человека. Мышление – это работа тела человека, мозга. Архаичным, древним может быть познание мира человеком. И то с оговоркой: с точки зрения нашего времени. И наше познание мира когда-то в будущем назовут архаичным. Но не процесс мышления. Он всегда природный, поэтому современен. Когда я читаю интересные статьи- исследования о словах и языке Инны Беленькой я часто встречающее выражение «древнее мышление» понимаю как «древнее познание мира человеком», и идеи учёного становятся более понятными.
      Как понимать библейское слово «адомаh»? возможно, это древнее понимание человеком идеи Панспермии. Адам — человек вселенского разума.

  2. Инна Беленькая
    10 октября 2017 at 12:51

    Поэтому библейский Адам – человек Космоса, а население разумное – люди, потому, что рожденные (Л-Д корень слова иврита «родить») и земляне, потому, что родились на планете «Земля».
    ________________________

    Какой-то скомканный конец. Расшифруйте, пожалуйста. Значит, слово «люди» происходят от ивритского корня? И вообще причем тут Адам тогда, я не поняла.

    • Леонид Цальман
      13 октября 2017 at 12:45

      Уважаемая Инна! Я принял Ваше замечание. благодарен буду за комментарий.

Добавить комментарий